Газета Спорт-Экспресс от 16 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 марта 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

БЛАТТЕР ИГРАЕТ "В ТЕМНУЮ", А АВЕЛАНЖ ТЯНЕТ ВРЕМЯ

Если международный футбол в преддверии ЧМ-98 объявил вне закона подкат сзади, то в его администрации, разбившейся на кланы, неджентльменских приемов все больше и больше. Освобождается престол. Тут не до Fair play.

Александр ПРОСВЕТОВ - собственный корреспондент "СЭ" во Франции.

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

Какими будут выборы президента ФИФА, назначенные на 8 июня? Безальтернативными? Или все-таки нынешний генеральный секретарь ФИФА 62-летний швейцарец Зепп Блаттер вступит в борьбу с президентом УЕФА 68-летним шведом Леннартом Юханссоном? Время-то еще есть - срок выдвижения кандидатур истекает 7 апреля. Внеочередное заседание исполкома ФИФА, состоявшееся в минувшую пятницу в Цюрихе, так и не выяснило, готовит ли Блаттер "блицкриг".

Созыва заседания потребовали 13 из 24 членов исполкома (хотя было достаточно и 11 голосов). На повестке дня стоял один-единственный вопрос: имеет ли право генеральный секретарь ФИФА быть кандидатом в президенты этой организации? Цель - заставить Блаттера подать в отставку, если он станет претендовать на высший пост, или же - в идеале - побудить его отказаться от борьбы с Юханссоном, чтобы нынешний президент УЕФА победил без оппозиции, как это делали коммунистические руководители и различные африканские лидеры.

Исполком назначает генсека и вправе его снимать. Но для этого надо, чтобы тот был признан профессионально непригодным. Блаттеру же никто не может предъявить претензий в том, что он не справляется со своими обязанностями. С другой стороны, устав ФИФА, насколько известно, не запрещает генеральному секретарю быть кандидатом в президенты. С точки зрения юриспруденции, демарш "юханссоновцев" неловок.

Этим и воспользовался пока действующий президент Жоао Авеланж, который перед жеребьевкой ЧМ-98 в Марселе ясно дал понять, что своим преемником видит Блаттера. После четырех с половиной часов прений он, как сам считает, "закрыл внеочередное заседание". Оппоненты Авеланжа настаивают на формулировке "покинул зал".

Бразилец объяснил свои действия так:

- Я предложил президенту юридической комиссии ФИФА Дэвиду Уиллу подготовить текст о том, как обязан действовать генеральный секретарь в случае выдвижения его кандидатуры. Уилл сказал, что не может этого сделать, так как подписал документ УЕФА, содержащий требование об отставке Блаттера при таком развитии событий. Поэтому я решил, что подготовлю текст сам и представлю его вниманию исполкома, который вновь соберется 8 апреля, когда как раз истечет срок выдвижения кандидатов.

Авеланж также обратил внимание на то, что во многих спортивных организациях место президента занимал человек, который до этого был генсеком. Пример - Федерация футбола... Швеции, в которой именно экс-секретарь сменил в президентском кресле Юханссона. "А сам кандидат Юханссон почему не ушел с поста президента УЕФА и не прекратил руководить тремя комиссиями ФИФА?" - "подколол" бразилец шведа.

Решение Авеланжа приостановить дебаты вызвало возмущение у его оппонентов, ряды которых возглавляет вице-президент УЕФА Антонио Маттарезе. Старание итальянца понятно: он метит в главы УЕФА, а потому ему надо освободить место, то есть передвинуть Юханссона в президенты ФИФА.

- Мы шокированы действиями Авеланжа, - заявил Маттарезе. - Нам предлагают вновь собраться 8 апреля, хотя в этом нет надобности. Решение принято. 13 из 24 членов исполкома, то есть большинство, считает, что Блаттер в случае выдвижения его кандидатуры в президенты ФИФА должен на период до выборов прекратить выполнять обязанности генерального секретаря.

Итак, пока Авеланж отложил выяснение отношений на три с половиной недели. Расчет, кажется, на то, что "либо эмир помрет, либо ишак..."

Группу тринадцати составили представители Европы и Африки, которых соответственно восемь и четыре, а также примкнувший к ним член исполкома от Океании. Достаточно, чтобы переметнулся хотя бы "Океании" - и большинства как не бывало. К тому же нет уверенности и в том, что не изменит позицию кто-нибудь из европейцев или африканцев. Так, на Черном континенте ряд федераций выразил недоумение, что президент Африканской конфедерации футбола Исса Айяту поставил всех перед фактом, заключив секретный пакт с Юханссоном. Остается тайной, что побудило камерунца пойти на этот шаг.

Вместе с тем сам Блаттер, изучив диспозицию, может отказаться лезть в драку. Хотя Авеланж в интервью France Football прямо заявил, что "будет второй кандидат" и что "многие федерации уже предложили его выдвинуть".

- Я ничего не понимаю, - сказал Авеланж. - Четыре года назад те, кто хотел выставить меня за дверь и прийти к власти в ФИФА, избрали своим кандидатом Блаттера. Сегодня же они против него... Этот человек знает футбол. Он многое сделал для его развития и обладает качествами, чтобы стать президентом.

Отзываясь о Юханссоне и Маттарезе, Авеланж напомнил, что эти два деятеля возглавляют комиссию ФИФА, которая должна решать проблемы, связанные с совместной организацией Японией и Кореей чемпионата мира 2002 года. "За два года они провели лишь одно совещание, причем уже спустя полчаса отправились обедать. Так не работают", - заявил бразилец.

- Именно европейцы приговорили Японию и Корею к совместной организации первенства, - добавил Авеланж. - Так почему бы не поделить ЧМ-2006 между Англией и Германией? Или то, что хорошо для Азии, Европе не подходит?

У Юханссона же о поручении организации ЧМ-2002 двум странам осталось доброе воспоминание, потому что "Авеланж обещал чемпионат японцам, а исполком решил по-другому".

- Недопустимо, чтобы президент шел наперекор исполкому, демократически избранному органу, призванному принимать решения, - заметил глава УЕФА. - Я читал, что Авеланж обещал ЧМ-2006 Южной Африке. Блаттер отдавал предпочтение Англии. В то же время я был свидетелем того, как президент ФИФА посулил чемпионат Германскому футбольному союзу.

На вопрос, почему он не покинул пост президента УЕФА, хотя обвиняет Блаттера в использовании служебного положения для агитации в пользу своей кандидатуры, Юханссон сказал:

- Господин Блаттер - очень высокооплачиваемый чиновник ФИФА, который должен использовать свое время и выделяемые ему средства в интересах работы, а не собственной избирательной кампании. Я же занимаю выборную должность на общественных началах. Мой случай отличается тем, что исполком УЕФА единогласно просил меня о выдвижении кандидатуры и обещал свою поддержку. Блаттеру давно пора объявить, какой мастью он собирается играть.