Газета Спорт-Экспресс от 30 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 апреля 1998 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Плей-офф

Сегодня в Самаре и Москве матчами столичного "Спартака" с "Автодором" и "Самары" с ЦСКА стартуют полуфинальные серии плей-офф первенства России. Вторые и, если они потребуются, третьи встречи пройдут 4 и 5 мая на площадках ЦСКА и "Автодора". Если исход полуфинала с участием саратовцев выглядит достаточно предсказуемым - только чудо может помешать "Автодору" выйти в финал, - то армейцам для достижения цели придется приложить немало усилий. Правда, спад, наступивший у ЦСКА после вылета из Евролиги, похоже, позади. Восстанавливается и набирает форму последний из травмированных Игорь Куделин, а рекордсмен ЦСКА-97/98 по количеству травм Александр Гуторов вернулся в строй еще три недели назад.

Александр ГУТОРОВ

Я СЛОВНО ЗАНОВО РОДИЛСЯ

Век профессионального спортсмена недолог - 10, 12, максимум 15 лет. И этот срок может сократить любая серьезная травма. Так что представьте себе чувства Гуторова: три операции в течение восьми месяцев, причем две из них - в марте этого года! Однако желание играть в баскетбол оказалось сильнее всех болячек - уже 12 апреля Туторов вновь вышел на площадку в матче против "Самары".

- Неприятности начались в июле, когда "полетел" мениск, - вспоминает Туторов. - На сборе российской команды я вдруг почувствовал боль в левом колене. Ногу сразу же осмотрел врач сборной Игорь Завьялов. Когда он нажал на колено, я чуть не закричал. Нога сгибалась не полностью и сильно болела. Для подтверждения диагноза сделали томографию и сказали, что необходима операция.

-Когда она состоялась?

- 26 июля в Австрии. В клубе даже есть видеокассета с ее записью. Все, кто видел, говорят, что зрелище не для слабонервных. Но уже через 5 дней я отправился с ЦСКА на сбор в Финляндию. Там, правда, пришлось заниматься по индивидуальному графику. Однако перед стартом сезона - всего через месяц после операции - я уже мог играть. В начале сентября даже принял участие в Кубке Гомельского в Москве.

-С тех пор колено не беспокоило?

- Нет. Сейчас уже и не вспоминаю.

-Что произошло потом?

- До конца года отыграл без каких-либо повреждений, а в январе - новая напасть. В конце месяца ЦСКА отправился на матч чемпионата суперлиги в Минеральные Воды. Прилетели днем, поспали и поехали на тренировку. Тут-то я и почувствовал что-то неладное с позвоночником (причиной второй операции стала грыжа межпозвоночного диска. - П.О.). Доктор с массажистом посмотрели, "поколдовали" - вроде бы отпустило. А утром проснулся - не могу встать: и позвоночник болит, и в ногу отдает. На игру все-таки вышел - отбегал во втором тайме 10 минут, не вспоминая про боль, благо многое получалось (в той встрече Гуторов набрал 10 очков. - П.О.). Но после возвращения в Москву состояние стало ухудшаться с каждым днем.

-Как быстро был поставлен диагноз?

- Не сразу - нужно было сделать специальное обследование. Поначалу сделали несколько уколов. Дело в том, что похожая травма была раньше у Димы Шакулина. Но ему курс уколов помог, а мне нет. Я еще смог провести два матча в Евролиге - с ПАОКом и с "Эстудиантесом". С испанцами играл через боль, через "не могу" - ведь, в случае победы, ЦСКА занимал второе место в группе. Но на этом все и закончилось. Правда, мне дали три дня отдыха перед матчем с "Бенеттоном", но это не помогло. Дошло до того, что просто не мог нормально спать. Разве что полусидя. Нога и вовсе порой стала отказывать. На улице зима была, гололед - так я пару раз чудом не упал. И после возвращения команды из Италии был поставлен правильный диагноз.

-Какое лечение вам предложили?

- Существовали два варианта. Первый - покой, полное отсутствие тренировок, длительный курс специальных упражнений. Не знаю, правильно ли это было, но я выбрал второй метод - операцию. Предварительно пообщался со специалистами и наслушался немало не самых приятных вещей. Кто-то говорил, что на восстановление потребуется 5 месяцев, кто-то - год...

-И все-таки на ваш выбор прогнозы медиков не повлияли, не так ли?

- Первым делом надо было решить, где делать операцию. В госпитале имени Бурденко сказали, что будет большой надрез, а срок восстановления - 5 месяцев. Этот вариант пришлось отложить. Следующий вариант - Латвия, где живет Гундарс Ветра. Там вроде бы уже договорились, но оказалось, что на оформление визы необходимо слишком много времени. Боль же меня уже окончательно доконала. И тогда Валера Тихоненко, за что я ему очень благодарен, порекомендовал прооперироваться в Израиле.

Визу сделали очень быстро - за два дня, и я сразу улетел. Дальше события развивались стремительно. В первые же сутки мне сделали все необходимые анализы, а на следующий день, 4 марта, назначили операцию. Прошла она хорошо, и уже утром я, как ни странно, встал и пошел.

- ?!

- Пришел врач и сказал: "Ты чего лежишь? Давай вставай!" Я с подозрением спрашиваю: "А можно?" Он смеется: "Можно". Ну я и пошел. Ощущение было такое, словно заново родился.

-Когда вам разрешили приступить к тренировкам?

- Сразу по возвращении в Москву. Я мог начинать тренироваться с условием, что буду сам задавать себе нагрузки. Если вдруг появится боль в спине - прекратить занятия на 10 - 15 минут. Только к штанге запретили прикасаться. Но долго восстанавливаться мне не пришлось. Уже 16 марта состоялась следующая операция - на этот раз по поводу аппендицита.

-Что вы чувствовали в тот момент?

- Сильную боль. Такой никогда в жизни не испытывал! Потренировался, вечером пришел домой, перекусил, собрался лечь спать - тут-то все и началось. Три часа не мог уснуть, потом вызвал "скорую". Врач попытался меня осмотреть, но не смог - никак не удавалось расслабить мышцы. Поехали в больницу. Там хирург быстро поставил диагноз и сразу же дал команду готовиться к операции. К счастью, он оказался любителем баскетбола, знал меня по матчам ЦСКА и быстро собрал операционную бригаду. Все закончилось успешно, и на второй день я вернулся домой. Правда, на этот раз к тренировкам пришлось приступить только через две недели.

-Столь быстрое восстановление после всех этих операций стало для вас сюрпризом?

- Еще каким! Может быть, все дело в желании поскорее заняться любимым делом. После последней операции поначалу было тяжело организм оказался сильно ослаблен. Но сейчас чувствую себя так, будто ничего и не было. Когда меня взяли в Самару, думал, что сыграю 3-4 минуты. А получилось гораздо больше (13, за которые Гуторов набрал 8 очков. - П.О.). И отбегал я это время довольно легко. Куда тяжелее дался футбольный товарищеский матч на прошлой неделе против "ОНЭКСИМбанка". Сказалась большая нагрузка на другую группу мышц: после игры не то что бегать - ходить тяжело было. Правда, подобные проблемы возникли и у других ребят.

-Что это был за матч?

- Играли в нашем зале. Два тайма по 35 минут закончились вничью, а в дополнительные 10 минут мы проиграли один мяч. Для нас это очень неплохой результат - насколько мне известно, "ОНЭКСИМбанк" - чемпион Москвы среди банков.

-Каким был состав вашей футбольной команды?

- Тихий (Тихоненко. - П.О.), Антон (Юдин), Гунча (Ветра), Кудя (Куделин) и я. На замену выходили Миша Соловьев, Пан (Панов) и Шакулин. В воротах - наш администратор Николай Ромашкин.

-Однако вернемся к перенесенным операциям. Сейчас не жалеете, что все проблемы решались исключительно оперативным путем?

- Нет. Иначе я мог бы потерять до полутора лет. И не исключено, что когда-нибудь старая травма дала бы о себе знать. Сейчас такой вариант невозможен.

-После всего происшедшего хирургов не боитесь?

- Боюсь. Недавно команда проходила диспансерное обследование, так меня немного даже трясло. Нужно время, чтобы забыть этот год. Главное, чтобы как можно дольше ничего подобного не случилось. Во всяком случае, на ближайшие дни у меня никаких операций не запланировано. (Смеется.)

Павел ОСИПОВ