Газета Спорт-Экспресс от 8 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 июня 1998 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ ПРЕТЕНДЕНТОВ

ШИРОВ ЗАВОЕВАЛ ПРАВО НА МАТЧ С КАСПАРОВЫМ

Алексей ШИРОВ

СВОИ ШАНСЫ В ПОЕДИНКЕ С ЧЕМПИОНОМ МИРА ОЦЕНИВАЮ ОПТИМИСТИЧНО

Поначалу Алексей не соглашался давать интервью спецкору "СЭ": оказалось, у него есть претензии ко мне за некоторые вольности по отношению к нему в моих репортажах из Линареса. Пришлось выяснять отношения, после чего, наконец, Широв сменил гнев на милость.

-Алексей, ваша тренерская бригада на этом матче оказалась довольно представительной. Как в ней появились такие известные и авторитетные гроссмейстеры, как, например, Валерий Салов, Лембит Олль?

- Эмиль Сутовский и Михаил Рычагов помогали мне в Линаресе и были готовы работать со мной и дальше. А после турнира в Линаресе выяснилось, что на этот матч я могу взять еще двух помощников. Выбор пал на Олля и Салова, которые, к счастью, мне не отказали. С Лембитом, кстати, мы раньше уже сотрудничали. К тому же он отличный шахматист, его текущий рейтинг 2650. Ну а Валерий Салов - самый сильный игрок в нашей команде, обладающий, что очень важно, широчайшими стратегическими воззрениями на шахматы. Так что команда получилась просто идеальной!

-Ваши спортивные отношения с Крамником до этого матча складывались в вашу пользу, что многих удивляло, - ведь Владимир всеми рассматривался как реальный претендент на мировое первенство.

- Странно, конечно, что у Владимира, например, с Юдит Полгар счет результативных партии "плюс 20", а у меня с ней - "минус 6", хотя с самим Крамником у нас "плюс 4" в мою пользу… Может, дело тут в том, что стиль одного не подходит другому? Кроме того, я не думаю, что играю хуже Крамника, но, конечно, не настолько лучше, чтобы все время его обыгрывать.

-Вас не удивила "русская партия" в исполнении Крамника?

- Да, этот дебют я просматривал перед матчем меньшее других. И наша подготовка была сбита первой же "белой" партией - Крамник легко уравнял игру в том варианте, который мы анализировали. Стали метаться из стороны в сторону, и матч получился фактически без белого цвета. Одну партию, где встретилась "русская", мне удалось выиграть, но это случилось не из-за дебюта.

-Можно сказать, что ваша стратегия здесь была разрушительной, а не созидательной? Ведь в итоге решающую роль сыграли не дебютные сюрпризы, а действия в конкретные игровые моменты, где вам сопутствовала удача.

- Это правильное наблюдение. Я понимал, что мне не удастся превзойти Крамника в дебютной подготовке, так как времени на это было слишком мало. Я считал, что если сумею компенсировать это его преимущество, то в игре у меня шансы не хуже. Так и вышло.

-За вами закрепилась слава очень опасного тактика, а в этом матче вам удавалось продемонстрировать и очень высокую технику в эндшпиле. Ведь выиграть "разноцвет", который случился в 4-й партии, на высшем уровне редко кому доводилось.

- В этой партии моя техника как раз оказалась не на высоте и был момент, когда Крамник мог форсированно сделать ничью. Просто, видимо, это был не его день, да и не его матч... Что же касается эндшпильной техники, то, считаю, она у меня в целом неплохая. Может, не такая хорошая, как у Салова, но неплохая. Мне удавалось и выигрывать интересные эндшпили, и спасать трудные. Не случайно в своей книге, где собраны мои лучшие партии, я посвятил эндшпилю специальный раздел.

-Многие, и я в том числе, ожидали, что ваш матч будет острым, какими бывали обычно ваши партии в турнирах. Однако эти ожидания оправдались лишь в последней, 9-й партии.

- Как я уже говорил, я оказался фактически без белого цвета, а без него как покажешь особую остроту? Когда же я повел в счете, то старался его удержать. Конечно, в турнире профессионал просто не имеет права играть на 5-м ходу Фе2, как это сделал я в в 8-й партии. Но это все-таки был претендентский матч, которому свойственны своя стратегия и тактика. В тот момент я почувствовал, что мне не надо рисковать и лучше сделать ничью. Поэтому так и играл.

-В 9-й партии план соперника с 3-м ходом f2-f3, похоже, застал вас врасплох. И если бы на 19-м ходу белые сыграли d6-d7, то получили бы большой перевес и шансы на выигрыш.

- Что касается варианта с 3.f3, то я сам так играл 11 лет тому назад в матче с Гатой Камским за право ехать на чемпионат мира для игроков моложе 16 лет. Тот матч я проиграл, и на чемпионат отправился Гата. А в партии, где применил 3.f3, я получил очень большой перевес по дебюту. Но хотя у меня память неплохая, как я ни пытался вспомнить, как проходила та партия и что я смотрел при подготовке к ней, так и не смог этого сделать. Короче говоря, Владимир действительно застал меня врасплох. Но, попав в трудное положение, я сумел собраться и, даже увидев за него ход 19.d7, не испытывал никакой паники. Думал только о том, как играть дальше. И когда я делал ход 21... Фb6, то понимал, что это - победный аккорд в матче.

-Раньше нередко случалось, что в решающий момент вам изменяло самообладание и вы из-за этого упускали шансы на победу. Сейчас, когда вам удалось выиграть решающую партию, можете сказать, что избавились от этого недостатка?

- Конечно, я нервничал перед 9-й партией, у меня были неприятные воспоминания о последнем турнире в Линаресе. Однако сумел справиться с волнением и собраться. Думаю, что в плане улучшения своего психологического настроя я нахожусь на верном пути.

-После турнира в Монако, который вы выиграли вместе с Крамником, вы мне сказали загадочную фразу: "Выиграть у Каспарова будет не труднее, чем у Крамника". Ее можно было понять так: если выиграю у Крамника, то и Каспарова, дескать, одолею... Вы именно это имели в виду?

- В тот момент я считал, что Крамник не слабее Каспарова и если я выиграю первый матч, то смогу выиграть и второй. Сейчас у меня нет такой уверенности, потому что я отдаю себе отчет в том, что Крамник наш матч больше сам проиграл. Но тем не менее свои шансы в матче с Каспаровым я оцениваю оптимистично.