Газета Спорт-Экспресс от 2 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 июля 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-98

АРГЕНТИНА - АНГЛИЯ: В БИТВЕ ПОСЛЕ МАТЧА УЧАСТВОВАЛИ 15 000 ФАНАТОВ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Отношения между Великобританией и Аргентиной всегда были, мягко говоря, натянутыми. По словам классика, "люди они хорошие, только квартирный вопрос их испортил". Столетний конфликт из-за Фолклендских островов отражался и на футбольном противостоянии этих стран. На чемпионате мира 1966 года матч англичан с аргентинцами превратился в побоище, а первый гол Диего Марадоны в 1986 году в Аргентине рассматривался как компенсация за поражение в вооруженном конфликте на островах четырехлетней давности. Нынешний драматический проигрыш англичан имел "боевое" продолжение за пределами стадиона.

АНГЛИЙСКАЯ РАЗМИНКА

К столкновению с аргентинцами англичане начали готовиться загодя. В качестве объектов для тренировки были выбраны сначала безобидные болельщики сборной Туниса, а затем более серьезные "спарринг-партнеры" - группировки афро-французов, отличающихся большой сплоченностью. Разминка прошла удачно: англичан среди арестованных оказалось даже меньше, чем их противников, а французские города по приезде британских фанатов вымирали.

ФРАНЦУЗЫ ПРИНЯЛИ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ...

Власти Сент-Этьена серьезно готовились к возможным последствиям матча Англия - Аргентина. В город ввели дополнительные силы охраны правопорядка, а местным жителям было рекомендовано не высовываться из собственных домов без особой необходимости. На центральной площади города даже демонтировали огромный телеэкран. Дело в том, что многие фанаты не имели возможности попасть на стадион, а устроить драку на открытом пространстве было бы значительно легче. На месте телеэкрана расположился ансамбль, играющий медленные баллады в стиле кул-джаз. Его задачей было настроить болельщиков на мирный лад.

...НО ЭТО НЕ ПОМОГЛО

Собственно говоря, против фанатов все меры, кроме их полной изоляции, бесполезны. Футбольных хулиганов интересует не игра, а лицо врага, желательно разбитое кулаком или пивной бутылкой. А футбол - так, знак принадлежности к определенному клану. Первые столкновения в Сент-Этьене начались уже с утра. Правда, полиции и транспортникам удалось развести маршруты следования аргентинцев и англичан к стадиону. Но поскольку каждой из противоборствующих сторон было продано по 2000 билетов, а в город прибыло значительно больше болельщиков как из Аргентины, так и из Англии, мелких стычек избежать не удалось. В основном они случались в пивных барах и. как правило, прекращались местными вышибалами. Иногда приходилось вмешиваться и полиции. Особенно в тех местах, где солидарность с аргентинцами проявляли афро-французские группировки. Их настроение выразил арестованный утром 20-летний Луси Фуад выходец из алжирской семьи. "Я готов хоть сейчас сколотить интернациональную бригаду по испанскому примеру 1937 года и отправиться отвоевывать Фолкленды у англичан", - заявил Фуад в полицейском участке. Интересно, что получить по физиономии мог любой человек, положительно ответивший на вопрос о наличии у него билета на матч. Таким образом англичане пытались обеспечить себе численное преимущество на стадионе.

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ

Ближе к началу матча обстановка в Сент-Этьене стабилизировалась. Так бывает на войне, когда войска по обе стороны линии фронта застывают в напряженном ожидании. А главнокомандующие ведут переговоры. На этот раз переговоры велись на футбольном поле. Один из французских полицейских признался, что большинство его коллег болело за сборную Англии. "Если победят англичане, думаю, дело обойдется десятком разбитых витрин, - сказал жандарм. - В противном случае даже трудно себе представить масштабы беспорядков". Во время матча на трибунах никаких бесчинств не было. Здесь силы правопорядка отработали на полную катушку. Тем более что количество агрессивно настроенных фанатов не превышало критической массы. Чего не скажешь обо всем городе.

РАЗВЯЗКА

По оценкам полиции, в Сент-Этьене находились примерно 10 000 англичан и 5000 аргентинцев. Но южноамериканцы, как уже упоминалось, получили значительное подкрепление в виде уроженцев бывших французских колоний. Около половины второго ночи в различных местах города будто по команде одновременно вспыхнуло несколько драк. Действия полиции осложнились разбросанностью очагов насилия. Причем хулиганы отличались непредсказуемостью. Например, группа "сочувствующих" французов атаковала швейцарских туристов, приняв их за англичан. Наиболее крупная стычка произошла на площади Жана Жоре, как раз там, где днем играл джаз. Только к утру полиции удалось справиться с беспорядками. О количестве пострадавших и арестованных в последнюю ночь июня пока не сообщается.

ПОСЛЕСЛОВИЕ: С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ

Самым удивительным в этой истории представляется реакция официальных лиц полиции Сент-Этьена. Они обвинили в происшедшем... прессу. Дескать, теле-, радио- и пишущие журналисты своими репортажами о беспорядках провоцировали фанатов на еще большие бесчинства. Более того, по мнению сент-этьенского полицейского начальства, масштабы беспорядков прессой значительно завышены и на самом деле не представляют большой угрозы обществу. Но даже официальные данные о последствиях фанатских разборок говорят об обратном. Начиная с 10 июня на территории Франции были арестованы 700 футбольных хулиганов, в уличных драках пострадали 3200 человек, из них 400 в тяжелом состоянии госпитализированы. Интересно, как отреагирует на заявление своих коллег жандарм Даниэль Нивель, когда выйдет из состояния комы?