Газета Спорт-Экспресс от 24 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 июля 1998 | Хроника

GOODWIL GAMES

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ДО СВИДАНИЯ, ДЖЕККИ!

Сергей РОДИЧЕНКО

из Нью-Йорка

В истории легкой атлетики таких фигур, как Джекки Джойнер-Керси, было очень мало. В истории женской легкой атлетики, наверное, не было вообще. Видимо, Джойнер-Керси можно сравнить с Карлом Льюисом. И потому, что выступали они в одно время, и потому, что оба отличались потрясающей разносторонностью. Но кто помнит, как уходил Карл Великий? Его последний старт пришелся на какие-то достаточно скромные американские соревнования в середине прошлого сентября, где он пробежал этап эстафеты. Уверен, что человек; Завоевавший девять золотых олимпийских медалей, заслуживал большего. Трудно сказать, задумывалась ли об этом Джойнер-Керси. Возможно...

ПРОЩАНИЕ ИЛИ НЕТ?

О том, что нынешний сезон для 36-летней Джекки Джойнер-Керси - последний, было объявлено еще весной. Правда, называли различные "точные" даты ухода. В большинстве предсказаний фигурировали Игры доброй воли, что было достаточно логично: именно в Нью-Йорке можно организовать трогательные проводы, на что американцы большие мастера умеют заработать на сентиментальности. И этот прогноз сбылся - на Играх доброй воли-98 Джекки прощалась с легкой атлетикой. Правда, накануне Игр американская пресса дружно утверждала, что Джойнер-Керси простится только с семиборьем, а затем доведет сезон до конца, выступая в прыжках в длину на этапах "Гран-при". В том числе и на финале в Москве. Но как все будет на самом деле, я узнал только в конце последнего дня легкоатлетической программы Игр.

ПОСЛЕДНИЙ ХЕПТАТЛОН

Организаторы турнира разыграли уход Джойнер-Керси как по нотам. На роль массовки пригласили не статистов, а лидеров. Составили расписание таким образом, что в течение двух дней соревнования семиборок практически не пересекались с другими стартами. И, наконец, последний вид - бег на 800 м - сделали заключительным видом легкоатлетического турнира Игр. Здесь, правда, вышел небольшой прокол.

Предпоследним видом была мужская эстафета 4x400 м. И надо же такому случиться, что блестящая американская четверка на девять сотых секунды улучшила мировой рекорд, установленный сборной США на чемпионате мира в Штутгарте в 1993 году, - 2.54,20! Джером Янг пробежал первый этап за 44,4, Антонио Петтигрю показал на втором 43,2, Тири Вашингтон на третьем - 43,5, а завершил усилия партнеров Майкл Джонсон, преодолевший круг с ходу за 43,1. Зрители довольно долго не могли прийти в себя от случившегося, да и триумфаторы от души заводили их, швыряя на трибуны рекордные шиповки.

А Джекки Джойнер-Керси тем временем готовилась к последнему для себя седьмому виду. Вдруг показалось, что зрители совсем забыли о ней.

Между тем ситуация перед бегом на два круга была для Джойнер-Керси отнюдь не безоблачной: она не имела права проигрывать более трех секунд шедшей второй американке Диди Натан и более четырех - другой представительнице США Келли Блэйр-Лабонти. Остальным надо было отыгрывать гораздо больше. Со старта вперед рванулась наша Ирина Белова, которая в итоге выиграла у основной группы около десяти секунд. Джойнер-Керси почти всю дистанцию бежала последней, однако не отпуская соперниц далеко. Последние метры давались ей с огромным трудом, но Джекки выдержала, проиграв лишь считанные метры. Вот только достаточно ли этого было для победы?

После финиша прошло всего секунд сорок, как диктор объявил по стадиону о победе Джекки. Но показалось, что она этого даже не заметила. А может, и не услышала, поскольку репродукторы на легкоатлетическом комплексе работают из рук вон плохо, а она к тому же была окружена плотным кольцом телеоператоров и официальных лиц.

Но сообщение услышал ее муж и тренер Боб Керси. Он закрыл лицо руками и несколько секунд сидел без движения. Потом снял очки и начал тереть глаза. Но не выдержал и разрыдался.

А затем началось полнейшее безумие. Джекки наконец смогла выпрямиться и, когда подскочивший телекомментатор спросил о том, что она сейчас чувствует, собрала остатки сбитого дыхания и закричала в микрофон: "Прощай, семиборье!" После чего издала торжествующий вопль. А ее супруг, едва придя в себя, начал поливать окружающих минералкой на манер победителя этапа "Формулы-1". Причем естественности в его действиях было на порядок больше, чем у всех формулистов, вместе взятых. Когда вода закончилась, Боб Керси спустился на дорожку и заключил жену в объятия.

ПОРА ПОДУМАТЬ И О ДЕТЯХ

Практически пустой зал для пресс-конференций. Семиборки за тонкой матерчатой стенкой готовятся к награждению. Резко распахивается дверь - и на пороге возникает Боб Керси. В два прыжка он оказывается у микрофона и во весь голос провозглашает: "FINISHED!" ("Кончено!") После чего выуживает из бочки со льдом еще одну бутылку воды и успокаивается почти до самого конца пресс-конференции супруги.

-Скажите, Джекки, сегодняшняя победа в вашем последнем семиборье - это для вас печаль или праздник?

- Без сомнения - праздник. Хотя я уверена, что спустя некоторое время буду вспоминать о нем с грустью. Это понятно. Но я рада, что мой последний старт удался.

-Можете ли вы назвать самый радостный и самый тяжелый моменты в своей карьере?

- Самые лучшие воспоминания остались от мирового рекорда, который я установила в 1986 году, когда стала первой женщиной, преодолевшей рубеж 7000 очков. Этот результат стал как бы точкой отсчета в моей дальнейшей жизни и, думаю, в истории семиборья.

Самый тяжелый эпизод травма на Олимпиаде в Атланте. Тогда я подчинила всю свою жизнь одной цели - завоеванию третьей золотой медали в семиборье, но случайность опрокинула все расчеты.

-Перед последним видом многоборья вы были впереди, но вам нельзя было проигрывать Диди Натан больше трех секунд. Вы волновались перед стартом?

- Да, волновалась. Но это было странное волнение. Я не слишком переживала бы поражение. В конце концов в моей жизни хватало побед. Но у меня была особая ответственность перед зрителями. Уверена, все они хотели, чтобы я ушла победительницей.

-Почему вы выбрали для своего официального ухода именно Игры доброй воли?

- С ними у меня связано очень много приятных воспоминаний. На Играх в Москве в 1986 году я одержала первую крупную международную победу. Затем еще дважды побеждала на Играх. И думала, что четвертый успех на столь крупных соревнованиях будет достойным завершением моей карьеры. Очень рада, что так и произошло.

-Чем, на ваш взгляд, отличается нынешняя женская легкая атлетика от той, которая была, скажем, сорок лет назад?

- Тогда тоже были великие спортсменки - Вильма Рудольф, например. Но, по большому счету, они были одиночками и не имели серьезных конкуренток. Сегодня же в мире есть сотни выдающихся спортсменок. И легкая атлетика от этого только выигрывает.

-А есть ли шанс, что через год вы все-таки вернетесь?

Этот вопрос вызвал у Джекки искренний хохот. И не успела она отсмеяться, как Боб Керси подскочил к микрофону и воскликнул:

-Нет, нет такого шанса! С меня хватит.

И уже чуть успокоившись, продолжил:

- Вы просто не представляете, что такое быть мужем и тренером одновременно. А я испытываю это на себе уже двенадцать лет. От этого можно сойти с ума! Помню, на Играх доброй воли в Москве я опоздал на забег Джекки на 100 метров с барьерами. Ворвался на стадион и спросил у первого подвернувшегося журналиста, как пробежала Джойнер-Керси. Он ответил мне - 12,98. Я подумал, что он не понял моего вопроса, и понесся дальше. Но через несколько метров остановился только тогда до меня дошел смысл слов репортера. Когда Джекки выступает, особенно в семиборье, я становлюсь просто ненормальным. Нет, к черту семиборье! Теперь разве что прыжки в длину. А вообще пора подумать и о детях!

Взрыв хохота в зале поначалу смутил Джекки, но потом она рассмеялась вместе со всеми.

P.S. Последние слова Боба Керси крайне меня заинтересовали. Может быть, Джекки все же решила закончить карьеру не в Нью-Йорке, а в Москве? После пресс-конференции я подошел к Бобу, который вновь обосновался в углу зала.

-Мистер Керси, поздравляю вас с еще одной блестящей победой вашей супруги(рукопожатие).Но я не совсем понял ваши слова. Значат ли они, что Джекки закончила выступления только в семиборье, но продолжит соревноваться в прыжках в длину и, возможно, примет участие в финале "Гран-при" в Москве? Меня это очень интересует, поскольку я приехал из России.

- Да, я действительно сказал, что Джекки, возможно, еще будет прыгать. Но речь идет только о соревнованиях в США. В Европе моя жена больше выступать не будет. А по большому счету, я хотел бы, чтобы она вообще забыла о соревнованиях. Ну сколько можно?!