ХРОНИКА |
ИГРЫ ДОБРОЙ ВОДИ |
ТРАДИЦИИ И ВРЕМЯ
Евгений РУБИН |
Из Нью-Йорка |
Легкоатлетический турнир Игр доброй воли закончился еще в минувшую среду. Но каждая телетрансляция с Игр по-прежнему обрамлена кадрами, в центре которых - Джекки Джойнер-Керси. Ее называют величайшей спортсменкой Америки всех времен, с гордостью перечисляют ее мировые рекорды и олимпийские победы, показывают улицу Нового Орлеана, где она родилась и выросла. Этот всплеск славы - прощальный салют. 36-летняя Джекки уходит.
Уходит и остается. Став известной еще на Олимпиаде 1984 года, она стала одним из лидеров движения за равные права женщин в спорте. Джекки не оставит эту деятельность, как не оставила ее, уйдя с беговой дорожки, Вильма Рудольф, как продолжает ее, распрощавшись с теннисом, Билли-Джин Кинг.
В победах американских спортсменок в первенствах по футболу, баскетболу и хоккею на последних Олимпиадах есть заслуга Джекки и ее соратниц. Они добились введения законов, согласно которым учебные заведения США должны проявлять равную заботу о развитии мужского и женского студенческого спорта, ассигновать на них одинаковые средства.
Сегодня у женщин-теннисисток то же число турниров, что у мужчин, на их соревнованиях сопоставимые по размеру призовые фонды. Это правило действует уже два десятилетия. В борьбу за него первой вступила Билли-Джин, и теннисистки называют ее своей благодетельницей.
Артур Эш - первый среди чернокожих мужчин победитель Уимблдона - посвятил всю свою послеспортивную жизнь до последнего дня вовлечению в теннис негритянских детей. Его дело продолжил Маливай Вашингтон. Плоды их труда мы можем видеть во время крупных теннисных соревнований.
Америка знает и любит своих выдающихся атлетов. Но таких, как Джекки Джойнер-Керси, выделяет особенно - за бескорыстное общественное служение. Поэтому прощание с Джекки, как некогда с Билли-Джин и Артуром Эшем, было особенно торжественным и трогательным.
Эти люди тратит на помощь тем, кто в ней нуждается, свои деньги, время и душевные силы. Они привлекают к благотворительности своих коллег - спортивных профессионалов, работают в комиссиях и комитетах по подготовке законодательных проектов, собирают подписи под петициями, выступают на сессиях Конгресса.
Благотворительность вообще свойственна американскому спорту. Практически каждый высокооплачиваемый атлет занимается такого рода деятельностью. Спортсмены постоянно жертвуют крупные суммы на создание негритянских колледжей и содержание детских больниц, оплачивают обучение одаренных детей в спортивных школах.
Уже и среди выходцев из бывшего СССР есть спортсмены, вставшие на этот путь. Хоккеист Сергей Федоров рассказывал мне, что помогает материально людям, когда убеждается, что им требуется поддержка. Другой хоккеист, Алексеи Яшин, выделил из своих средств два миллиона долларов на приглашение в Канаду русских артистов.
Однако на развитие детского спорта у себя на родине, насколько мне известно, жертвует личные деньги лишь литовский баскетболист Шарунас Марчюленис, долгое время игравший в командах НБА. Другие пока нуждами отечественного спорта не озабочены.
Видимо, это объясняется отсутствием традиции. Когда спорт находился на государственном обеспечении, филантропия была немыслима и неуместна. Теперь острая нужда в благотворительности звезд футбола, хоккея, тенниса, фигурного катания, зарабатывающих за рубежом миллионы, очевидна.
Традиции рождает время. В России это время настало.