Газета Спорт-Экспресс от 31 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 июля 1998 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 18 тур

Игорь РАБИНЕР

"Зенит" Анатолия Бышовца рано сбросили со счетов. Уверенной победой в Москве над "Торпедо" новый главный тренер сборной России продемонстрировал, что клубных амбиций у него вовсе не поубавилось.

Домашнее поражение в прошлую среду от ЦСКА ввело в заблуждение многих наблюдателей - мол, Бышовца нынче интересует только сборная, и "Зенит" во втором круге обречен на провал. Но сам факт, что Бышовец жестко поставил перед Вячеславом Колосковым условие работы в "Зените" до конца сезона-98, говорил о том, что он не рассматривает питерский клуб лишь как трамплин в сборную. А отношение тренера передается и игрокам.

Нервная неделя перед выборами на исполкоме РФС, бесспорно, не дала Бышовцу возможности нормально подготовить команду к матчу против ЦСКА. А тут еще и пустые трибуны "Петровского" из-за дисквалификации - при таком "шумовом оформлении" зенитовцы в отличие от того же "Торпедо" дома играть не привыкли. Вот и проиграл 22 июля "Зенит", что породило мнение о грядущем провале команды. Но стоило Бышовцу сбросить с себя груз предвыборной борьбы и вновь сосредоточиться на клубных делах (характерно, что он отбыл в Питер после выборов поздно вечером, не оставшись ночевать в столице), как все встало на свои места.

Существует, правда, в отношении игроков из Санкт-Петербурга опасение другого рода. Зная, что через полгода им будет представлен новый главный тренер, кто-то может бросить играть - все равно, дескать, обойдется без последствий. Но и эту вероятность, надо полагать, Бышовец предусмотрел, коль скоро сразу же после выборов сказал: "До конца года остаюсь в команде, и только потом будет принято решение". Какое решение, тренер не уточнил. И оставил игроков "Зенита" в неведении. Что, вполне вероятно, заставит каждого из них отрабатывать до последней минуты последнего матча сезона на 100 процентов своих возможностей.

Между прочим, небольшой исторический экскурс говорит о том, что клубные тренеры, посреди сезона приходившие к рулю сборной, доводили чемпионат до конца большей частью успешно. В 1982 году Валерий Лобановский, пришедший на смену Константину Бескову, привел киевлян к серебряным медалям - да и то лишь потому, что в последнем туре "Спартак" не приложил сверхусилий, чтобы отобрать очки у минского "Динамо", и проиграл - 3:4. В 86-м тот же Лобановский сделал киевлян чемпионами СССР. Олег Романцев в 94-м привел "Спартак" к очередному российскому чемпионскому званию. В таких случаях на следующий год, как правило, следовал откат - причем вне зависимости от того, оставался в клубе прежний наставник или приходил новый. В 83-м Лобановский, когда получил сборную, отдал бразды правления Юрию Морозову - 7-е место. В 87-м Лобановский, вновь получив сборную, в клубе остался - 6-е место. И "Спартак" в 95-м впервые в истории чемпионатов России опустился с первого места на третье.

Так что история подсказывает: в год назначения нового тренера сборной его клуб по инерции продолжает идти вперед на полном ходу - сказывается отличная подготовка к сезону и работа в ходе его. А вот затем тот же наставник неизбежно начинает уделять больше внимания сборной, а новому нужно время, чтобы притереться к команде. Да и на фоне человека, назначенного руководителем сборной, новый тренер может показаться игрокам недостаточно авторитетным. А если он, чтобы завоевать мнимое расположение футболистов, резко снижает требования, они садятся ему на шею, и команда кубарем катится вниз - именно так случилось в 83-м в Киеве при Юрии Морозове. И вернувшемуся в 84-м Лобановскому потребовалось два года, чтобы привести сбившийся киевский механизм в порядок.

Все это говорит об одном: в нынешнем сезоне санкт-петербургский "Зенит" может не беспокоиться за свою судьбу. Но вот накануне следующего, если Бышовец все-таки решит сосредоточиться на национальной команде, президенту клуба Виталию Мутко надо будет семь раз отмерить, прежде чем назначить нового главного тренера.