Газета Спорт-Экспресс от 14 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 августа 1998 | Хоккей

ХОККЕЙ

КУБОК "СПАРТАКА"-98

Вадим ЕПАНЧИНЦЕВ

ХОЧУ ВЕРНУТЬСЯ В СБОРНУЮ

Заокеанская карьера многих российских игроков, которые уезжают попробовать свои силы в НХЛ, разворачивается по схожему сценарию: тренировочный лагерь, короткий разговор с менеджером и длительная ссылка в фарм-клуб, выбраться откуда крайне трудно. Это неудивительно, потому что все звезды давно играют за границей, а игроки среднего уровня в США не нужны. Тем не менее странной показалась новость о том, что недавний кумир спартаковских болельщиков Вадим Епанчинцев так и не смог прижиться в довольно посредственной "Тампе" и провел предыдущий сезон в клубе НХЛ.

Почему это произошло? За ответом на этот вопрос корреспондент "СЭ" обратился к самому Вадиму, который будет выступать на Кубке "Спартака" в составе команды "Звезды России".

- Подписал контракт я еще в России, когда был игроком "Спартака", а через месяц уехал в тренировочный лагерь "Тампы", - начал разговор Вадим. - Я был готов к драке за то, чтобы попасть в "основу" клуба: на сборы приехало около 70 человек, каждый из которых был уверен, что только он достоин играть в НХЛ. Морально я даже настроился провести первые год-два в "фарме": поднабраться опыта, понять специфику НХЛ. Ничего принципиально нового для себя в "Тампе" я не открыл, разве что тренировки в НХЛ гораздо интенсивнее, чем здесь. Но на тот момент мне как раз надо было заниматься своей физической формой: из-за непривычно маленьких площадок в НХЛ приходится много бегать. О том, что я успешно справлялся с новыми задачами, свидетельствует статистика: я не проиграл ни одного из четырех "выставочных" матчей, в которых отдал две голевые передачи, а закончил игры с общим показателем +3. Каково же было мое разочарование, когда в последний день на базе ко мне подошел генеральный менеджер "Лайтнинг" Фил Эспозито и сказал, что меня отправляют в фарм-клуб. Мол, состав команды определился уже давно, а в Штатах я первый год и надо набраться опыта и привыкнуть к североамериканскому хоккею. На прощание Эспозито пожелал как следует проявить себя в фарм-клубе и пообещал следить за моими успехами.

-Слова своего он, похоже, не сдержал. Сезон 1997/98 был для "Тампы" провальным: она набрала меньше всех очков и заняла последнее место в дивизионе. Эспозито, кажется, был готов хвататься за соломинку, однако о вас почему-то не вспомнил...

- Ничего удивительного. Дело в том, что фарм-клубом "Тампы" является команда ИХЛ "Кливленд Ларбоджекс". Она независима от "Тампы", в ней играет много "стариков", которые живут в Кливленде не один год. Состав там наигранный, и тренера вполне устраивает. Мне нужно было зарекомендовать себя, набирая очки, а я вместо этого просиживал штаны на скамейке запасных или даже на трибуне. Такая же судьба, кстати, постигла и еще одного россиянина - Алексея Кривченкова.

-Но ведь шанс отличиться у вас наверняка был?

- В том-то и дело, что нет. В состав я попадал, только когда получал травму кто-либо из опытных игроков. Но и в этих случаях тренер ставил меня в третье звено, которое работает по принципу "бей-беги". Мои попытки играть в пас не встречали у партнеров никакого понимания. Для них главное - подраться, а сам хоккей уже не так важен. В итоге за 30 игр, проведенных за Кливленд, я набрал всего 15 очков.

- Значит, в целом уровень клубов ИХЛ ниже, чем российских?

- Я бы так не сказал. Вы же помните итоги турне "Крыльев Советов" и ЦСКА по североамериканским фарм-клубам, когда из 10 матчей россияне выиграли всего два. А общий уровень ИХЛ еще выше. В "Кливленде", например, первые два звена были весьма приличные. Там, в частности, выступали два обладателя Кубка Стэнли в составе "Питтсбурга" - единственный игравший в НХЛ кореец защитник Джим Пэк и 37-летний капитан команды Джо Каландер. А вот с финансовой точки зрения все обстоит иначе: сейчас в некоторых российских командах платят раза в два больше, чем в канадских фармах.

-С проблемой адаптации в Америке вам пришлось столкнуться?

- Главная проблема, с которой поначалу сталкивается большинство российских хоккеистов, - это языковой барьер. Мне еще в России все в один голос твердили: учи английский сейчас, в США будет поздно. Я совета не послушался, о чем сейчас жалею. В мой первый вечер в Кливленде ребята устроили в баре командную вечеринку с участием болельщиков, на которой каждый из игроков должен был выйти в центр зала, представиться и что-то пожелать своему клубу. Я узнал об этом только в баре и просто остолбенел: все, что в школе учил, из головы моментально вылетело. Я смог только выйти в центр зала, сказать "Hello" да позвать следующего по номеру игрока. Английский начал изучать уже в Кливленде: купил компьютер со специальной программой и ежедневно часа по три работал. Только через полгода прилично заговорил. Жаль, что мне не удалось рассказать об этом Эспозито: из "Тампы" мне так ни разу и не позвонили.

-Вам не мог помочь бывший партнер по "Спартаку" и один из лидеров "Лайтнинг" Александр Селиванов? Он все-таки зять Эспозито...

- У Саши в то время своих проблем было невпроворот. У него испортились отношения с тогдашним тренером "Тампы" Терри Криспом, и на лед его выпускали мало. Селиванов сильно переживал, но тем не менее находил время позвонить мне, поддержать. Я очень рад, что к концу сезона он смог доказать, что по праву считается лучшим игроком клуба.

-Итак, с первой попытки вам не удалось "взять" НХЛ. Что дальше?

- 11 сентября начинается очередной тренировочный сбор - это будет мой единственный шанс в году утвердиться в основе "Тампы". За этот год я многому научился, так что может получиться. Если, конечно, мне дадут сыграть в выставочных матчах. В НХЛ бывает, что игрок приезжает на базу в прекрасной форме, а ему так и не предоставят возможности показать себя. Тут дело в отношении американцев к иностранцам: при прочих равных условиях любой российский игрок должен быть на голову выше, чтобы обойти своего американского конкурента.

-Многие российские игроки, у которых не пошли дела в НХЛ, уже вернулись в Россию. У вас такого желания не возникало?

- По крайней мере еще один сезон в "Ларбоджекс" я проводить не намерен. Почему? До тех пор, пока я выступаю в Кливленде, для меня закрыты двери в сборную России. Не было такого, чтобы в нашу национальную команду пригласили игрока, выступающего в фарм-клубе. А игры за сборную - прекрасный шанс доказать скаутам и менеджерам НХЛ, что в свое время они ошиблись в оценке игрока Епанчинцева. Так что, если дела в "Тампе" у меня не сложатся, я вернусь в Европу, может быть, и в Россию. Вчера как раз разговаривал по телефону со своим бывшим партнером по спартаковской тройке Дмитрием Клевакиным: его новая команда "Авангард" отправилась на сбор в Чехию, а он из-за травмы остался дома. Такая ностальгия охватила - для меня ведь нет лучших партнеров, чем Клевакин и Шаламай. Может, мы опять в одной тройке когда-нибудь сыграем, а?

Никита КИМ