Газета Спорт-Экспресс от 18 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 сентября 1998 | Остальные

ШАШКИ

Александр ШВАРЦМАН

Я - БЕЗРАБОТНЫЙ ЧЕМПИОН МИРА

Россиянин Александр Шварцман сделал то, что казалось невозможным. Он выиграл в Ижевске изнурительный матч у казавшегося непобедимым 8-кратного чемпиона мира по международным шашкам Алексея Чижова и завоевал титул лучшего игрока планеты.

В ИЖЕВСКЕ ПЕРЕПУТАЛИ 20 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ С 30 ТЫСЯЧАМИ РУБЛЕЙ

-Сейчас, через неделю после окончания матча, о чем вы вспоминаете чаще всего?

- О том, насколько тяжелым был чемпионат. Мировое первенство - марафон, победителем которого становится не только тот, кто лучшеиграет в шашки - в этом мы с Алексеем стоим друг друга, но тот, кто более грамотно распределяет свои силы на всю дистанцию матча. Напряжение было колоссальным, и тем приятнее, что нам с Чижовым удалось сохранить прекрасные отношения. Ни до, ни после соревнований не было и намека на психологическую войну между нами. Мы, к примеру, всегда оставались на сцене после игры, чтобы проанализировать только что завершившуюся партию. Такое, поверьте, бывает нечасто.

-Вы чувствуете, что вам удалось сокрушить настоящую шашечную легенду?

- Конечно, ведь я одолел соперника, который за последние 10 лет не проиграл ни одного матча. Другое дело, что стать чемпионом мира я должен был еще два года назад, на турнире в Африке. Тогда перед последним туром я опережал Чижова на пол-очка, но в решающей партии ни с того ни с сего уступил голландцу Клерку и таким образом фактически подарил титул Алексею. Однако меня не покидало ощущение, что я лучший. Это мнение разделяли и специалисты: в Голландии многие подходили и говорили, что будут болеть за меня, потому что я - единственный в мире, кто может сегодня одолеть Чижова.

-То есть страха перед Алексеем вы не испытывали?

- Ни в коей мере. Более того - он был для меня хорошим раздражителем: хотелось доказать, что не уступаю ему ни в чем. Кстати, Чижов тоже никого не боится, однако ко мне всегда относился более чем серьезно.

-Какие сильные стороны Чижова вы могли бы отметить?

- Он знаменит прекрасной физической и психологической подготовкой. Его фантастическая вера в себя подчас граничит с самоуверенностью. Я сейчас имею в виду не только спортивную грань его таланта, потому что человека три-четыре в мире играют в шашки не хуже него. Но вот такой уверенности в своих силах нет ни у кого. Кроме того, Чижов прекрасно считает варианты, в чем я убедился во время матча. Когда мы анализировали партии, Алексей показывал возможные продолжения в той или иной позиции. Широта его мышления поражает. В то же время выяснилось, что сильные стороны Чижова являются одновременно его слабостью. Я это понял во время все тех же анализов, когда Алексей пытался доказывать свое преимущество даже в очевидно худших для него позициях. И неудивительно, что в ключевой момент матча его подвела именно самоуверенность. В решающей партии второго сета сложилась позиция, предоставляющая ему довольно богатый выбор продолжений. Алексей, не задумываясь, быстро сделал ход, отдал шашку и без борьбы проиграл. Выиграй он тогда - матч бы закончился и мне пришлось бы отложить мечту о чемпионстве еще на два года.

-Был ли какой-то призовой фонд?

- Был, но, к сожалению, не такой, что обещали организаторы до начала соревнования. Я ведь согласился играть на родине Чижова, только когда Алексей сказал, что город намерен установить невиданный по шашечным меркам призовой фонд в 20 тысяч долларов. А за несколько дней до начала матча выяснилось, что организаторы перепутали доллары с рублями. Они были готовы раскошелиться на 30 тысяч рублей - и эти деньги по ходу матча стремительно обесценивались. Если бы эта информация была у меня до матча, то я не поехал бы в Ижевск. Да, судьба нечасто предоставляет возможность выиграть чемпионский титул, но я должен был показать, что к профессиональным спортсменам следует относиться с должным уважением.

-Почему вы все-таки решили выйти на матч?

- Не ради себя - ради шашек. Мой друг и секундант молдаванин Ион Доску сразу посоветовал мне высказать все, что я думаю, собрать вещи и уехать. Но я остался в Ижевске, так как понимал, что матч принесет пользу нашему виду спорта и в творческом, и в материальном плане. Я, кстати, благодарен организаторам за то, что они сразу сообщили о сложившейся ситуации. Да и в остальном претензий у меня к ним нет. Наоборот, спасибо за то, что они организовали чемпионат, который по большому счету никому не был нужен. В Голландии, скажем, первенство, которое оспаривали двое русских, никого особо не интересовало, а в Москве... Интерес москвичей к матчу и шашкам в целом - это разговор особый.

ЕСЛИ МОСКВА ОБО МНЕ НЕ ВСПОМНИТ, Я ЭМИГРИРУЮ В ГОЛЛАНДИЮ

- В этом городе никому не нужны ни я, ни мои результаты, ни сама игра, - продолжает Шварцман. - После матча прошло две недели, и ни одному чиновнику даже в голову не пришло позвонить и поздравить меня с победой. Пожалуйста, напишите в "СЭ", что при первой же возможности я из столицы уеду. Куда угодно - хоть в какой-нибудь российский городок, хоть в ту же Голландию. Может быть, тогда в мэрии вспомнят, что шашки являются неотъемлемой частью нашей культуры и нельзя так наплевательски относиться к чемпиону мира. Я оказался в безвыходной ситуации и морально готов к эмиграции. Олимпийский комитет России бросил шашистов еще несколько лет назад. Федерация у нас тоже неважная - с работающими в ней людьми лучше дела не иметь. Да и смысла нет - они себя-то прокормить не могут. А с 1 мая этого года я и вовсе стал безработным. Раньше какие-то деньги платили в спорткомитете Министерства обороны - я числился там на ставке инструктора. Но в связи с реформой министерство сократило около 300 спортсменов, в число которых попал и я. Ума не приложу, что теперь делать. Может, Лужкову написать?

-Такое отношение к шашкам и шашистам - отличительная черта российских чиновников или за границей дела обстоят не намного лучше?

- Сложный вопрос. Спортсменам на Западе живется, конечно, легче. Но в той же Голландии - Мекке современных шашек - чистых профессионалов почти нет. Основной доход Вирсмы, Сейсбрандс и Клерка составляют гонорары за то, что они ведут шашечные рубрики в различных газетах. В турнирах голландцы почти не выступают, потому что поддерживают свои имидж и всегда запрашивают за участие довольно внушительные суммы, которые организаторы не могут им обеспечить.

-А может ли шашист прожить за счет выступления на турнирах?

- Судите сами. В октябре я намерен поехать в Голландию на престижный международный турнир, призовой фонд которого - 1000 американских долларов. Сумма, согласитесь, не впечатляет, тем более что ни проезд, ни проживание в прошлом году организаторы мне не оплатили. Ситуация сложилась очень странная: в мире растет популярность шашек, а вот денег на развитие этого вида спорта как не было, так и нет. На мой взгляд, в этом виноваты чиновники из Международной федерации, которая за все время своего существования не вложила в шашки ни копейки. Они только и умеют, что приезжать на турниры и собирать деньги с участвующих в них спортсменов. Хотя богатых спонсоров найти можно - в Бразилии, например, в каждом втором кафе стоит столик с начерченной на нем стоклеточной доской. И в африканских странах шашки популярны. В каком-нибудь Сенегале, к примеру, в них играют все - от дворника до премьер-министра.

-Говорят, что шашки стремительно теряют свою популярность из-за того, что им угрожает так называемая "ничейная смерть". Людям, мол, неинтересно наблюдать за матчем, в котором на 20 партий приходится лишь одна результативная.

- Это справедливо только для классических русских шашек, которые действительно исследованы почти до конечной позиции. Но здесь совсем недавно придумали интересное изменение. Теперь партия начинается с так называемой жеребьевки дебютов: в начальной позиции переставляют две шашки, после чего играются две партии. Это приводит к тому, что игрок вынужден думать с первых же ходов - теории ведь никакой нет. Благодаря этому нововведению творческий потенциал русских шашек фантастически вырос. Что же касается шашек международных, то им такая кардинальная реформа в ближайшее время не грозит. Ведь даже последний матч на первенство мира оказался довольно результативным: мы сыграли с Алексеем 15 партий, три из которых закончились победой. Это весьма неплохой показатель для игры на таком высоком уровне. Кроме того, по слухам, Международная шашечная федерация намерена в этом году предложить довольно любопытную новинку: теперь победа в партии будет стоить 3 очка, ничья - одно, а поражение, естественно, ноль. Такие правила заставят шашистов играть более агрессивно, рискованно.

-Есть ли какая-то надежда на то, что отношение к шашкам в нашей стране изменится?

- Вряд ли. Полностью разрушена старая система подготовки чемпионов. А достойной смены тем же Чижову и Шварцману нет и не будет, потому что сейчас непросто заманить в наш вид спорта детей. Слишком много соблазнов появилось - те же компьютерные игры. А резаться в DOOM гораздо проще, чем научиться играть в по-настоящему мудрую игру. Меня-то жизнь никогда не ставила перед альтернативой выбора профессии: я уже в восьмом классе понял, что шашки станут делом моей жизни.

-Вы сейчас не жалеете о том решении?

- Ни капли. Шашки - мой любимый мир, и я не имею права обижаться на судьбу, осуществив мечту всей жизни, - став чемпионом планеты.

Никита КИМ