Газета Спорт-Экспресс № 246 (1855) от 4 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 ноября 1998 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 4-й тур

Андрей ТИХОНОВ

ВСЕ ГОЛЫ РОНАЛДО В НАШИ ВОРОТА БЫЛИ СЛУЧАЙНЫМИ

О настрое и состоянии команды перед важнейшим матчем мы беседовали с автором гола в весеннем домашнем матче с "Интером" Андреем Тихоновым в понедельник вечером в Тарасовке.

- Что случилось со "Спартаком" в Новороссийске?

- Надо признать, что мы на этот матч должным образом не настроились. Он ничего не решал, и мы подошли к нему несерьезно. Отсюда и счет, и плохая игра. Но это стало для нас хорошим уроком, и могу обещать, что с "Интером" мы покажем совсем другой футбол.

- Говорят, в раздевалке после матча игрокам крепко досталось от Романцева?

- Состоялся серьезный разговор, в котором главный тренер дал всем понять, что так играть нельзя. Такие беседы, конечно, встряхивают. Когда футболисты плохо сыграли и тренер им "напихал", они чувствуют, что виноваты и надо исправляться. И играют следующий матч с удвоенной энергией.

- Говорят, Романцев ночью после игры в Новороссийске даже не позволил игрокам разъехаться по домам, завезя всех на базу?

- Нет, это неверная информация. Просто мы прилетели в два часа ночи, и многие ребята предпочли отправиться в Тарасовку. Но ехать домой было вовсе не запрещено.

- Давно замечена тенденция, что после плохой игры в России "Спартак" в Лиге чемпионов играет прекрасно, а после хорошей, наоборот, следует неудача.

- Дай Бог, чтобы эта тенденция в этот раз подтвердилась. Думаю, лучше, если после плохой игры в России будет следовать хорошая в Европе, чем после замечательного матча в нашем чемпионате - отвратительный в Лиге.

- Как можно охарактеризовать состояние "Спартака" перед матчем против "Интера"?

- Мы прекрасно понимаем, что эта игра действительно особая. Если выигрываем, у нас очень хорошие шансы пройти дальше, играем неудачно - все надежды сходят на нет. Но на своем поле мы постараемся сыграть так, чтобы не было стыдно перед самими собой и болельщиками.

- Романцев говорил о том, что настрой команды на золотой матч с "Шинником" был гораздо выше, чем на первую игру с "Интером".

- Дело в том, что в Москве мы не становились чемпионами с 1993 года. Это не Питер, Волгоград или, скажем, Новороссийск, и мы хотели сделать настоящий подарок нашим болельщикам. Поэтому настрой на игру с "Шинником" действительно был особым. Перед "Интером" же, полагаю, настрой был нормальным, но уже в игре что-то сломалось. В том числе лично у меня - считаю, что сыграл не больше, чем на 50 процентов своих возможностей. Почему-то у меня не пошло с первых же минут.

- Начал "Спартак" тот матч за здравие - спустя 20 минут после начала матча по ТВ показали процентное соотношение во владении мячом, и у красно-белых значилась абсолютно нереальная цифра "70"...

- "Интер" отдал нам середину поля, поэтому у нас и мяч держался. Но впереди, за исключением нескольких ударов издали, моментов, по сути дела, и не было. У "Интера" - тоже, за исключением выхода один на один, когда ошибся Дима Хлестов. А потом пропустили первый гол, начали регулярно ошибаться, "привозить" себе контратаки, и миланцы поймали кураж. Мы сами испортили игру и поплатились за это.

- Какие ошибки, сделанные в Милане, будут недопустимы в Москве?

- Мы очень медленно переходили от обороны к атаке, и соперник успевал отходить в защиту. При том, что у "Интера" защищаются все 11 человек, медленная игра в середине поля, перекатывание мяча поперек поля было делом изначально бесперспективным. Поэтому я думаю, что успех в среду нам могут принести быстрые контратаки.

- То есть, по-вашему, надо отдать "Интеру" территорию?

- Нет, я имею в виду другое. Миланский клуб вряд ли будет отсиживаться в обороне и тоже будет наступать. И вот после его атак нам и надо будет гораздо быстрее доставлять мяч вперед. Ну и, конечно, все зависит от самоотдачи каждого из игроков. Если мы смогли осилить "Реал", почему бы не справиться и с "Интером"?

- "Спартаку" необходимо выигрывать. Готова ли команда вести игру с позиции силы, атаковать все 90 минут?

- Все 90 минут с "Интером" давить нереально, все-таки эта команда не из двора пришла. В современном футболе такого не бывает. В том-то и дело, что нужно почувствовать момент, когда надо будет "задавить" соперника, прессинговать, а когда, наоборот, сбить темп и спокойно контролировать мяч.

- По прогнозам синоптиков, в день игры может выпасть снег. Как это может повлиять на ход матча?

- Качество игры, конечно, пострадает. Поле в Лужниках неважное, оно не сравнимо даже с газоном на "Динамо", не говоря уже о европейских полях, а снег вообще может прилично испортить футбол. И будет он, я считаю, на руку "Интеру", поскольку разрушать всегда легче, чем созидать.

- Романцев после матча в Милане заявил, что такой "Интер" спартаковцы обязаны обыгрывать. Согласны?

- Действительно, если бы каждый игрок сыграл в свою силу, мы обыграли бы итальянцев. Да мы обязаны были это сделать!

- Матчи с "Интером" и "Черноморцем" объединяет то, что команда хорошо начинала, а потом проваливалась. Не говорит ли это о проблемах с физической подготовкой?

- Нет, я считаю, что мы физически готовы нормально. Матчи с "Реалом" и "Шинником" это подтверждают. Все дело в психологии.

- Евгений Ловчев заметил интересную закономерность: если рассматривать игру в матче с "Интером" каждого футболиста по отдельности, то почти все сыграли ниже своих возможностей. А командная игра в целом при этом выглядела в общем-то достойно.

- Если бы при командной игре каждый из нас еще и играл на сто процентов своих возможностей, мы бы уже выиграли Лигу чемпионов.

- Не сложился ли у "Спартака" комплекс Роналдо?

- Все голы, которые он нам забивал, были случайными - с отскока. Скажем, в Милане, когда Саша Филимонов не удержал мяч. Да, Роналдо здорово чувствует эти моменты, но против нас у него не было таких эпизодов, как в матче с "Бари" (я смотрел второй тайм по НТВ+), когда он двух обыграл на бровке, третьего в штрафной и отдал голевой пас. Мы такого ему не позволяли. Я считаю, что в лучшей форме это сильнейший игрок в мире, но пока его состояние не то, чтобы с ним нельзя было справиться.

- Как может повлиять на игру отсутствие Хлестова у "Спартака" и Джоркаеффа, Винтера и Зе Элиаса - у "Интера"?

- На первый взгляд у соперника потери серьезнее - выбыли три основных игрока. Но о такой скамейке, как у них, мы можем только мечтать - у "Интера" в запасе сидит целый состав, который практически равноценно может заменить тех, кто на поле, а для нас потеря любого игрока почти невосполнима. Вот и сейчас больше, чем полкоманды, имеет по желтой карточке.

- Кстати, это влияет на игру?

- Да. Во время матча в Милане у меня в подсознании все время сидела мысль, как бы не ударить кого-то, чтобы не пропустить игру в Москве. Над любым игроком этот фактор довлеет - когда у тебя желтая карточка, лишний раз не пойдешь в подкат. В Европе за такие нарушения сразу "горчичник" показывают.

- В среду можно играть более раскованно - ведь следующий матч со "Штурмом" теоретически должен стать самым легким в групповом турнире.

- Я так не считаю. "Штурм" теперь знает нашу силу, да и сам он сыграл уже несколько матчей в Лиге, пооббился на этом уровне. "Штурм" - команда приличная, и нельзя выходить против них с малейшей долей самоуверенности. "Черноморец" нам лишний раз это доказал.

- Как бы вы объяснили резкое изменение в психологии спартаковцев? В Лиге чемпионов 93-го и 94-го годов состав команды вроде бы был не хуже, однако только сейчас футболисты стали ставить себя на одну доску с европейскими суперклубами.

- Раньше у нас было мало опыта игры в Европе. По именам состав действительно был неплохим, но мы ведь и по игре тогда уступали практически всем. Не говоря уже о результатах - 1:5 от "Барселоны", 1:4 от "Монако" и "ПСЖ". А сейчас этот опыт появился, и благодаря ему мы стали чувствовать, когда нужно усилить натиск, а когда сбавить темп, отойти в оборону, начать играть на контратаках. И с этим опытом пропал страх и появилась уверенность. Чего теряться? В этих суперклубах играют такие же люди, как и мы, которые точно так же могут ошибаться.

- Когда же произошел этот перелом в осознании игроками "Спартака" своей силы в Европе?

- После матчей с "Аяксом". Конечно, перед поединками с "Реалом" или "Интером" нервничаешь, начинаешь думать о них за несколько дней. Но мы уже никого не боимся. Выходим и играем, невзирая на имя соперника.

- Как вам тот факт, что на утро понедельника уже было продано 60 тысяч билетов?

- Да?! Это просто здорово - не поверите, как вдохновляет, когда заполнен весь или почти весь стадион. С "Реалом" трибуны не замолкали все 90 минут и подпитывали нас своей энергией. Дай Бог, чтобы в этот раз Лужники были переполнены. Мы сделаем все, чтобы отблагодарить болельщиков.

- Что бы вы предпочли, если бы у вас был выбор - хорошее поле на "Динамо" при меньшем количестве болельщиков или неважный газон в Лужниках, но более 80 тысяч зрителей?

- Выбрал бы Лужники, конечно. Поле вещь важная, но болельщики важнее. Кроме того, на "Динамо" люди мокли бы и мерзли. В Лужниках совершенно иначе.

- Ваши близкие пойдут на игру?

- Мои родители ходят на каждый матч. А вот жена сейчас такой возможности не имеет - у нас маленький сын, которому три с половиной месяца, и она должна быть с ним. Поэтому ей придется довольствоваться телеэкраном.

Игорь РАБИНЕР