СПОРТ-ЭКСПРЕСС БАСКЕТБОЛ |
ЗОЛОТО СЕУЛА |
САБОНИС СКАЗАЛ: "НОГА МОЯ, ГОЛОВА - ТОЖЕ. Я ПОЕДУ НА ОЛИМПИАДУ"
НАШИ МОГЛИ ПОБЕДИТЬ И В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ
Подготовка сборной СССР к Играм в Сеуле началась, можно сказать, еще до окончания предыдущей Олимпиады в Лос-Анджелесе, которая прошла без участия советских спортсменов. Руководствуясь политическими мотивами, правительство СССР вместе с остальными странами соцлагеря приняло решение бойкотировать главное соревнование четырехлетия, что стало настоящей трагедией для всех атлетов, в том числе и баскетболистов. В 1984 году наша сборная реально претендовала на золотые медали и, по мнению тех, кому удалось-таки осуществить олимпийскую мечту спустя 4 года, ни в чем не уступала команде сеульского образца.
Сергей ТАРАКАНОВ,форвард сборной СССР-88: "Тогда у нас была команда нисколько не хуже, если не лучше. Имея в составе молодого, здорового Сабониса, Ткаченко и Валтерса, находившихся в отличной форме, тех же Хомичюса и Куртинайтиса, мы могли бы на равных играть с американцами во главе с Джорданом и Юингом. Незадолго до Игр-84 на предолимпийском турнире в Париже наша команда разгромила всех соперников с разницей в 30-40 очков. Но, к сожалению, в Лос-Анджелес мы не поехали. Пришлось ждать еще 4 года".
В новый олимпийский цикл сборная вступила с новым главным тренером Владимиром Обуховым, сменившим на этом посту Александра Гомельского. Официального сообщения об отставке Гомельского нигде, правда, не публиковалось, но поговаривали, что причиной послужили имеющиеся у него проблемы с выездом за границу. Как бы там ни было, на чемпионат Европы-85 в Германию, а также на состоявшееся в следующем году в Испании первенство мира команду повез Обухов. Однако если в первом турнире набравшая еще при Гомельском обороты сборная одержала уверенную победу, то во втором потерпела фиаско. Располагая звездным составом, она завоевала в Мадриде серебряные медали вместо, казалось бы, гарантированных золотых.
Александр ВОЛКОВ,форвард сборной СССР-88: "Не хочу обижать Обухова, при котором, собственно, я и попал в сборную, но ему не хватило опыта работы со взрослыми мужскими командами. Он много лет тренировал юниоров (именно Обухов возглавлял сборную 1964 года рождения, в которой играли Сабонис, Марчюленис, Тихоненко, Миглиниекс, Сокк и сам Волков. - "СЭ") и, придя в первую сборную, не смог удержать ее в руках, потерял контроль над игроками. В команде произошел раскол, пропала дисциплина, результатом чего стало второе место в Испании. Хотя, конечно, мы должны были выигрывать этот чемпионат. С возвращением Гомельского все пришло в норму".
Вскоре после ЧМ-86 руководство федерации баскетбола вернуло Гомельского в сборную, осознав, что только он может сладить с этой командой.
БЕДА
Незадолго до отъезда сборной в Афины на чемпионат Европы-87 Арвидас Сабонис, выполняя на тренировке в Новогорске очередное упражнение, упал и, крича от боли, схватился за ногу. Диагноз врачей был неутешителен: разрыв ахиллова сухожилия. Так за полтора года до Олимпиады наша команда лишилась своего главного козыря.
Пролежав несколько дней в Центральном институте травматологии и ортопедии и испытав на себе все прелести отечественной бесплатной медицины ("Когда меня привезли из Новогорска в ЦИТО, то с ходу кинули на грязную койку и оставили на ней на двое суток, пока не появились, наконец, врачи", - вспоминал потом литовский центровой), Сабонис попросил забрать его оттуда. Вскоре он вылетел в Вильнюс, где был прооперирован известным литовским микрохирургом Кястутисом Виткусом. Операция на правой ноге, по оценкам специалистов, прошла великолепно - на одном из врачебных консилиумов было высказано предположение, что уже через полгода баскетболист сможет приступить к тренировкам. Но через месяц случилось еще более страшное: проходя курс лечения в доме отдыха в Паланге, Арвидас оступился на лестнице и вновь порвал прооперированное только что сухожилие! Срочно последовало еще одно хирургическое вмешательство. И хотя эта операция тоже прошла успешно, для многих стало очевидным: турнир в Сеуле Сабонису придется пропустить. "Какая тут Олимпиада, когда под вопросом вся дальнейшая карьера игрока?" - говорили литовские врачи.
Валерий ТИХОНЕНКО,форвард сборной СССР-88: "Травма Сабониса всех очень расстроила. Не нужно говорить, как много Арвидас значил для команды. Без него Олимпиаду нам было бы ни за что не выиграть".
Сергей ТАРАКАНОВ: "Сабонис был все равно что половина команды, и мы оказались в шоке, узнав, насколько серьезна его травма. До сих пор не понимаю, как можно играть, дважды порвав ахилл на одной ноге. Лично я считал случившееся результатом не очень серьезного подхода Арвидаса к своей подготовке. Бог наделил его уникальным талантом, сравнимым, на мой взгляд, разве что с талантом Джордана. Однако Сабонис непростительно легкомысленно относился к своему дарованию. По этому поводу, кстати, у нас с ним было много споров".
СПАСИБО "АТЛАНТЕ"
Сезон-87/88 прошел без Сабониса. Афинский чемпионат Европы, накануне которого с ним случилось несчастье, завершился неудачей: возглавленная снова Гомельским команда в драматичном финальном матче уступила грекам, которых раньше всерьез не воспринимала. Впрочем, на фоне неудовлетворительного результата (таковым в те годы считалось любое место, кроме первого) все-таки был и положительный момент: у сборной появился новый лидер - Шарунас Марчюленис. Литовский защитник входил в число кандидатов в национальную команду и прежде, однако всякий раз оказывался "13-м лишним". После первенства в Афинах он, наконец, получил всеобщее признание (по итогам 1987 года Марчюленис занял второе место в списке лучших игроков Европы, пропустив вперед только грека Никоса Галлиса).
Спустя пару месяцев после афинского первенства сборная СССР приняла участие в турнире McDonald's, где состоялась ее первая встреча с профессионалами НБА, представленными клубом "Милуоки Бакс". И хотя мы вчистую уступили американским профи - 100:127, этот матч, несомненно, пошел команде на пользу. В том же 1987 году 6 советских баскетболистов - Марчюленис, Волков, Тихоненко, Гоборов, Сокк и Жуканенко - были приглашены в тренировочный лагерь другого клуба НБА "Атланта Хокс" и провели там около двух недель. Завязавшаяся в преддверии Олимпиады-88 дружба с "Атлантой" оказалась для нашей сборной как нельзя кстати. В июле 1988-го, всего за месяц с небольшим до начала Игр в Сеуле, "Атланта", возглавляемая известным тренером Майком Фрателло, приехала в СССР на серию товарищеских матчей. За те 11 дней, что "Ястребы" провели в нашей стране, они трижды сыграли со сборной СССР. В первых двух матчах - в Тбилиси и Вильнюсе - профессионалы победили (соответственно - 85:84 и 110:105 в овертайме), но в Москве успех сопутствовал хозяевам - 132:123. Это была первая в истории баскетбола победа европейцев над клубом НБА, которая до сих пор остается и единственной.
Римас КУРТИНАЙТИС,защитник сборной СССР-88: "Игры против "Атланты" очень помогли нам. Помню, после одной из них Майк Фрателло сказал, что русские могут побиться в Сеуле за золото и победить американцев. Его слова тогда были с удивлением восприняты за океаном, где все считали свою команду заведомым чемпионом Олимпиады".
Сергей ТАРАКАНОВ: "Матчи с профессионалами НБА много дали нашей сборной не только в игровом, но и чисто в психологическом плане. Было приятно осознавать, что ты играешь с ними на равных. Мы хорошо подготовились к матчам с "Атлантой": за месяц до этого на предолимпийском турнире в Голландии наша команда обыграла всех, в том числе и югославов".
Александр ВОЛКОВ: "Предолимпийский турнир стал пиком для сборной без Сабониса. В Голландию приехали все сильнейшие команды Европы, чтобы побороться за право выступить на Олимпиаде. Многие предсказывали, что сборной СССР будет очень трудно завоевать одну из трех путевок на Игры-88, но мы в итоге разнесли всех в пух и прах. Единственные, кто боролся с нами на равных, - это югославы. В последние дни турнира голландские зрители под впечатлением нашей игры даже вывесили на трибунах плакат с надписью: "Советские Глобтроттерс". Однако, несмотря на столь успешное выступление, было ощущение, что без Сабониса противостоять американцам в Сеуле нам будет тяжело".
ВОЗВРАЩЕНИЕ АРВИДАСА
Гомельский тоже прекрасно понимал, без Сабониса Олимпиаду не выиграть. Он попытался сделать то, что казалось утопией для всех, включая самого Арвидаса, - вернуть в сборную игрока, который не появлялся в ней почти полтора года. Большую часть реабилитационного периода Сабонис находился в Америке: сначала в Атланте, куда приехал по инициативе Тэда Тернера - известного телемагната и владельца той же "Атланты Хокс", а затем в Портленде. Клуб "Портленд Трэйл Блэйзерс", задрафтовавший литовца в 1986 году под № 24, выделил ему своего главного врача Роберта Кука и дал возможность пройти самый современный курс терапии. Главный тренер олимпийской сборной США Джон Томпсон даже выразил свое недовольство по этому поводу: мол, "Блэйзерс" помогают русским, готовя к Играм их лучшего игрока.
Форсировать восстановление Сабониса в Америке не собирались. Литовская общественность, в свою очередь, постаралась сделать все возможное, чтобы оберечь национальное достояние республики от союзной сборной - на карте стояло будущее Сабониса. Однако Гомельский перехитрил всех. Незадолго до Олимпийских игр он уговорил своего любимчика приехать в Москву на обследование. На специальном консилиуме литовские врачи, вооружившись всевозможными научными материалами, доказывали то, что и без этого всем было понятно: Сабонису на Олимпиаде играть нельзя. Медицинское вече продолжалось не один день и закончилось... победой Гомельского! После разговора с ним Сабонис сказал врачам: "Нога моя, голова - тоже. Я принял решение: еду на Олимпиаду". Гомельский же пообещал Арвидасу: "Если нога заболит, играть не будешь. Просто посидишь на скамейке. Этого достаточно для того, чтобы нагнать страха на соперника, а главное - поддержать ребят".
Шарунас МАРЧЮЛЕНИС,защитник сборной СССР-88: "Оппозиция с литовской стороны была сильной и в принципе правильной. Но Папа пошел на хитрость. Он убедил всех, что Саба если и выйдет на площадку, то только на пару минут. Однако в сборной все хорошо понимали: Арвидас ни за что не согласится сидеть на скамейке и будет играть не пару минут, а все 40. Все ребята понимали, что даже с травмой Сабонис поможет команде".
Согласие Сабониса, впрочем, отнюдь не гарантировало, что он сможет играть: за неделю до отъезда наш центровой еще сильно хромал. И тут за дело взялся врач национальной сборной Василий Авраменко. Во многом благодаря ему Арвидас сумел преодолеть последствия тяжелейшей травмы.
Василий АВРАМЕНКО,врач сборной СССР-88: "Я начал готовить Сабониса по комбинированной методике, объединив рекомендации врачей из Портленда и литовских хирургов, а также используя собственный практический опыт. Каждое утро по 2-3 часа занимался с ним по разработанной системе. Старался сделать так, чтобы он был максимально полезен команде, а главное - не случилось третьего разрыва ахилла. Конечно, риск был, но я считал, что при грамотном, бережном подходе его можно свести к минимуму".
Римас КУРТИНАЙТИС: "Саба пришел в команду в самый последний момент и придал нам моральных сил. Поначалу речь шла о том, что он лишь поедет с нами и играть не будет. Сегодня, когда меня спрашивают, бывают ли на свете чудеса, я отвечаю утвердительно и привожу в доказательство историю с Арвидасом".
Валерий ТИХОНЕНКО: "Когда выяснилось, что Сабонис поедет на Олимпиаду, все сразу вздохнули с облегчением".
Сергей ТАРАКАНОВ: "Предположение, что травмированный Сабонис, не проведя ни единой тренировки с командой в течение полутора лет и не готовый физически, добавит нам мощи, казалось по меньшей мере наивным. Только с таким феноменальным талантом можно было сделать то, что сделал он".