ФУТБОЛ |
СТАДИОН "СПАРТАК": КАК, ГДЕ, КОГДА
Разговоры о строительстве спартаковского стадиона ведутся очень давно, и многие уже разуверились в том, что это когда-нибудь произойдет. Но сейчас дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки. Мэр Москвы Юрий Лужков распорядился выделить земельный участок для возведения арены, после чего появилась надежда на то, что многократный чемпион страны наконец-то обретет в столице свою "жилплощадь".
За подробностями корреспондент "СЭ" отправился к генеральному директору "Спартака" Юрию ЗАВАРЗИНУ, в рабочем кабинете которого стоит макет будущего стадиона.
- Месяц назад вопрос о выделении "Спартаку" земельного участка в Москве зашел в тупик. Но сейчас, судя по выступлениям президента клуба Олега Романцева, ситуация несколько изменилась.
- У нас есть копия письма, завизированного вице-мэром Москвы Шанцевым, в котором дано указание господину Кузьмину из Москомархитектуры и господину Дамурчиеву из Москомзема рассмотреть вопрос о выделении земельного участка в районе станции метро "Ботанический сад" под строительство стадиона ФК "Спартак". Если эти руководители поставят свои визы, то вопрос в принципе должен решиться положительно.
- На плане, который вы мне показали, вся территория поделена на три участка. Какой из них будет предоставлен "Спартаку" в ближайшее время?
- На сегодняшний день мы реально можем рассчитывать только на участок № 1, расположенный рядом с метро "Ботанический сад". Его площадь - 21,5 га. Этого вполне достаточно для строительства стадиона с небольшой инфраструктурой. Остается лишь оформить все надлежащие документы.
- Вы встречались по данному вопросу с мэром Москвы?
- Он в курсе наших проблем. Еще в январе на чествовании "Спартака" Лужков обещал нам помочь со стадионом. 27 июля этого года мы написали письмо на имя Юрия Михайловича, в котором были изложены наши пожелания относительно земельного участка под стадион. Рассмотрев нашу просьбу, мэр Москвы дал добро и сделал соответствующее распоряжение. Осталось только согласовать этот вопрос с Москомархитектурой и Москомземом.
- Когда будут готовы все документы?
- Надеюсь, в ближайшие месяц-полтора.
- Этот участок № 1 достанется вам бесплатно?
- Да.
- А вообще сколько он стоит?
- Примерно 14,5 миллиона долларов.
- Почти годовой бюджет "Спартака".
- Наш бюджет даже чуть меньше, поэтому заплатить такую сумму нам не под силу.
- А какова ситуация с остальными двумя участками?
- На участке № 2 расположен стадион "Искра", который мы хотим превратить в современный спортивно-оздоровительный комплекс.
- А что там сейчас?
- Четыре теннисных корта, три футбольных поля, тренажерный зал, зал аэробики, несколько саун. Ни один из этих объектов ломать мы не собираемся, просто они будут модернизированы. Вдобавок ко всему собираемся построить бассейн, которого сейчас там нет.
- Насколько я знаю, территория, на которой расположен стадион "Искра", арендуется различными организациями.
- Да. Срок аренды истекает в 2000 году. Кстати, "Искра" принадлежит московским профсоюзам, которые в свое время заявили, что готовы передать нам этот объект. Мы, в свою очередь, согласны использовать его совместно с профсоюзами.
- А что представляет собой участок № 3?
- Эта территория принадлежит Ботаническому саду. Однако на сегодняшний день она практически бесхозная и зимой используется для свалки мусора. В перспективе мы планируем построить здесь семь-восемь тренировочных полей и тренировочную базу.
- Почему вопрос с земельным участком не мог решиться раньше?
- Против строительства стадиона в этом месте почему-то возражал спорткомитет города Москвы.
- Эта организация как-то влияет на ситуацию?
- Ее мнение учитывается, поскольку она отвечает за все спортсооружения в нашей столице. Несколько месяцев назад Москомархитектуры и префектура Северо-Восточного округа возражали против строительства стадиона на этом месте. Интересно, что когда на одном из совещаний председатель комиссии Москомзема спросил, кто против строительства, все присутствовавшие, которых было человек 20, удивленно пожали плечами, в том числе и представитель Москомархитектуры. Вроде бы никто не против, но и разрешения нам не дают.
- Вам приводили какие-то доводы?
- Тогда нам ничего толком не объяснили. Но по-моему, все эти организации опасаются, что при строительстве собственной арены мы снесем "Искру", которая сейчас используется местными жителями. На самом деле никто закрывать этот стадион не собирается. "Искра" как была спортивно-оздоровительным центром, так им и останется. Просто в будущем мы планируем придать "Искре" более современный вид. Рынок мы там точно строить не будем.
- Напомните, какова будет вместимость стадиона.
- 52 тысячи. Все обычно спрашивают, почему именно 52, а не, скажем, 48? Дело в том, что по положению УЕФА финал Лиги чемпионов может проводиться на стадионе, вмещающем более 50 тысяч зрителей. Надо учитывать такую перспективу.
- В какую сумму обойдется строительство?
- Порядка 250 миллионов долларов. Конечно, это огромные деньги. Но мы хотим построить не просто стадион, а спортивный комплекс со всеми удобствами и вспомогательными структурами, которые позволят эксплуатировать его не только в течение футбольного сезона, но и круглый год. Стадион должен окупать себя.
- Как быстро он сможет это сделать?
- По нашим подсчетам, примерно за 10 лет.
- Есть ли сейчас у клуба необходимые средства, чтобы начать строительство?
- Естественно, всей суммы у нас нет. Да она пока и не нужна. Сначала нам необходимы деньги для первоначального проектирования. Уже есть ряд компаний, с которыми мы сотрудничаем и которые готовы профинансировать начальный проект. Имеется у "Спартака" и программа привлечения средств непосредственно на строительство стадиона.
- И сколько потенциальных инвесторов уже откликнулось на ваше предложение?
- Их достаточно. Многие компании уже готовы и проектировать, и начинать строить. С этим проблем нет, даже несмотря на финансовый кризис в стране.
- Если вопрос о выделении земельного участка будет решен положительно, когда может начаться строительство?
- Предположительно во второй половине следующего года. По словам специалистов, рельеф местности там такой, что работы нужно начинать либо в сентябре, либо ранней весной. Проектная часть работ занимает от 6 до 12 месяцев плюс 2-3 года уйдет непосредственно на возведение стадиона.
- Вы уже прикидывали, кто будет строить - наши или иностранцы?
- Предложений у нас масса. На начальном этапе работ мы, скорее всего, отдадим предпочтение нашим строительным компаниям. Это и дешевле, и зарекомендовали они себя хорошо. Возьмите, например, недавно реконструированную кольцевую автодорогу. Там все сделано на высшем уровне. Что же касается отделочных работ, то здесь ведущие позиции пока занимают зарубежные фирмы. Кстати, у нас уже было предложение из Франции от компании, которая строила "Стад де Франс". Французы прислали нам письмо, в котором выражалась готовность выполнить весь комплекс работ - от проектирования до строительства.
- Так в чем проблема?
- Нужны финансовые гарантии. Этот вопрос мы рассматривали до кризиса, когда у нас нормально функционировали банки, которые могли выступить в качестве гарантов перед французами. Но после 17 августа все гарантии в нашей стране закончились.
- Не так давно вы говорили, что клуб рассматривает вариант строительства спартаковского стадиона в Московской области. Это был тактический ход или серьезные намерения?
- Никакой не тактический ход. Когда вопрос о выделении земельного участка в Москве зашел в тупик, мэр подмосковного Лыткарина выразил готовность бесплатно предоставить нам землю у себя (Заварзин достал план Лыткарина и показал предлагавшиеся участки для строительства стадиона. - А.М.). Вот эти участки - площадью 50 и 110 га.
- Будете ли вы обращаться за какой-то помощью к болельщикам?
- А нам и обращаться не надо. Многие люди, переживающие за "Спартак", пишут в клуб, звонят: чем мы можем вам помочь? Некоторые присылают деньги. Недавно один болельщик прислал перевод на 3 миллиона рублей - лишь бы у "Спартака" был свой стадион. Есть и организации, готовые оказать нам посильную поддержку. Мы от нее не отказываемся, рассматриваем любые предложения. Допустим, если кто-то из состоятельных людей хочет выкупить для себя или для своих детей и внуков место в ложе VIP, мы можем уже сейчас обсудить это. Или, скажем, рекламная компания предлагает нам заплатить за 10 лет вперед за право размещать свою рекламу в каком-то определенном секторе будущего стадиона. То есть вариантов множество, и все они уже используются в мировой практике.
- Сколько "Спартак" тратит в год на аренду чужих стадионов?
- Порядка миллиона долларов. И это только прямые потери. А ведь существует еще такое понятие, как упущенная выгода. У нас нет возможности наладить в полном масштабе продажу своей атрибутики. Не можем бороться с пиратской продукцией, потому что не имеем права контролировать торговлю у арендуемого нами стадиона. А если бы арена принадлежала нам, то при хорошей организации дела мы могли бы получить 2-3 миллиона долларов прибыли.
- Есть ли у вас предчувствие, что сейчас вопрос со строительством стадиона наконец-то решится?
- Есть. Но даже если бы предчувствия не было, мы все равно продолжали бы активно работать в этом направлении. Потому что стадион "Спартаку" необходим как воздух. В конечном счете все зависит от Юрия Михайловича Лужкова. Кто бы ни чинил нам препятствия, в городе есть хозяин, который может решить любой вопрос. К счастью для нас, мэр Москвы неравнодушен к спорту и любит футбол. А значит, мечта о спартаковском стадионе должна осуществиться.
Алексей МАТВЕЕВ