ФУТБОЛ |
СЕГОДНЯ НОЧЬЮ - БРАЗИЛИЯ - РОССИЯ |
СТРОПТИВЫЙ ЭЛБЕР ОЧЕНЬ РАД СЫГРАТЬ С РУССКИМИ
"Полагаю, я достаточно одарен, чтобы составить вместе с Роналдо атакующий дуэт. Да и имя у меня уже есть. Раньше в газетах против моей фамилии всегда указывали - "бразильский форвард". Сейчас журналисты уже пишут просто Элбер, и всем все понятно". После трех голов в ворота эквадорцев в последнем на сегодня матче тетракампеонов (5:1) нападающий мюнхенской "Баварии" вправе говорить так. Сегодня атакующие возможности одного из лучших снайперов бундеслиги испытает на себе сборная России.
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Франкфурта |
Я помню, как упорно и самоотверженно трудился Джоване Элбер на тренировке сборной Бразилии перед весенним товарищеским матчем с Германией в Штутгарте. Он смотрел на тогдашнего наставника четырехкратных чемпионов мира Марио Загалло, как на Бога, готов был по его команде грызть траву на поле "Готтлиб-Даймлерштадиона" - того самого, где совсем еще недавно в составе "Штутгарта" творил чудеса. Но владыки небесные благоволят к нам не всегда. На матч с чемпионами Европы, участвовать в котором Элбер так мечтал, Загалло его не поставил.
Спустя несколько месяцев все тот же тренер хладнокровно разбил хрустальную мечту 26-летнего Элбера - выступить на мировом чемпионате во Франции. Конечно, пока в составе были такие гении атаки, как Роналдо и Ромарио, Джоване понимал: в лучшем случае можно рассчитывать лишь на 10-20-минутные выходы на замену. Но когда Ромарио отправили домой, у него, как он тогда думал, появился шанс творить вместе с Роналдо. Увы, Джоване ошибся: он оказался Загалло не нужен. Может, маститый наставник совершил промах, если вспомнить беспомощность бразильской атаки в финале. Элбер же гробовым голосом комментировал матчи своей сборной во Франции по германскому телевидению...
После отставки его злого гения - Марио Загалло - жизнь футболиста резко изменилась. Возглавивший сборную Вандерлей Люксембурго оказывается, внимательно следил за Элбером еще с 1991 года. "Я впервые увидел Джоване на юниорском чемпионате мира в Португалии, - рассказывает новый тренер бразильцев. - С тех пор я с интересом наблюдаю за его футбольной карьерой. Выступая в Германии, Элбер добился большого прогресса". Более того, Люксембурго, совмещающий тренерские посты в сборной и клубе "Коринтианс", признался: "Очень хотел бы к началу следующего года заполучить Джоване в свою команду. Жаль, что этот трансфер практически неосуществим". Не избалованный похвалами тренеров своей страны Элбер, узнав об отношении к нему Люксембурго, сказал: "Все это, как сон. Никогда бы не подумал, что ко мне проявят такой интерес".
Конечно, никто бы не приглашал Джоване в сборную, тем более в бразильскую, если бы он затерялся в бундеслиге. И в общем-то можно было понять Загалло, когда он отказался от услуг Элбера, не слишком ярко проведшего свой первый сезон в "Баварии". Поступив летом 1997 года на службу сюда, бразилец надеялся, что сразу же заставит говорить о себе в превосходной степени - так, как это было в "Штутгарте", где вместе с Балаковым и Бобичем он составлял знаменитый "магический треугольник". Но выбиться в люди форварду-иностранцу, даже самому известному, в "Баварии" всегда было непросто: это испытали на себе француз Папен, итальянец Риццителли, колумбиец Валенсия. К тому же эмоциональному Элберу трудно было найти себя в команде, где поначалу у него не было друзей - таких, например, как Бобич, с которым они до сих пор регулярно вместе проводят отпуск - кстати, всегда в Бразилии.
Но время лечит. Сейчас Элбер - абсолютно свой человек в "Баварии", а один из лучших его друзей в команде - чемпион мира Лизаразю, с которым они при любых обстоятельствах находят повод для шутки. Так было и после того, как Джоване с подачи француза забил свой второй гол в домашней встрече с "Кайзерслаутерном", в котором чемпион Германии был повержен со счетом 4:0. Сразу после того как мяч оказался в сетке, Элбер и Лизаразю присели на колено друг против друга на траве "Олимпиаштадиона" и, дружно приподняв по ноге, изобразили позу, в которую собаки обычно становятся во время прогулки у первого дерева... Позже Элбер, пытаясь смягчить произведенное этой выходкой впечатление, не слишком убедительно говорил, что хотел показать публике упражнение на растягивание, над которым они больше всего смеются на тренировках.
Подобные выкрутасы Элбера, разумеется, раздражают Оттмара Хитцфельда, хотя тренер "Баварии" и говорит, что "в атаке команда располагает лишь одним форвардом по-настоящему мирового класса и фамилия его - Элбер". Его огромную роль в неоспоримом лидерстве мюнхенцев подтвердил и матч с "Айнтрахтом", в котором Джоване из-за перебора желтых карточек не участвовал. Именно во Франкфурте мюнхенцы потерпели первое и единственное пока в сезоне поражение. После этого Хитцфельд строго предупредил подопечного, что если он не будет держать себя в руках, то заплатит штраф.
Но куда денешь латиноамериканский темперамент. Празднуя гол Циклера в ворота "Мюнхена 1860", Элбер схватил мяч и со всей силы ногой запустил его на трибуну. Судья хладнокровно вынес предупреждение, а Хитцфельд оштрафовал бразильца на 5000 марок. Но это был лишь первый шаг в перевоспитании: через несколько дней легионер вновь был наказан деньгами - на сей раз за то, что без уважительной, по мнению тренера, причины отсутствовал на обязательной для игроков встрече с журналистами. Оправдываясь, Элбер заявил, что он был очень голоден. А потом добавил: "Возможно, у европейцев иначе, но бразильцы как минимум дважды в день должны принимать горячую пищу..."
И, наконец, последнее (пока?) наказание последовало непосредственно перед отправлением в Форталезу - по окончании матча со "Штутгартом". Элбер снова получил предупреждение - он с негодованием отшвырнул за пределы поля мяч после того, как судья посчитал, что в одном из эпизодов он подыграл себе рукой. Хитцфельд же хладнокровно "навесил" очередной штраф в 5000 марок. "15 тысяч за неделю - это уже слишком, - жалуется Элбер. - Здешние судьи просто меня преследуют..."
В общем, отъезд на матч сборной оказался как нельзя кстати. "Мне в Европе явно не хватает солнца, - заявил перед вылетом на родину бразилец. - Я счастлив, что отправляюсь домой, рад, что сыграю с русскими".