Газета Спорт-Экспресс № 280 (1889) от 16 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 декабря 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

ТРЕНЕРСКИЕ ТЕРЗАНИЯ "БАФАНА БАФАНА"

Сегодня открывает новую страницу в своей истории сборная Южной Африки - она проведет первый матч под руководством нового главного тренера - Тротта Молото. Соперником станет чемпион Черного континента - команда Египта. А до этого любимое детище южноафриканцев - "Бафана Бафана" - почти четыре месяца оставалось практически без присмотра.

АППЕТИТ ПРИШЕЛ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

Тренерские терзания начались после чемпионата мира. Когда "Бафана Бафана" отправлялись во Францию под руководством француза Филиппа Труссье, назначенного на свой пост в самый последний момент, наполеоновских планов в стране вроде бы не строили. Южноафриканская футбольная ассоциация (ЮАФА) считала главным достойно представить свое государство в дебютном выступлении на всемирном форуме. Тем более группа, куда попали подопечные Белого Шамана, была довольно сильной - Франция, Дания и Саудовская Аравия. Однако перед последним туром южноафриканцы вопреки пессимистическим прогнозам домашних оракулов не потеряли шансов пройти дальше. Правда, саудовцев обыграть не удалось (2:2), на чем первый выход в "высший свет" и завершился, но и краснеть за себя "Бафана Бафана" вроде бы не заставили.

Однако реакция в Южной Африке была явно неадекватной. Несколько сотен разгневанных болельщиков собрались в аэропорту Йоханнесбурга, чтобы намять бока бывшим кумирам. Пресса обвинила южноафриканских игроков в том, что они больше заботились о своих замысловатых прическах, чем об игре и хорошем результате. А ЮАФА и вовсе проявила жесткую реакцию на французскую эпопею. Она оказалась неожиданной для всех, и прежде всего для Труссье, уже начавшего строить планы подготовки к очередным турнирам. Да и начало отборочного турнира Кубка Африки-2000 было не за горами, а ведь именно победа в этом соревновании в 1996 году стала переломным моментом в возвращении южноафриканцев с задворок мирового футбола. Тем не менее, вернувшись с родины, тренер-француз получил расчет. А процесс поиска его преемника приобрел свойственный загадочной Африке мистический характер.

ГУЛЛИТА И ПАРРЕЙРУ ЗАВЛЕЧЬ НЕ УДАЛОСЬ

Первым - и по времени, и по приоритетности для ЮАФА, и по теплой дружбе с главным болельщиком "Бафана Бафана" президентом страны Нельсоном Манделой - кандидатом считался Рууд Гуллит. Все детали контракта были согласованы, оставалось только скрепить его подписями сторон. Однако в этот момент Гуллиту подвернулся соблазнительный вариант в клубе английской премьер-лиги "Ньюкасл". И "летучий голландец" с легкостью поменял африканское далеко на прекрасно знакомый ему Туманный Альбион.

Но и в отсутствие главного фаворита список претендентов на вакантную должность оставался обширным, причем состоял он из хорошо знакомых в футбольном мире имен. Скажем, Рон Аткисон, или Большой Рон, как совсем по-африкански его называют в родной Британии. При всех его бесспорных достоинствах, в которых местные специалисты не сомневались, существовало одно "но" - подозрение, что этот специалист рассматривает ЮАР в качестве одного из запасных вариантов и по первому зову вернется обратно, бросив начатое на полпути. К тому же в помощники он собирался брать жаждущих работы соотечественников, а ЮАФА пусть и не совсем в открытую - надеялась пристроить к главному, в случае если им окажется чужеземец, кого-нибудь из числа "национальных кадров".

Еще дальше продвинулись переговоры с Карлосом Алберто Паррейрой - послужной список бразильца не мог не произвести впечатление на ЮАФА: все-таки именно он привел в 1994 году команду к титулу чемпионов мира. Южноафриканцы ждали долго, хотя и опасались, что Паррейра заломит непомерную цену. А бразильцу надо было закончить вместе со своим давним коллегой Марио Загалло работу на родине над программой подготовки тренеров, затем внимательно ознакомиться с положением дел в футбольном хозяйстве Юга Африки, чтобы понять, с "каким материалом предстоит работать над достижением намеченных целей". В конце концов терпение ожидающих лопнуло - новые турниры были уже на носу.

Всплыла было еще одна кандидатура из числа "варягов" - Рууда Крола, тезки соотечественника Гуллита. Однако у популярного в прошлом футболиста, ныне работающего с ведущим египетским клубом "Замалек", репутация тренера куда ниже, чем его же собственная как игрока великой голландской сборной семидесятых. В актив Крола можно записать разве что золото, добытое на молодежном чемпионате Африки-95. А дальше был откровенный провал возглавляемой им же взрослой египетской команды, не сумевшей повторить успеха младшего поколения год спустя - это перевесило в итоге даже относительную дешевизну Крола-тренера, что с учетом ограниченности финансовых возможностей ЮАФА вполне могло бы стать решающим фактором при принятии окончательного решения.

Около месяца назад с юга Африки пришло сенсационное известие - "Бафана Бафана" может возглавить Берти Фогтс. В ЮАФА долго не могли оправиться от шока, охватившего ее сотрудников, которые однажды утром обнаружили в своем факсимильном аппарате послание от экс-бундестренера с просьбой рассмотреть его кандидатуру на остававшуюся свободной должность. Руководитель ЮАФА Денни Джордаан по этому поводу смог по свежим следам лишь произнести обтекаемую фразу: "Заявка Фогтса является свидетельством признания достижений и потенциала южноафриканского футбола. Теперь два лучших в мире тренера (Паррейра еще фигурировал в списке. - Прим. "СЭ") претендуют на пост наставника нашей национальной сборной".

Однако дело с бывшим тренером чемпионов Европы-96 не только не выгорело, но и едва не переросло в скандал - прежде всего в Германии. Там Фогтса, и без того нещадно раскритикованного в прессе в этом году, вновь изрядно потрепали по поводу возможного заключения контрактов сомнительного свойства. Терьеру, как зовут Берти, пришлось вспомнить о своих бойцовских качествах, чтобы отбиться от этих атак, в результате чего он договорился чуть ли не до того, что вообще не имел никаких контактов с ЮАФА.

НАДО ОПИРАТЬСЯ НА "НАЦКАДРЫ"

В итоге, как это нередко бывает, чрезмерное богатство выбора свелось к тому, что выбирать стало не из кого, и "Бафана Бафана" пришлось уже на полных правах возглавить Тротту Молото, ездившему на ЧМ-98 в качестве помощника Труссье, а после отъезда Белого Шамана ставшему исполняющим обязанности тренера. Правда, в ЮАР не исключают и вариант, когда кто-то из "великих иностранцев с именем" займет еще пост консультанта. Такой коктейль из международного опыта и национальной самобытности, приправленный знанием местных особенностей, может привести "Бафана Бафана" к еще неведомым доселе высотам.

Ну а пока распоряжается Молото. На игру с египтянами он вызвал 20 футболистов, среди которых девять легионеров, выступающих за европейские клубы, и только два дебютанта. Обращает на себя внимание возвращение в команду нападающего Фила Масинги, который последний раз выступал за "Бафана Бафана" на чемпионате мира-98. Тогда он пригрозил никогда больше не надевать футболку национальной сборной, поскольку во Франции его заставляли играть с травмой голеностопа.

В то же время в команде будет отсутствовать ее капитан Лукас Радебе, которого не отпускает английский "Лидс": "Бафана Бафана" выведет на поле Джон Мути из "Орландо Пайрэтс", пропустивший чемпионат мира из-за травмы. Не примут участия в игре ветеран-полузащитник Джон Мошеу, не получивший на это разрешения от турецкого "Фенербахче", и травмировавшийся нападающий швейцарского "Цюриха" Шон Бартлетт.

Иван ИВАНОВ, Михаил СМИРНОВ