ШАХМАТЫ |
СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ |
КАСПАРОВ УВЕЛИЧИВАЕТ РЕЙТИНГОВУЮ СКОРОСТЬ ДО 3084!
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Вейк-ан-Зее |
Супертурнир 17-й категории в Вейк-ан-Зее, похоже, превращается в театр одного актера: в 8-м туре Гарри Каспаров одержал седьмую подряд победу! Его отрыв от занимающего вторую строчку Виши Ананда составляет уже 1,5 очка, а от идущего третьим Владимира Крамника - 2,5. Что же касается "рейтинговой скорости" чемпиона мира (это понятие рассматривалось во вчерашнем репортаже), то она достигла и вовсе невероятной отметки - 3084!
Ураган по имени Гарри несется по черно-белым полям, сметая все на своем пути. Каспаров берет все, что ставят перед ним на шахматный столик, демонстрируя сверхкласс. Порой создается ощущение, что остальные играют в какую-то другую игру, которая отличается от "шахмат Каспарова", как космический корабль от дирижабля.
В свое время гениальный Арон Нимцович сказал об Александре Алехине, который так же выигрывал все подряд на одном из сильнейших турниров своего времени: "Да он расправляется с нами как с желторотыми птенцами!" Похожая фраза прозвучала нынче. В 8-м туре Петр Свидлер рано освободился после ничейного результата в партии с Виши Анандом. Трехкратный чемпион России играл белыми скромненько, аккуратненько, без затей. Проблем у Виши не возникло. Когда Петр наблюдал за партией Каспарова на одном из мониторов в пресс-центре, я спросил его, выиграет ли чемпион эту позицию у юного узбекского гроссмейстера Рустама Касымджанова, и Свидлер ответил, широко улыбаясь: "Смешной вопрос! Чемпион выигрывает любые позиции - и эту, конечно, выиграет".
Вера во всемогущество Гарри начинает приобретать оттенок мистики. Разве может Каспаров не победить? Вечером мы ужинали в одной компании с Веселином Топаловым и его менеджером Сильвио Данаиловым. Веселин совершенно серьезно спросил у меня, сможет ли Каспаров показать на этом турнире "плюс десять" или "плюс одиннадцать". Я даже растерялся: для того чтобы показать "плюс одиннадцать" (сейчас у Гарри "плюс семь"), чемпиону надо из оставшихся пяти партий выиграть четыре! А ведь трое из оставшихся соперников - супергроссмейстеры Ананд, Крамник и Свидлер. В общем, я усомнился: "В "+9" могу поверить, но в "+11" - нет".
И тут также сидевший за столом болгарский ветеран шахмат Попов, который сыграл вничью с Бобби Фишером еще на турнире 1967 года в Скопле, сказал без тени улыбки, даже мрачно: "Он выиграет одиннадцать партий. С такой игрой может выиграть и двенадцать".
Между тем партия Каспарова с Касымджановым складывалась не так просто. Недаром время от времени в пресс-центре раздавались голоса: "А не маловато ли белым для победы позиционного перевеса?" Но сомневающийся тут же смущенно замолкал: Каспаров - и не выиграет?
Был разыгран один из вариантов защиты Грюнфельда, когда центр доски быстро пустеет после тотальных пешечных разменов. К тому же соперники разменяли и ферзей, так что приходилось наблюдать только за тем, как изменялись на доске хитросплетения легких фигур. Вот клубок белых покатился в левый угол, вот переместился в центр. Черные кони с полей b6 и а5 переместились на d7 и е8... Удар - защита, выпад - контрвыпад. Черные стеснены в пространстве и во времени (Гарри загнал юного оппонента в цейтнот), но они держатся, повисая над пропастью, цепляясь из последних сил за еле различимые выступы доски! В конце концов произошло то, что происходит со всеми, кто борется на этом турнире с Каспаровым (кроме Иванчука, сыгравшего с чемпионом в первом туре вничью): проблем становится все больше, а времени все меньше, и наконец, следует решающая ошибка. Никакой мистики: все происходит буднично и просто.
После того как Гарри водрузил своего коня на поле d6 ("Когда я вижу, что могу поставить на это поле коня, рука инстинктивно ставит его туда! Даже считать не хочется!" - говорит Каспаров), возникла критическая позиция:
КАСПАРОВ:
- В этой позиции вместо сыгранного в партии 19...Cg4 соперник имел возможность осложнить белым жизнь: 19... Kb4 20. Kb7 Лс11 21. Лс11 Ка2 22. Кс5 Cg4 23. Лd2, и здесь очень важный ход 23... Kb4! (это лучше, чем 23... Кс3 24. Кс3 Сс3 и 25. Ла7). Теперь после 24. h3 Ce2 25. Ле2 один из коней встает на d5, и позиция ближе к ничьей, чем к выигрышу. Поэтому на 23... Kb4 я собирался играть 24. Kf4 Cg4 25. f3 Cc8 26. Сс5 Ка2 27. Кс8 Лс8 28. Cf8 Kpf8 29. Ке2, оставляя черных без качества. Им лучше после 24. Cf4 брать конем на а2, а при размене на е6 брать на d1 и вести коня на d5. Может, ничья у черных есть, а может, и нет - их позиция все равно нелегкая.
Это - чемпионский анализ по горячим следам. Кстати, Каспаров проанализировал и сыгранную с Шировым партию из 7-го тура и сказал, что пока не нашел выигрыша в эндшпиле "ладья и слон против ладьи", который мог бы возникнуть при точной игре Широва.
Но закончим рассказ о партии чемпиона в 8-м туре. На висящем флажке Каспаров использует свое самое грозное оружие - тактику, нанося попеременно удары по завязшей в лагере белых неприятельской ладье и по королевскому флангу. В конце концов черные сдались перед угрозой потери качества.
Очень порадовал многочисленных почитателей живой легенды голландских шахмат - Яна Тиммана - Василий Иванчук, который настолько оригинально разыграл белыми атаку Маршалла, что запутал сам себя и проиграл. Тимман, демонстрируя в пресс-центре эту партию журналистам (здесь заведено и такое), сказал, что, когда Василий на 20-м ходу поставил слона под бой черной пешки, он подумал о зрителях: "Наверняка решат, что печатающий партию компьютер ошибся".
Вот эта фантастическая позиция после сверхоригинального хода белых.
А чуть ранее Иванчук предпринял несколько рискованный рейд ладьей в центр (на Олимпиаде в Элисте Петр Свидлер выиграл так на доске лидеров у англичанина Майкла Адамса).
В позиции на диаграмме Тимман даже не стал рассматривать, что же такое придумал его оригинальный соперник, которого он сам в Линаресе назвал поэтом шахмат. Поэзия прекрасна, конечно, но Тимман предпочел прозу: не стал гнаться за журавлем в небе, а выбрал синицу. Правда, синицу крупную. Во-первых, он отворил окно для своего слона на b7, во-вторых, блестящим ходом 23... Лd8 положил на грудь белым огромный булыжник, вмял пешку "d" в землю по самые уши и прозаически перевел партию в безнадежный для белых эндшпиль. Василий в конце чуточку похулиганил, сыграв несколько ходов... без ладьи. Он продолжал веселить публику и во время анализа в пресс-центре: все дружно смеялись, следя за его остроумными комментариями. Но, хорошо зная Иванчука, я представлял, что творится на душе у безмерно одаренного "поэта шахмат", у которого в этот раз не нашлось удачной рифмы к атаке Маршалла. А ведь он создавал шедевры и в этом дебюте - достаточно вспомнить его фантастическую партию против Найджела Шорта в Новгороде.
Топалов полностью переиграл значительно уступающего в классе Димитри Рейндермана, повязав того тяжелыми фигурами на последней горизонтали по рукам и ногам. Эта победа вывела Топалова на четвертую строчку в таблице.
А Владимира Крамника ждал дебютный сюрприз в партии с боснийцем Иваном Соколовым: тот применил черными забракованный теорией вариант, но нашел в нем свежие идеи. Длительный анализ показал, что белые не могут получить того, что они ожидали. Когда Крамник поведал мне все это, его приятель Алекс Ермолинский признался, что, как ни странно, он может сказать то же самое о своей партии. Наверное, поэтому друзья и согласились на ничью примерно в одно и то же время.
На гроссмейстерском турнире "Б" единоличное лидерство захватил армянский гроссмейстер Смбат Лпутян, одолевший в 6-м туре голландца Йеруна Боша. Его конкурент Фрисо Нийбор (Голландия) сыграл вничью с питерцем Сергеем Ионовым, а москвич Игорь Глек уступил Деннису де Фрогта (Голландия), отстающему в рейтинге сотни на две пунктов.
8-й тур
Каспаров - Касымджанов - 1:0. Топалов - Рейндерман - 1:0. Иванчук - Тимман - 0:1.
Ничьи: Крамник - Соколов, Свидлер - Ананд, ван Вели - Широв и Ермолинский - Пикет.
После 8-го тура: Гарри Каспаров (Россия) - 7,5 очка, Вишванатан Ананд (Индия) - 6, Владимир Крамник - 5, Петр Свидлер (оба - Россия) и Веселин Топалов (Болгария) - по 4,5, Василий Иванчук (Украина), Люк ван Вели и Ян Тимман - по 4, Йерун Пикет (все - Голландия) и Алексей Широв (Испания) - по 3,5, Алексей Ермолинский (США) и Иван Соколов (Босния и Герцеговина) - по 3, Рустам Касымджанов (Узбекистан) - 2 и Димитри Рейндерман (Голландия) - 1,5.
Диаграммы и записи матчей восьмого тура - см. PDF |