Газета Спорт-Экспресс № 25 (1924) от 4 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 февраля 1999 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

Андрей ЗЮЗИН

В "САН-ХОСЕ" НАМЕРЕН БУНТОВАТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО

Игорь РАБИНЕР

из Сан-Хосе

Окончание прошлого сезона для 20-летнего Андрея Зюзина выдалось поистине триумфальным. Новичку НХЛ, а вдобавок единственному россиянину, которому удалось задержаться в "Сан-Хосе" имени Дэррила Саттера до конца прошлого чемпионата, было суждено забросить победную шайбу в овертайме матча Кубка Стэнли с "Далласом", в основное время завершившегося нулевой ничьей. Первый месяц регулярного чемпионата-98/99 "Шаркс" провели безобразно, но к Зюзину это отношения не имело - на фоне проигрывавшей все напропалую команды его показатель полезности "+2" казался едва ли не фантастическим. Да и две заброшенные шайбы в 12 матчах для юного защитника - хороший показатель.

И тем не менее на следующий день после матча с "Сент-Луисом", в котором Зюзин забил гол, Саттер отправил его в фарм-клуб. Андрей был так возмущен подобным решением, что на протяжении пяти дней отказывался уезжать в "Кентукки", но в конце концов вынужден был это сделать. Бунт стоил ему двух месяцев в американской глуши, и лишь 11 января россиянин, игравший в АХЛ так, что был приглашен на All-Star Game этой лиги, возвратился в основную команду.

ТРЕНЕР ЗАЯВИЛ, ЧТО Я ИГРАЮ С РУССКИМИ В ПОДДАВКИ

- После прекрасного окончания прошлого сезона вряд ли вы могли ожидать подобного поворота в вашей карьере.

- Дэррил Саттер действительно претензий ко мне не предъявлял, но я никогда не забывал об отношении нашего тренера к русским. Помнил, как он бесился год назад, когда видел, что мы с Назаровым и Козловым проводим время вместе. Не дай Бог было перед очередной тренировкой войти в раздевалку втроем и наткнуться на Саттера! За Козлова, которого тренер возненавидел из-за нежелания Вити при его больших габаритах играть жестко, он взялся сразу. Однажды на предсезонке, когда мы вышли на лед в одной пятерке и нас надолго заперли в зоне, я сел на скамейку и услышал: "Ты кого слушаешь? Своего друга Козлова? Нечего его слушать!" Так что перевод Виктора в четвертое звено и обмен во "Флориду" неожиданными для меня не стали, как и трейд Назарова в "Тампу". С Андреем вообще был связан трагикомичный случай: однажды Саттер в начале сезона после проигранного матча, в котором Андрей не участвовал, увидел его в раздевалке и закричал: "А ты чего здесь делаешь? Тебя вообще в команде не должно быть!" Когда Козлова и Назарова обменяли, Дэррил вдруг начал относиться ко мне гораздо лучше. Но уже на предсезонке я понял, что теперь наступила моя очередь.

- Почему вы так решили?

- Мы проводили выставочный матч с "Калгари" и на последней минуте уступали одну шайбу. Я сделал пас в среднюю зону, партнер спокойно его принял и пошел в обводку. Но Валерий Буре отнял у него шайбу и отправил ее в пустые ворота. На следующий день в одном из интервью Саттер сказал: "Зюзин отдал шайбу Буре, потому что они оба - русские и всегда помогают друг другу". Я, конечно, не стал требовать у тренера объяснений, но почувствовал, что тучи сгущаются. Правда, спустя три дня ко мне подошел Дуг Уилсон - знаменитый в прошлом хоккеист, работающий сейчас главным скаутом в "Шаркс", и сказал: "Я 10 раз просмотрел запись этого эпизода и понял, что ты там вообще не виноват. Я беседовал с Дэррилом, и он уверял меня, что вообще такого не говорил, это журналисты напутали". Мне стало ясно, что в клубе решили смягчить впечатление от высказывания Саттера, сморозившего очевидную глупость. Ведь давно известно: наш тренер иногда может сказать такое, от чего волосы на голове дыбом встанут.

- Что вы имеете в виду?

- К примеру, сразу после обмена Вити Козлова во "Флориду", где он стал участником All-Star Game, Дэррил необоснованно обвинил своего бывшего подопечного в лени и для убедительности сравнил его... со своим 4-летним сыном, у которого болезнь Дауна: "Когда я вижу моего ребенка, потерявшего надежду чего-то добиться в этой жизни, то не могу простить тех, кто не старается, хотя всем наделен от природы". После такого заявления я понял, что этот тренер может сказать все, что угодно.

"РУССКИЙ БУНТ" ЗАКОНЧИЛСЯ ИЗВИНЕНИЯМИ ЛОМБАРДИ

- Ваш отказ уезжать в фарм-клуб стал в Сан-Хосе настоящей сенсацией. Что произошло?

- Мы проиграли "Сент-Луису" - 2:4, я в том матче забил гол и был признан второй "звездой". На следующий день приехал домой после тренировки. Раздался телефонный звонок. На проводе был Саттер: "Приезжай на арену, нам надо поговорить". А там меня огорошили: "Ты на три матча отправляешься в "Кентукки". Я попросил объяснений, поинтересовался: "Вы чем-то недовольны?" В ответ прозвучало: "Нас все устраивает, но перед сезоном мы купили за большие деньги Гэри Сутера из "Чикаго" и хотели, чтобы вы играли с ним в паре. Однако он из-за травмы выбыл до конца сезона, а тебе нужна игровая практика". В "Кентукки" нас отправляли вместе с молодым Энди Саттоном, до авиарейса оставалось три часа. Я все пытался понять, за какие грехи меня посылают в фарм-клуб. В конце концов решил, что, пока не получу нормальных объяснений, никуда не поеду. Через три дня позвонил генеральный менеджер "Шаркс" Дин Ломбарди, который в свое время выбирал меня на драфте в первом круге под 2-м номером, и сказал: "Меня здесь не было, когда Дэррил решил тебя отправить в фарм-команду, и я не хочу чтобы ты уезжал. Но пойми - я не могу теперь сказать в газете, что Зюзин никуда не поедет. Нельзя показывать болельщикам, что между генеральным менеджером и главным тренером существуют какие-то разногласия". Ну а когда Ломбарди передо мной извинился за случившееся, я совсем растаял и через день уехал в "Кентукки".

- Думаете, генеральный менеджер действительно раскаивался?

- Насчет раскаяния не знаю, но то, что я не угодил именно главному тренеру, - однозначно. Когда после моего отъезда в "Кентукки" журналисты спросили Саттера, почему Зюзин несколько дней бастовал, тренер съязвил: "Видимо, он вместо самолета отправился в фарм-клуб на своем новеньком "Мерседесе" и тот по дороге сломался". Мой автомобиль его, видите ли, взбесил.

- И как же прошли те три игры, после которых вы должны были вернуться в "Сан-Хосе"?

- Набрал 6 очков - гол плюс 5 результативных передач. Но насчет возвращения - ни звука. Подошел к главному тренеру фарм-клуба: "В чем дело?" Тот ответил: "Я им звонил, сказал, что ты выглядел хорошо. Но они заявили, что сами на тебя хотят посмотреть". И действительно, вскоре приехал Ломбарди с Берни Николлзом, которого в этом сезоне насильно превратили из игрока во второго тренера "Шаркс". В двух матчах, на которых они присутствовали, я набрал еще 4 очка, в обоих был назван лучшим игроком. Генеральный менеджер меня подбодрил: "Молодец, ты нам нравишься". И... уехал. А я остался. Стало понятно, что настоящий хозяин положения в клубе сегодня не Ломбарди, а Саттер. Он все взял в свои руки. А у него не только с русскими - со всеми хоккеистами отношения очень тяжелые. Даже ветераны боятся его как огня.

ХОРОШО, ЧТО МЕНЯ НЕ ПОМЕНЯЛИ НА ФЛЕРИ

- Когда в прошлом году вас на месяц ссылали в фарм-клуб, АХЛ своей "грязью" пришлась вам не по душе.

- В тот раз мне за первую же неделю дважды швы накладывали, а нынче и раны четырежды зашивали, и легкое сотрясение мозга получил, из-за чего три матча пропустил. Там не хоккеисты играют, а звери. Пару раз засаживали клюшкой по лицу после свистка, постоянно провоцировали на драку, хотя прекрасно знали, что в кулачный бой с ними я вступать не собираюсь. Множество "быков", не умеющих играть в хоккей, очень ревностно относятся к тем, кто уже проявил себя в НХЛ и надеется на скорое возвращение туда.

- Как же вам в таких условиях удалось попасть на "Матч всех звезд" АХЛ?

- И сам не ожидал, что меня туда пригласят. Вообще одно время казалось, что вот-вот состоится трейд - "Сан-Хосе" хотел обменять меня и либо Королюка, либо еще одного молодого парня в "Калгари" на Тео Флери. Но тот не согласился с требованием "Шаркс" сразу же продлить контракт, поскольку летом должен стать свободным агентом и в этом клубе играть не намерен. Я эту новость воспринял с большим облегчением, поскольку переходить от Дэррила Саттера к его братцу Брайану мне совершенно не хотелось. Нашим легионерам вообще надо держаться подальше от всей этой семейки. А после одного из выездных матчей наш вратарь Евгений Набоков сказал: "Тебя приглашают на All-Star Game".

- Как, кстати, у него обстоят дела в "Кентукки"?

- Женя, которого в команде называют Джоном, играет просто отлично, у него лучшие показатели в АХЛ. Прошлый год в Северной Америке ушел у него на адаптацию, а в этом он стал в команде твердым основным вратарем. В ноябре его признали лучшим голкипером лиги. Думаю, Набоков вполне созрел для НХЛ, но его шансы пробиться сейчас в "Сан-Хосе" невелики, поскольку в основной команде - два вратаря, которые зарабатывают достаточно много и действуют без особых срывов. Вот только если после окончания сезона ветеран Майк Вернон решит закончить карьеру или кто-то из основных голкиперов получит травму...

МОГУ ОКАЗАТЬСЯ ВО "ФЛОРИДЕ" БУРЕ

- Чем объяснить, что две недели назад Саттер вернул вас в команду, но ни на один матч пока не поставил?

- На тренера оказывалось определенное давление - болельщики спрашивали, почему не возвращают Зюзина, эта тема постоянно обсуждалась в клубной страничке сети "Интернет". Моим вызовом Саттер это давление снял, а ставить или не ставить на игры - это уже его прерогатива.

- Александру Королюку после долгих мытарств все-таки удалось пробиться в основу "Шаркс".

- Саша еще в прошлом году был достоин играть в НХЛ, и я не понимал, почему весь сезон его продержали в фарм-клубе. А сейчас у Саттера просто не было другого выхода, кроме как вызвать Королюка. Команда в тот момент абсолютно не забивала, и усилить атаку мог только Саша.

- Вы считаете, что в фарм-клубовской эпопее нет вашей вины?

- Много раз над этим задумывался - ведь редко когда случается, чтобы во всем был виноват тренер. Однако, проанализировав свои действия, игру тренировки, все-таки пришел к выводу что в данном конкретном случае дело в субъективном отношении Саттера к русским игрокам.

- После "Калгари" какие-то новые слухи о вашем обмене появлялись?

- Слышал, что вроде бы прорабатывается вариант моего трейда во "Флориду". "Сан-Хосе" очень хочет заполучить забивного форварда в лице Роба Нидермайера и готов взамен предложить меня. Так что, возможно, буду играть с Павлом Буре.

Р.S.В понедельник 20-дневное сидение Зюзина в запасе завершилось - в матче с "Чикаго" Саттер все-таки выпустил его на лед.