Газета Спорт-Экспресс № 28 (1927) от 8 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 февраля 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

FERRARI

Атмосфера, царившая в штаб-квартире "Феррари" в Маранелло во время презентации F399, носила явный оттенок агрессивности. Нет, никто ни на кого не нападал. Просто президент "Феррари" Лука ди Монтеземоло, переживший 1 ноября минувшего года на Сузуке одно из самых глубоких потрясений в своей жизни, откровенно признался, что в третий раз подряд такого не вынесет.

- Я не обещаю поклонникам нашей команды, что "Феррари" непременно выиграет чемпионат, - сказал Монтеземоло. - Но клянусь всем тем, кто сохранял нам верность в эти годы, что проигрывать титул в последней гонке сезона мы больше не собираемся. В грядущем чемпионате мы намерены приложить еще больше усилий, чем год назад. Команда встречает его отлично мотивированной, уверенной в своих силах и профессионализме. Надеюсь, что дни потерь для нас миновали.

Двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер, которому несколько раз за вечер припомнили поражения в последних гонках сезона (в 1997-м в Хересе Жаку Вильневу и в 1998-м на Сузуке Мике Хаккинену), держался молодцом: "После двух подряд лет сражения за чемпионский титул я чувствую себя предельно собранным и как никогда готовым к борьбе. Я сделаю все, на что способен, но в данный момент не могу обещать вам, что обязательно выиграю чемпионат. Но мы обязательно будем сражаться за первенство изо всех сил. А тесты покажут, насколько мы конкурентоспособны и на что можем рассчитывать, начиная с Мельбурна".

Два подряд поражения в борьбе за корону, видимо, сделали Шумахера немного суеверным. Он обмолвился, что, памятуя о прошлогодней Сузуке, не хочет вслух говорить о своих амбициях. Напомню, что накануне финального этапа 49-го чемпионата мира Михаэль открыто заявил: "Чувствую, что уеду из Японии победителем".

Чаще всего Шумахера спрашивали о том, кого он считает самым опасным соперником в предстоящем чемпионате. Он сказал, что в первую очередь ждет жесткой конкуренции со стороны обоих пилотов "Макларена", не намерен спускать глаз со своего исторического противника Дэмона Хилла, а также будет присматривать за младшим братом Ральфом и его партнером по "Уильямсу" Алессандро Занарди. О шансах экс-чемпиона мира Жака Вильнева и его новой команды БАР Шумахер отозвался в высшей степени скептически.

Кстати, осторожность, с какой Михаэль говорил о возможностях F399, оказалась оправданной: на первых же тренировках на трассе в Фиорано в минувшую субботу машина прошла всего два круга, после чего у нее отвалился задний спойлер. Тренировки пришлось прервать.

Пока Рори Бирн работал над проектом F399 в тиши Маранелло, мир полнился слухами. От дизайнера из ЮАР почему-то ожидали некоего инженерного откровения, однако ничего подобного не случилось. F399 не содержит в себе ничего революционного (по словам самого Бирна, улучшению подверглись элементы аэродинамики и подвеска плюс удалось снизить вес шасси на 20 кг), если не считать некоей электронной системы усилителя руля. Как обтекаемо выразился технический директор команды Росс Браун, все, что в тривиальной системе гидроусилителя руля в прошлом году производилось механически, в этом будет производиться с помощью электроники, управляемой пилотом. Вот эта система и вызвала первые вопросы. Ведь электронные вспомогательные средства были запрещены FIA еще в 1994 году, а в минувшем сезоне запреты были еще усилены и коснулись, в частности, электронных карт двигателя. Вопрос легальности данной системы придется решать техническим комиссарам FIA уже, видимо, в Мельбурне.

Ferrari F399

Двигатель: Ferrari 048 V10 с углом развала цилиндров 80°; 4 клапана на цилиндр, электронный впрыск топлива Magnetti Marelli.

Трансмиссия: продольная полуавтоматическая 7-скоростная коробка передач.

Длина шасси: 4387 мм

Ширина: 1795 мм

Высота: 961 мм

Расстояние между передними осями: 1490 мм

Расстояние между задними осями: 1405 мм

Длина базы: 3000 мм

JORDAN

В конце минувшего года Эдди Джордан сделал последний и весьма решительный шаг на пути к превращению своей команды из середнячка в серьезного претендента на борьбу на самом высоком уровне. В чем заключался этот шаг? В контракте с одной из крупнейших британских инвестиционных компаний Wartburg&Pincus, которой Джордан продал часть акций. Теперь W&P стал не просто очередным спонсором, который сегодня есть, а завтра ищи его, а партнером в консорциуме. В свое время подобный же шаг, сделанный Роном Деннисом в отношении группы TAG Мансура Ойеха, превратил "Макларен" в грозную силу.

Решительный настрой, с которым ирландская конюшня готовилась к юбилейному чемпионату мира, чувствовался и во время презентации J199 авторства Майка Гаскойна, прошедшей в знаменитом лондонском отеле "Палладиум". Это была, возможно, наиболее пышная и праздничная церемония в этом году.

- Самым значительным днем в моей автогоночной карьере стало 1 ноября минувшего года, - сказал мистер Джордан. - В этот день благодаря усилиям Дэмона Хилла моя команда вошла в число четырех сильнейших, потеснив "Бенеттон". Именно 1 ноября, а отнюдь не 30 августа в Спа (где Хилл одержал первую в истории "Джордана" победу. - О.Л.) , я чувствовал себя счастливейшим человеком, на глазах у которого сбывается его заветная мечта. Думаю, теперь никто не скажет, что Эдди Джордан пришел в "Формулу-1" ради развлечения и из-за денег. Эта точка зрения всегда уязвляла меня. После того, как мы узнали вкус победного шампанского, я чувствую себя намного увереннее. И мне плевать, что кто-то все еще несерьезно относится ко мне и моей команде!

Джордан дал понять, что в сезоне-99 всерьез намерен вмешаться в борьбу за титул чемпиона мира и выиграть как можно больше гонок. Главной ударной силой нового "Джордана" он назвал своих пилотов: "И Дэмон, и Хайнц-Харальд очень талантливы и быстры, к тому же оба имеют неоценимый для нас опыт побед. Эта пара гонщиков позволит команде добиться поставленной цели. Какой? Бороться за титул чемпиона мира и закончить чемпионат в первой тройке".

Один из тех, кому предстоит претворять в жизнь наполеоновские планы мистера Джордана, экс-чемпион мира Дэмон Хилл старался высказываться более осмотрительно, чем его босс.

- Мы надеемся выиграть больше гонок, чем год назад, и хотим постоянно бросать вызов любому из тех, кто окажется наверху, - сказал он. - Но мы должны оставаться реалистами, хотя в том, что касается машины, лично я, как и вся команда, отчаянный оптимист!

После первых тренировок в Сильверстоуне, несмотря на то, что J199 был несколько медленнее обоих "Бенеттонов", ни Хилл, ни Френтцен о своем первоначальном оптимизме не пожалели.

Майк Гаскойн, новый технический директор команды, сменил на этом посту Гэри Андерсона. От пользующегося репутацией талантливого дизайнера англичанина ждут многого. И, видимо, не без оснований, ведь именно его вмешательство в конструкцию J198 помогло команде на финише 49-го чемпионата совершить такой впечатляющий рывок.

"Джордан" Гаскойна на первый взгляд также не содержит ничего революционного. Да это и понятно: впервые за последние годы технический регламент не претерпел особенных изменений. "От меня требуется, чтобы машина была надежна, быстра и по возможности легко управляема, - сказал Гаскойн. - Чтобы этого добиться, я работал в тесном контакте с Дэмоном. Что у нас вышло, увидим в Мельбурне".

Jordan J199

Двигатель: Mugen/Honda MF301 HD V10. 4 клапана на цилиндр. Длина 625 мм, ширина 525 мм. Электронный впрыск топлива Honda PGM-F1.

Топливный бак объемом 150 л

Трансмиссия: продольная 6-скоростная полуавтоматическая коробка передач.

Длина шасси: 4550 мм

Высота: 950 мм

Расстояние между передними осями: 1500 мм

Расстояние между задними осями: 1418 мм

Длина базы: 3050 мм

WILLIAMS

Впервые за довольно долгий срок в проектировании FW21 принимал участие Патрик Хед. Босс команды Фрэнк Уильямc признался, что давно его команда не встречала сезон во всеоружии.

Пока надежды, которые на презентации нового "Уильямса" FW21 выражал босс многократных чемпионов мира и обладателей Кубка конструкторов Фрэнк Уильямс, подтверждаются. Правда, в очных ставках с FW21 на тестах в Испании и Франции участвовали лишь новые машины "Проста" и "Бенеттона", а также гибридные варианты "Макларена", но выглядели Ральф Шумахер и Алессандро Занарди вполне достойно. Обнадеживающим можно считать хотя бы тот факт, что на "Уильямсах" (длина 4450 мм, передний след 1460 мм, задний - 1400, длина базы 3050 мм) ничего не ломалось и не горело, а ведь надежность вполне может оказаться решающей в борьбе за победу в приближающемся чемпионате. Не испытывает команда и проблем с вибрацией двигателя, от которых страдают экипированные тем же "Супертеком" "Бенеттон" и БАР.

Кстати, мотор, по мнению технического директора команды Патрика Хеда, может стать самым уязвимым местом FW21. Пока трехлитровому 120-килограммовому Supertec V10 с углом развала цилиндров 71° явно не хватает мощности, особенно на прямых.

BENETTON

Шасси В199 его главный проектировщик, самый молодой конструктор "Больших призов" Ник Вирт назвал революционным. Однако пока эта революция в "Бенеттоне" особых плодов не приносит.

Лейтмотивом презентации нового В199 в штаб-квартире команды в Энстоуне была всеобщая уверенность в том, что уж в этом сезоне с такой машиной и такими талантливыми пилотами, как Джанкарло Физикелла и Александр Вурц, "Бенеттон" всем покажет, где раки зимуют. Источником повышенного оптимизма стал менджер команды 29-летний Рокко Бенеттон, твердо пообещавший, что в наступающем году команда вернется на победные позиции.

Пока, однако, если судить по первым тестам, до этого "Бенеттону" далековато. И дело не только в том, что Вурц и Физикелла (в особенности Вурц) никак не могут показать приличное время на круге, проигрывая не только лабораторным "Макларенам", но и "Джорданам", и даже "Зауберу" Жана Алези. У команды возникли серьезные проблемы с двигателем и задними антикрыльями, которые не выдеживают аэродинамической нагрузки. "Бенеттон" даже вынужден был отправить автомобили на фабрику, где шеф-дизайнер проекта Ник Вирт и технический директор Пэт Симмондс трудятся над изменением их конструкции.

SAUBER

Возможно, с точки зрения инженеров, "Заубер" С18 не шедевр. Но машина красива, а по мнению самого Джона Барнарда, быстро способен ехать лишь красивый автомобиль. К тому же на С18 стоит 800-сильный мотор.

Решительное желание сделать большой шаг вверх по иерархической лестнице "Больших призов" ныне в моде. Не стала исключением и швейцарская конюшня Петера Заубера, с момента своего дебюта в "Формуле-1" в 1993 году твердо закрепившаяся на позиции середняка: звезд с неба не хватает, но и идти ко дну не собирается.

Судя по всему, в сезоне-99 "Заубер" намерен кардинально изменить командную психологию. Это связано с приходом в команду в минувшем сезоне француза Жана Алези, всю свою жизнь за исключением дебюта в "Тиррелле" проездившим в сильнейших командах. Несмотря на то, что новый "Заубер" С18, спроектированный Лео Рессом как улучшенный вариант прошлогоднего шасси, революционным в отличие от "Бенеттона" никто не называет, едет эта машина пока явно быстрее В199. Несомненным выигрышем является то, что экипирован С18 прошлогодним 800-сильным мотором Ferrari 047 той самой модификации, которая позволила Михаэлю Шумахеру и Эдди Ирвину сделать бестящий дубль на "Гран-при Италии" в Монце.

PROST

Все автомобили, в проектировании которых принимал участие 53-летний выдающийся английский дизайнер Джон Барнард, имели одну общую черту: они были красивы. АР02 не исключение. А вот насколько он будет быстр, покажет Мельбурн.

Уникальный гонщицкий опыт 4-кратного чемпиона мира Алена Проста, накопленный за 13 сезонов в "Больших призах", больше полусотни побед и множество поражений давно научили знаменитого француза не бросать слов на ветер и не давать обещаний. Посему его оптимизм по поводу шасси АР02, в проектировании которого вместе с Лойком Бигуа принимал участие и легендарный Джон Барнард, должен заставить повнимательнее присмотреться к "синим". Пока команда Проста провела лишь два тестовых дня в Маньи-Куре, где ее соседями на трассе были "Уильямсы", - и Ярно Трулли с Оливье Панисом оказались помедленнее английских болидов. Но совсем немного!

Сам же Барнард, такой же, как и Прост, нелюбитель сотрясать воздух пустыми обещаниями, многого ждет от АР02, в том числе от нового двигателя А18 Peugeot V10 с углом развала цилиндров 72°. Специалисты уверяют, что этот один из самых легких движков (меньше 120 кг) должен стать одним из самых надежных, оборотистых и мощных.

BAR

На презентации оба BAR01 были раскрашены в разные цвета. Но по правилам FIA, машины одной команды должны выглядеть одинаково. Дело передали в суд, который в конце минувшей недели вынес огорчительный для БАРа вердикт.

Крейг Поллок, менеджер команды British American Racing, неофита "Больших призов", пришедшего на смену ветерану "Тирреллу", на презентации во всеуслышание объявил, что его команда намерена дебютировать так, как уже давно никто не дебютировал. То есть победой. Для таких амбиций у БАРа есть многое, если не все. В первую очередь - колоссальный даже по меркам "Ф-1" бюджет. Хотя, например, Ален Прост считает, что хотя за деньги можно купить многое, но далеко не все, поэтому вряд ли стоит выдавать большие авансы БАРу.

Правоту Проста подтверждают проблемы, с которыми команда и автор ее первого шасси BAR01 Малькольм Остлер из фирмы Эдриана Рейнарда постоянно сталкиваются на тестах. Так, в Испании экс-чемпион мира Жак Вильнев едва избежал серьезнейшей аварии, когда на приличной скорости на его болиде внезапно "сложились" задние элероны. Полетать довелось не только канадцу, но и его партнеру по команде бразильцу Риккардо Зонте. В отличие от "Бенеттона" Рейнард и Остлер пересматривать конструкцию задних антикрыльев не спешат, обвиняя в неполадках вибрацию "Супертека".

STEWART

Первый болид шотландской команды SF-1 был удачен для дебютанта. Его преемник SF-2, напротив, принес Джекки Стюарту одни неприятности. В команде ждут, что SF-3 оправдает затраченные на него усилия.

Команда 3-кратного чемпиона мира Джекки Стюарта в прошлом году выступила обескураживающе слабо. А ведь в 97-м, в год дебюта, ничто вроде бы не предвещало падения результатов. Так что на презентации SF-3 на международном автосалоне в Бирмингеме мистер Стюарт дал понять, что ныне его команда как бы принимает новый старт.

Для того, чтобы он удался, было предпринято много усилий. Например, кадинально пересмотрены кадры. Сын Джекки Пол больше не будет исполнять обязанности спортивного директора и сосредоточится на менеджерской работе. На должность шеф-дизайнера и технического директора заступил Гэри Андерсон, уже многое пересмотревший в дизайне задуманного еще до его прихода SF-3. Но главные надежды, как водится, связаны с двигателем. Лидер проектировщиков Cosworth Ник Хайес заверил, что их новый Ford V10 имеет радикально новую конструкцию и вообще фантастически хорош. Правда, те, кому предстоит на деле реализовывать амбиции Джекки Стюарта и К°, то есть призовые пилоты Рубенс Баррикелло и Джонни Херберт, после первых тестов в восторг ни от шасси, ни от мотора не пришли.