ФУТБОЛ |
ПУТЬ К ЕВРОПЕЙСКОМУ ФИНАЛУ МОЖЕТ БЫТЬ НАЙДЕН.
НО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОН ПРОЙДЕТ ЧЕРЕЗ ПАРИЖ
Михаил ПУКШАНСКИЙ
Итак, в биографии российской сборной появилась очередная точка отсчета. 10 февраля 1999 года можно с полным правом считать днем рождения новой команды Олега Романцева.
И есть основания надеяться, что второе пришествие спартаковского тренера окажется более удачным, чем повторная попытка Анатолия Бышовца. Во всяком случае, уже сейчас есть что-то такое, чего была лишена предыдущая команда - это, пожалуй, общая заряженность на результат, пусть даже положение видится безвыходным. Объединение усилий вокруг сборной не выглядит пустыми словами и коллеги Романцева подтвердили это своим отношением к первому сбору. А те футболисты, которые из-за болезней не смогли прибыть в Кейсарию, искренне горевали. Поэтому, несмотря на определенные шороховатости в первой пробе, можно считать, что фундамент заложен.
Впрочем, о благожелательной обстановке в сборной говорилось и прежде. Но дружба вне поля далеко не всегда способствовала единению в самой игре. Цельной игры наша сборная не демонстрировала со времен отборочного турнира ЧЕ-96. Накануне финала обстановка в коллективе казалась идеальной, но уже в Англии случился один из самых громких конфликтов в нашей новейшей футбольной истории. Сам Романцев, кстати, признает и свою часть вины. Впоследствии и Игнатьев, и Бышовец не раз козыряли будто бы воцарившимся в их командах единством, но результата не было ни при одном тренере, ни при другом. Поэтому давно всем ясно, что хорошее настроение это еще отнюдь не залог успеха. В первую очередь надо думать об игре, благодаря которой мы все-таки сможем обойти французов.
Почему французов, а не украинцев, спросите вы. На мой взгляд, за южными соседями России уже не угнаться. Накануне турнира новый тренер чемпионов мира Лемерр верно заметил, что судьба путевок решится в поединках фаворитов с аутсайдерами. Кто избежит потерь, тот и выиграет этот спор. Что ж, французы уже осеклись в Рейкьявике, там же, где и мы. Украинцы очков еще не теряли, и с трудом верится, что повторят печальный опыт конкурентов. Таким образом, тормозить надо Францию.
Нетрудно прикинуть, что все победы в оставшихся семи матчах гарантируют России второе место. Вместе с тем от руководителей РФС не раз приходилось слышать, что шесть матчей мы выиграть просто обязаны, а еще один, в Париже, как раз и станет решающим. Коли и впрямь Романцев собирается побеждать в каждой игре, 5 июня в Сен-Дени будет нешуточный бой. Взявший в нем верх наверняка поедет на Евро-2000. Для этого за оставшееся до 5 июня время предстоит прибавить в игре. (Предположим, что предшествующие встречи с Арменией и Андоррой не потребуют сверхусилий.)
Посмотрев в среду игру на "Уэмбли", я облегчения, признаться, не испытал. Французы играли настолько легко и в то же время мощно, а главное - надежно, что оптимизма в моей душе поубавилось. Не всегда удачно выступающий за "Монако" Бартез, лишенный игровой практики "баварец" Лизаразю, нестабильный в "Интере" Джоркаефф, осевший на скамейке "Ювентуса" Дешам заиграли с привычным блеском. А главное - Зидан, казавшийся в последнее время бледной тенью того Зидана, на "Уэмбли" опять расцвел. Он выдавал такие передачи, что у англичан голова шла кругом, а однажды привел в восторг враждебно настроенный стадион: поскользнулся, упал, но в невероятном по техническому исполнению подкате вновь подгреб себе мяч и продолжил атаку. Такие моменты больше всего и настораживали. Если в борьбе мы вполне можем не уступить, то очень трудно, почти невозможно, противопоставить что-то мастерству чемпионов мира. Да еще, на наше несчастье, в сборной Франции преображаются даже те, кто не так хорош на данный момент в своем клубе. У нас же, как правило, наоборот.
Безусловно, важен правильный выбор основного на этот год состава. Принцип Романцева, что играть в сборной должны только те, кто и в клубах играет, возражений не вызывает. Однако хотелось, чтобы круг кандидатов был на первом сборе более широким. Не таким, как у Бышовца, конечно, и все же... При дефиците защитников нелишним, мне кажется, был бы Чугайнов, при всем богатстве средней линии стоило, быть может, вызвать Канчельскиса, Веретенникова, Есипова, Лоськова. Да и географическая близость Ульянова с Косолаповым могла быть полезна. Как, впрочем, и форварды типа Терехина или Колыванова требуют внимания, несмотря на вечно сопутствующие этим футболистам проблемы. Но теперь права на эксперименты уже нет. И составу необходима такая же стабильность, как, к примеру, в "Спартаке". Это, согласитесь, один из ключей к успеху.
Есть, впрочем, и другой вариант. Не держаться за тоненькую соломинку, ведущую в европейский финал, а заняться перспективой. Романцев вправе поступить и так. Но очень уж, признаюсь, хочется не отпускать оставшийся шанс. Пока он, конечно, есть.
РОССИЯ. Оптимальный состав. Версия "СЭ" |
ФИЛИМОНОВ, ОНОПКО, ХЛЕСТОВ, ЯНОВСКИЙ, ВАРЛАМОВ, ТИТОВ, КАРПИН, ТИХОНОВ, МОСТОВОЙ, БЕСЧАСТНЫХ, СЕМАК.