Газета Спорт-Экспресс № 69 (1968) от 29 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 марта 1999 | Футбол - Чемпионат Европы

КАК ЖЕ ИЗМЕНИЛАСЬ НАША СБОРНАЯ?

Михаил ПУКШАНСКИЙ

из Еревана

Убедительная победа с крупным счетом обозначила массу вопросов. Главный из них: то ли с приходом Романцева наша сборная стала совсем другой, то ли Армения настолько слаба, что россиянам не составило труда забить Березовскому три гола?

Важно понять, в чем сходство и в чем отличия этой команды от предыдущей, которой руководил Анатолий Бышовец. В первую очередь речь надо вести об отличиях (ведь иначе не найти путей выхода из кризиса). Их при ближайшем рассмотрении обнаружилось около десятка.

Из того состава, который выступал против украинцев, в основе сборной остались только трое. Из "исландского" состава четверо, из "французского" - пятеро. То есть костяк был обновлен больше чем наполовину. Революция! Наставник россиян делом подтвердил ту концепцию, о которой говорил на первой же встрече с журналистами. Тогда Романцев заявил, что основу команды должны составлять игроки российского чемпионата. И слова не разошлись с делом. Из 11 футболистов стартового состава семеро представляли наши клубы и лишь четверо - иностранные. Такого не было уже давно. Кроме того, нетрудно обнаружить, что Романцев отдал предпочтение тем, с кем работает нынче или сталкивался прежде. То есть ставка была сделана на спартаковцев. Что в нынешней ситуации правильно безо всяких "но".

ПРЕЖДЕ МЫ ЗАБИВАЛИ СО СТАНДАРТОВ, ТЕПЕРЬ ЕДВА НЕ ПРОПУСТИЛИ

При Бышовце сборная России демонстрировала эффективное использование стандартных положений. Украинцам дважды забили после того, как Мостовой элегантно исполнял подачи со штрафных. Похожий гол, но уже после подачи углового, Яновский забил французам. Наконец, и сам Мостовой послал мяч в ворота Бартеза.

Таким образом, в трех предыдущих отборочных матчах ЧЕ все голы наша сборная забила именно со стандартов. Нынче все было по-иному. Забивали с игры, а после угловых и штрафных у ворот Филимонова могли и пропустить. Скажем, в том эпизоде, когда после углового Шахгельдян наносил удар в упор, спасло нас только чудо (а вернее сказать, колено Аленичева). И ведь эпизод этот был не единственным, когда наши игроки допускали в обороне позиционные промахи. Вывод: при Бышовце акцент был сделан на безупречные действия как раз в этих ситуациях. Чего не хватает нынешней сборной.

ПАНОВ БЕГАЛ, СЛОВНО ЭЛЕКТРИЧКА

В то же время отличительной чертой новой команды были заряженность на победу на выигрыш каждого единоборства. Панов, скажем, стремился овладеть любым мячом, пусть даже абсолютно недоступным. При всем том, что сыграл он не слишком удачно, выглядел этаким символом команды-99: все игроки старались продемонстрировать максимум своих возможностей. Будь то Юран или Аленичев, каждый, кто мгновением раньше безобидно терял мяч, тут же вступал в борьбу с противником и, как правило, выходил победителем. Несколько попыток атаковать на чужой половине поля подчеркнули исключительно амбициозный настрой команды.

ПРЕССИНГОВАЛИ, НО РЕДКО

Прессинг, пожалуй, самый сложный и в то же время необходимый для современного футбола элемент. Такую команду, как армянская, необходимо было "прихватывать" на ее половине. Временами, пусть не слишком часто и не совсем синхронно, России это удавалось. Стоит заметить, что все попытки прессинга оборачивались тем, что соперник терял мяч и наши внезапно наносили удар по его воротам. В то же время случалось это далеко не так часто, и Романцев, очевидно, признает, что этот игровой аспект требует совершенствования.

"ЗАБЕГАНИЯ" ТИТОВА БЫЛИ ВЕСЬМА КСТАТИ

Кому-то могло показаться, что спартаковский плеймейкер Титов был чересчур медлителен и не совсем адекватно реагировал на те или иные игровые отрезки. Однако его настороженность была связана исключительно с незавидным качеством газона. Титов не мог себе позволить отдавать передачи, не глядя, поскольку мяч то и дело подскакивал или вовсе оказывался вне поля зрения игрока.

В то же время именно Титов привнес в игру нашей сборной те элементы, которые присущи "Спартаку", - "стеночки", "забегания". Он был готов открываться на фланге каждый раз, едва того требовала ситуация. И несколько его передач оказались весьма опасными для ворот Березовского.

УГЛОВЫЕ - КАК В "СПАРТАКЕ"

Российская сборная заработала в этот вечер немало угловых, однако ни один из них не принес результата. В то же время было отрадно наблюдать за тем, как были разыграны эти угловые. После того как первые нанесенные непосредственно от флажка удары не принесли результата, игроки перешли на розыгрыш и делали это так, как практиковал "Спартак" еще летом прошлого года (как вы, надеюсь, помните, розыгрыши Аленичева с Цымбаларём были тогда весьма эффективны). Кто знает, может быть, именно таким образом мы забьем чемпионам мира на "Стад де Франс".

УГЛОВЫЕ У НАШИХ ВОРОТ БЫЛИ ОЧЕНЬ ОПАСНЫ

Если при Бышовце мы, как уже было сказано, при стандартных положениях только забивали, то в субботу вполне могли пропустить. Тот же эпизод, когда Шахгельдян наносил удар с близкого расстояния, должен настораживать. Романцев признал, что вина в этой ситуации лежит не только на защитниках, а на всех футболистах, принимавших участие в оборонительных действиях. Иными словами, недостает концентрации, которая необходима как раз в тех случаях, когда имеешь вроде бы очевидное превосходство.

ЗАЩИТНИКИ ШЛИ ВПЕРЕД НЕ ТАК ОХОТНО

Романцев ограничил игроков обороны в атакующих действиях. Из трех защитников только один мог идти вперед в том или ином игровом отрезке. Такое решение было необходимо с связи с ограниченностью оборонительных ресурсов впервые за последнее время в обороне мы пытались сыграть не числом, а умением. Как и предполагал "СЭ", Хлестову вменялись в обязанности функции стоппера. Однако того подводила игровая дисциплина, вследствие чего случались незапланированные потери. Яновский, проигравший в первом тайме несколько единоборств, в свою очередь, потерял уверенность и шел в атаку с меньшей охотой, чем обычно. Таким образом, защитники не сыграли на том уровне, который предусматривает новая игровая стратегия.

ВПЕРВЫЕ ЗА ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР РОССИЯ ПОВЕЛА В СЧЕТЕ

В Киеве уже в самом начале матча Россия проигрывала 0:2. Французы забили Овчинникову тоже довольно быстро. В Исландии мы проиграли, ни разу не поразив ворота соперника. В этом смысле гол Карпина на 6-й минуте стал историческим. Впервые за европейский отборочный цикл Россия забила раньше соперника, то есть повела в счете. Казалось бы, это обстоятельство должно вселить уверенность в наших игроков. Ан, нет. После серии приличных атак мы провалили вторую половину первого тайма.

Нельзя сказать, что игровые моменты у ворот Филимонова были следствием какой-то необыкновенной активности армян, скорее мы сами создали себе неприятности. Такая халатность впредь недопустима.

ИНТЕРЕСНА ЛИ ИГРА ЗАМЕНЕННОМУ ФУТБОЛИСТУ

Когда во втором тайме вместо Аленичева вышел Тихонов, полузащитник "Ромы" обменялся рукопожатиями с Романцевым. Главный тренер специально поднялся со скамейки, чтобы поблагодарить игрока. Это было приятно - и ему безусловно, и зрителям. Такой благородный жест весьма кстати для дебютного матча.

Погода была ветреной, и потому руководители нашей сборной тут же направили игрока в раздевалку. Тот последовал их совету но не до конца. Спустившись в тоннель на одну ступеньку, простоял на ней минут десять: никак не мог оторваться от происходивших на поле событий. Вот уж действительно пример, достойный подражания.

СХОДСТВА С ПРЕДЫДУЩЕЙ КОМАНДОЙ ТОЖЕ ХВАТАЛО

Если помните, в Киеве наша сборная играла с очевидной боязнью пропустить. В субботу такого не было, однако волнение все равно чувствовалось.

Варламов забил головой украинцам, Яновский - французам. Приписываемое прежде команде неумение действовать на "втором этаже" стало при Бышовце не столь актуальным. Радует, что те навыки сохранились. Во всяком случае, уже на первых минутах Титов едва не пробил Березовского, когда наносил удар головой с близкого расстояния.

Осенью сборная России мало использовала фланги. Семак любит смещаться в центр, а именно он играл, как правило, на левом фланге. Нынче Романцев использовал в этой роли Аленичева. Он тоже, как известно, тяготеет к смещению в центр. На противоположном фланге - Карпин. Вроде бы типично крайний хавбек. Но и он не прочь составить компанию Цымбаларю и Титову. То есть сборная России вновь была лишена крайних полузащитников, таких, которые обостряют игру со своих позиций.

Четыре тренировочных дня могли, конечно, способствовать налаживанию связей, но всего, согласитесь, за это время не сделаешь. Даже Аленичев и Цымбаларь, которые на тренировках обычно занимались в паре, то и дело теряли друг друга из вида. Угловые с их участием выглядели типично спартаковскими - но остроты у ворот Березовского они, увы, не добавляли.

Большинство атак строилось через Титова. Это было вполне естественным решением, поскольку именно он способен играть роль всемогущего организатора. Но качество поля заставляло спартаковского плеймейкера постоянно следить за мячом, не отрывая от него глаз. И это обстоятельство, конечно же, тормозило развитие атак, снижало темп игры, заставляло вспомнить о той команде, которая не смогла прорвать исландскую оборону.

Было и еще одно сходство с той сборной. Не всегда при срыве собственной атаки команда была готова к возведению оборонительных редутов. То же наблюдалось в Киеве, когда Украина забивала второй и третий мячи. Тогда, скажем, Ващюк протащил мяч через все поле, чем обезоружил всех наших защитников. Нынче такие казусы тоже случались.

Наконец, едва не пострадали мы вследствие позиционных ошибок. Несколько мячей опустились за голову Яновскому, пару единоборств проиграл Хлестов, не всегда верно выбирал позицию Дроздов. Голевые моменты у ворот Филимонова были следствием как раз таких просчетов, чего впредь хотелось бы избегать.