Газета Спорт-Экспресс № 70 (1969) от 30 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 марта 1999 | Волейбол - Россия

ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ СБОРНАЯ РОССИИ НАЧИНАЕТ ПОДГОТОВКУ К МИРОВОЙ ЛИГЕ-99

Владимир КОНДРА

НАМ БЫ ПОДТЯНУТЬ ЗАЩИТУ С НАПАДЕНИЕМ И ВСЕ БУДЕТ НОРМАЛЬНО

Когда осенью 95-го известный в 70 - 80-е годы волейболист и к тому моменту не менее известный тренер Владимир Кондра отправлялся во Францию подписывать контракт на руководство главной сборной этой страны, он сказал корреспонденту "СЭ": "Уезжаю, но по первому зову готов вернуться и тренировать национальную команду России".

- Если не ошибаюсь, именно так и было озаглавлено то интервью, - заметил Владимир Григорьевич при нашей первой встрече после его приезда из Франции.

- Верно. Судя по всему, настал час, о котором вы мечтали. От кого исходила инициатива возвращения домой и в сборную России - от вас, от руководства Всероссийской федерации волейбола или вмешался кто-то третий?

- Все сошлось один к одному. Мой контракт во Франции заканчивался, у меня было немало предложений от различных клубов, прежде всего зарубежных. Но из-за семейной ситуации, связанной с учебой дочери, нам надо было возвращаться домой. А тут пришло печальное известие о скоропостижной кончине Юрия Венгеровского, глубокоуважаемого мною человека, одного из кумиров моего волейбольного детства, который в последние месяцы помогал Геннадию Шипулину в сборной. Я позвонил Шипулину в Белгород, чтобы выразить соболезнование, рассказал о своих планах и тут же получил приглашение в сборную. У нас всегда были добрые, товарищеские отношения, и мы договорились встретиться в Москве и обсудить его предложение. Не помню уже, по каким причинам, но в конце прошлого года это нам так и не удалось, и в качестве посредника выступило руководство федерации. Таким образом, я предпринимаю уже третью попытку работать в сборной нашей страны: в конце 80-х я помогал Геннадию Паршину, в середине 90-х - Виктору Радину. И вот третье пришествие. Правда, опять в качестве второго тренера.

- Вот именно. А вы, помнится, не раз говорили, что уже давно переросли роль помощника, готовы к самостоятельной работе и не раз доказывали это.

- От своих слов не отказываюсь: за годы работы в Москве и за границей я приобрел практический опыт, необходимый для самостоятельного руководства любой командой. Но на этот раз сложилась несколько иная ситуация. В штатном расписании сборной должность моя называется "старший тренер", а не просто "тренер". А Шипулин руководитель новой формации: организатор, менеджер, который к тому же хорошо разбирается в волейболе.

- Мог бы добавить к вашей оценке Шипулина еще одно качество, которое отметил в минувшем году, близко наблюдая, как он общается с волейболистами в сборной, как ведет игру. Он - отменный психолог, обладающий тонкой интуицией и умением правильно оценить игровую ситуацию.

- Вы хорошо дополнили ответ на свой же вопрос. Так вот, меня вполне устроил вариант, при котором тренировочным процессом в большей степени буду руководить я при контроле со стороны Шипулина, а в ходе матчей мы будем сообща принимать решения. Прежние главные со мной советовались редко, больше полагаясь на себя.

- Очень хочется, чтобы все у вас получилось, как задумано. А то просто обидно, когда команда с таким огромным потенциалом, как сборная России, не может ничего выиграть уже шесть лет.

- Спору нет: потенциал нашей команды не реализован. Не собираюсь вскрывать причины столь безрадостной картины, но отмечу, что в последние годы, работая во Франции, я во многом пересмотрел свои взгляды на систему подготовки. У французов нет такого количества сильных игроков, как у нас, но зато отобранных в сборную волейболистов готовят иначе. Рядом со мной работали разработчики научной программы, рекомендации которых просто необходимы в современных условиях, если мы хотим чего-либо добиться. Многое я почерпнул от специалиста по физической подготовке, занимавшегося бок о бок со мной. Словом, домой приехал со множеством идей и разработок, которые должны помочь перестроить работу команды на современный лад.

- Вы в курсе планов подготовки сборной к главным соревнованиям сезона?

- Да, меня постоянно ставили в известность о программе и сроках подготовки, и я считаю, что план очень грамотный. Чувствуется, что к нему приложили руку опытные специалисты, в том числе и Владимир Паткин, генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола, бывший тренер, прекрасно знающий все наши проблемы.

- А знакомили ли вас со списком кандидатов в сборную?

- Те, кого я не раз видел в игре, не вызывают никаких сомнений. Но есть и такие, кого я не знаю совсем. Например, молодых уральцев Егорчева, Бовдуя, других молодых. В этих случаях я во многом полагался на мнение главного тренера и руководства федерации, которые определили костяк команды. Но еще не работая, я уже пытался набрасывать для себя схемы состава.

- Появление новых правил подсчета очков каким-то образом изменило ваш подход к формированию команды в целом и стартовой шестерки в частности?

- Некоторые идеи есть. И матчи Мировой лиги-99 - первого серьезного соревнования сезона должны их либо подтвердить, либо опровергнуть. В тренерских кругах мы уже обсуждали различные варианты. В частности, я общался по этому поводу и с опытным американцем Дагом Билом, и с югославским наставником Зораном Гайичем, и с итальянскими специалистами. Мы, например, пришли к выводу, что с появлением либеро игрокам третьей - шестой зон не обязательно уметь защищаться на самом высоком уровне, для них важнее все внимание уделить атаке. В сборной Франции, например, мы строили атаку во многом через шестую зону...

- .. .что в нашей сегодняшней сборной случается крайне редко, хотя этот прием очень эффективен.

- Да. Так вот, в двух расстановках у французов атаковали сразу пять волейболистов три передних и два задних игрока. В других компонентах волейбола мы были не так сильны, но атака была нашей стихией. А что касается команды России, то я был просто поражен ее статистическими данными на чемпионате мира: у россиян блок великолепный, что всегда было нашим козырем, защита никуда не годится, а атака посредственная. Так что мне совершенно ясно, над чем в первую очередь надо работать. Нападение у нас не на высоте потому, что оно недостаточно разнообразно. К тому же число атакующих с введением либеро ограничено до четырех человек.

- Каково ваше мнение о наших соперниках? Скажем, о ближайших, с которыми будем встречаться в групповом турнире Мировой лиги.

- Считаю, что самый серьезный из них - это Польша. Во-первых, четыре первых матча Лиги-99 мы проводим с поляками, причем начинаем в гостях. Во-вторых, именно в Польше пройдет предолимпийский отборочный турнир, в котором, возможно, нам предстоит играть. Польская команда - молодая, прогрессирующая. И не стоит успокаиваться тем, что она относительно неудачно выступила на чемпионате мира: наставники этой сборной всегда повторяли, что они готовятся к Олимпийским играм в Сиднее. У итальянцев произошла смена тренеров: временно покинули команду ветераны, а молодые будут выкладываться, добиваясь места в составе на главные соревнования сезона - первенство Европы в сентябре и Кубок мира в ноябре. Прошел слух, что вновь собирается выступать в сборной знаменитый голландский пасующий Бланже. В этом случае и олимпийские чемпионы будут очень сильны. Но, повторяю, потенциально наша команда ни в чем не уступает никому в мире. И в товарищеских, и в официальных матчах россияне уже обыгрывали любых соперников. Теперь важно сделать эти успехи постоянными и выработать психологическую устойчивость: действуя против сильнейших команд мира, надо выходить на каждый матч с уверенностью в своих силах.

Лев РОССОШИК