Газета Спорт-Экспресс № 87 (1986) от 19 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 апреля 1999 | Футбол

НИЖЕГОРОДЦЫ ВЫДАЛИ ВЕЛИКОЛЕПНУЮ ИГРУ, НО ФОРТУНА БЫЛА НА СТОРОНЕ СЕМИНА

Отсутствие Дроздова отразилось не только на обороне москвичей. Разрушилась центральная ось Дроздов - Лоськов - Смертин, которой так гордится Семин

Покидая поле, Джанашия вдруг развернулся и вторично подбежал к боковому судье. На этот раз явно не для разговора.

Юрий БУТНЕВ, Максим ЛЕБЕДЕВ

из Нижнего Новгорода

Нулевые ничьи бывают разными. После одних болельщики уходят разочарованными, ругая обе команды за бесцветную игру. Но нередко случается так, что после финального свистка на табло горят нули, а публика провожает игроков аплодисментами и скандирует "мо-лод-цы". Именно такой была реакция трибун в Нижнем Новгороде после матча двух "Локомотивов".

В субботу в Нижнем, кстати, был побит рекорд посещаемости. Согласно официальному протоколу, на игре присутствовало 16 500 зрителей. Однако "старожилы" утверждают, что болельщиков было не меньше 18 тысяч. А ведь в прошлом году, который завершился возвращением железнодорожников в высший дивизион, на матчах собиралось в среднем по 5-7 тысяч человек. Во втором круге для привлечения зрителей по номерам билетов даже автомобили "Волга" стали разыгрывать. В этом сезоне таких призов уже нет, а посещаемость подскочила втрое, из чего можно сделать простой вывод: люди идут на стадион за футболом, а не за "Волгами".

В перерыве матча, когда двери стадиона распахнулись для безбилетников, свободные места остались только в секторе, выделенном для московских фанатов. И случилось то, чего в Нижнем Новгороде не было никогда и, как считалось, не может быть по определению: по трибунам пошла "волна". Даже Валерий Овчинников, давно уже ничему не удивляющийся, глядя на это, недоуменно пожимал плечами: дескать, ничего себе!

Несмотря на то что фаворитами априори считались москвичи, хозяева не только не испугались полуфиналиста Кубка кубков, но и на протяжении 90 минут диктовали ему свои условия. Можно с уверенностью сказать, что нижегородцы выдали свою лучшую игру за последние несколько лет - и заслуживали большего, чем одно очко. Однако фортуна в этот вечер благоволила подопечным Семина.

Москвичи не стали прибегать к услугам "чужого" транспорта и относительно небольшое расстояние до Нижнего Новгорода преодолели в ночь накануне игры по "ведомственной" железной дороге, сэкономив на этом немалые средства. Тем же поездом ехало и полторы сотни фанатов. Причем вели они себя на удивление тихо. Уже на перроне нижегородского вокзала молодой парень с красно-зеленым шарфом на шее сказал одному из нас: "Юрий Палыч попросил не шуметь, чтобы ребята выспались. Вот мы в дороге особо и не куражились".

Прибыв на Волгу, москвичи отправились в гостиницу "Ока". Когда корреспонденты "СЭ" там появились, на этаже, где поселился "Локомотив", было тихо, как на кладбище: игроки, не тратя времени, сразу же снова погрузились в сон. Попытались побеседовать с главным тренером - но наткнулись на неожиданное препятствие. Юрий Семин, открыв дверь гостиничного номера, замахал рукой и ответил словами таможенника Верещагина из бессмертного "Белого солнца пустыни": "Нет, ребята, пулемета я вам не дам...". И пояснил, что интервью до матча для него "табу" - и с этим он ничего поделать не может: "Вот после игры пытайте, сколько хотите..."

Что касается нижегородцев, то Валерий Овчинников по традиции устроил игрокам накануне матча "большой сбор", а его помощники контролировали неукоснительное выполнение футболистами распорядка дня. К счастью для хозяев, успел выздороветь чех Урбанек. Поэтому проблема правого защитника отпала сама собой - и на поле вышел тот же самый состав, который начинал предыдущий матч с "Жемчужиной". А вот Семин после поражения от "Торпедо" сделал три замены, одна из которых была вынужденной: Дроздов из-за травмы даже не поехал в Нижний Новгород. Освободившееся место занял Маминов. Кроме того, в состав вернулись немного отдохнувшие Гуренко и Булыкин.

Потеря Дроздова не сулила москвичам ничего хорошего. На сегодня он, пожалуй, единственный в "Локомотиве", кому нет равноценной замены. Да, на его позиции может сыграть Смертин - так и произошло в Нижнем Новгороде. Однако новичок "Локомотива" все-таки больше тяготеет к атаке, хотя все мы помним, как органично смотрелся Смертин на месте центрального защитника в футболке сборной России в матче против андоррцев. Дроздов же - типичный разрушитель в хорошем смысле этого слова. Его отсутствие отразилось не только на обороне москвичей. Разрушилась центральная ось Дроздов - Лоськов - Смертин, которой так гордится Семин.

Если верить статистике, то этот матч москвичи не должны были выигрывать. В прошлом сезоне Дроздов участвовал в 26 играх из 30, а в четырех матчах без него железнодорожники трижды сыграли вничью - с "Торпедо" (0:0), "Черноморцем" (1:1) и "Шинником" (0:0), и лишь однажды выиграли - в последнем туре у "Балтики" (2:0). Можно также вспомнить, что Дроздова не было на поле, когда "Локомотив" уступил в Москве "Штутгарту". Хотя тут кто-то может возразить: а как же ответный матч с АЕКом, в котором Дроздов не играл из-за дисквалификации? "Локомотив" ведь тогда на последних секундах вырвал победу! Что ж, будем считать это исключением из правила.

Семин уже не в первый раз решился сыграть без крайних хавбеков, хотя в последнее время на одном из флангов постоянно появлялся Харлачев. Однако после неудачной игры с "Торпедо" главный тренер отправил его в запас. В результате обе бровки были отданы на откуп Лаврику и Гуренко, хотя, конечно, эта расстановка была условной. В случае необходимости на край уходили и Маминов, и Лоськов, и Смертин. Однако фланги москвичи использовали редко - из-за низкой активности крайних защитников. Особенно это относится к Гуренко, чьи рейды по бровке для всех стали уже привычными. Однако на сей раз белорусский защитник играл в несвойственной ему манере - менее активно и с ошибками. Справедливости ради нужно сказать, что многие его партнеры выглядели не лучше. Пожалуй, лишь Нигматуллин и Чугайнов сыграли на своем уровне. К остальным игрокам у Семина, думается, есть немало претензий.

Хозяева с первых минут захватили инициативу, а потом только наращивали преимущество. В центре поля очень продуктивно действовала связка Татарчук - Кузнецов. Два бывших армейца понимали друг друга с полуслова, а их неожиданные передачи то и дело вспарывали оборону соперника. Именно при участии Кузнецова в ворота Нигматуллина влетел первый из двух незасчитанных голов. С трибуны показалось, что полузащитник Холли, пославший мяч в сетку, действительно находился в офсайде. Однако вечером, когда этот эпизод был многократно показан по местному телевидению, возникли сомнения: а верно ли поступил боковой судья, на отмашку которого среагировал главный арбитр Макаров? На пленке было видно, что при выполнении Кузнецовым штрафного удара перед Холли было сразу три чужих игрока, а вот уже в момент приема мяча словак оказался ближе всех к Нигматуллину.

Между прочим, Овчинников и без видеозаписи был уверен, что гол "чистый", о чем свидетельствуют его слова на послематчевой пресс-конференции: "Лайнсмен ошибся. Никакого офсайда не было".

Что касается второго гола, забитого Дзамиховым, то здесь офсайд был очевиден. Наконец, за пять минут до конца на поле возник еще один спорный момент, в котором Макаров снова доверился своему помощнику. Мячом владели гости, и вдруг за спиной арбитра с криком рухнул на газон Круковец. Трибуны возмущенно засвистели, требуя покарать Джанашия, который, по мнению болельщиков, умышленно ударил защитника коленом. Макаров отправился на консультацию с лайнсменом Спириным, после чего, несмотря на уговоры Лаврика и Чугайнова, показал грузинскому форварду красную карточку. Тем временем Джанашия попытался сам поговорить со Спириным. Но ничего хорошего из этой затеи не вышло. Более того, дальнейшие события приняли неожиданный оборот. Покидая поле, Джанашия вдруг развернулся и вторично подбежал к боковому судье. На этот раз явно не для разговора. Хорошо, что Чугайнов успел придержать темпераментного грузина и чуть ли не силой вытолкнул его за пределы поля.

После матча Джанашия ограничился короткой фразой: "Я не трогал Круковца. И вообще, судье виднее. Он принимал решение, у него и спрашивайте". Мы последовали совету Джанашия и попросили главного и бокового арбитров прокомментировать этот эпизод.

Петр Спирин,помощник главного судьи: "Нарушение было очевидным. Я все прекрасно видел - и сразу сообщил об этом главному арбитру".

Юрий Макаров,главный судья: "Круковец весь матч плотно играл с Джанашия. В том эпизоде он похлопал нападающего по плечу и сказал что-то вроде: "Заза, не кипятись". Джанашия развернулся и нанес ему удар коленом. С одной стороны, это можно было расценить как провокацию со стороны Круковца. Но нападающий "Локомотива" ударил игрока, не владеющего мячом. Поэтому я решил его удалить. Кстати, ни один из тренеров не предъявил претензий нашей бригаде. Наоборот, Семин и Овчинников поблагодарили за работу, а инспектор матча Николай Шушпанов посчитал наше решение правильным".

Конфликт вокруг удаленного Джанашия возник не на пустом месте. Еще задолго до этого эпизода игроки гостей выглядели заведенными и на каждый свисток Макарова не в их пользу реагировали болезненно. Похоже, единственным, кто в этой ситуации сохранил хладнокровие, был Чугайнов. Капитан "Локомотива" справедливо выговаривал партнерам, что нужно играть, а не тратить силы на споры с судьями. Тем более что силы эти с каждой минутой таяли. Только в первые четверть часа на поле сохранялось относительное равенство. А затем игра переместилась к воротам Нигматуллина. Голкипер с честью вышел из трудных ситуаций, сохранив ворота в неприкосновенности. В этом ему немало помогли... хозяева, которые с непонятной легкостью транжирили голевые моменты. Чего стоит хотя бы промах Гарина с линии Вратарской! Попади форвард в створ ворот - гол был бы неминуем.

Тут уместно вспомнить, что весной прошлого года, когда Гарин решил уйти из "Локомотива", клуб организовал ему проводы. И в дальнейшем, уже играя в первом дивизионе за нижегородский "Локомотив", Гарин не терял связь с другим "Локомотивом".) Но на футбольном поле, как известно, друзей не бывает. Надо ли говорить, что Гарину очень хотелось обыграть свой прежний клуб, а заодно доказать Овчинникову, что он напрасно ему не доверяет.

Выход Гарина в перерыве вместо захромавшего Татарчука оказался удачным. После этого нижегородцы еще больше взвинтили темп. Гарин выдвинулся на острие, составив компанию Авакову, а Дзамихов расположился чуть сзади. Этот атакующий треугольник с такой силой надавил на оборону гостей, что она затрещала по всем швам. К Гарину был приставлен Черевченко, но для нападающего это не стало помехой. Нижегородец, используя преимущество в скорости, раз за разом убегал от своего сторожа, после чего в штрафной гостей становилось жарко. Семин несколько раз выговаривал Черевченко, но ситуация не менялась.

Не лучшим образом выглядела и полузащита столичного клуба. Мяч у хавбеков "Локомотива" совершенно не держался. Поэтому Джанашия и Булыкин сидели на голодном пайке, а защитники, постоянно отражая атаки хозяев, не получали времени на передышку. Неудивительно, что в середине второго тайма Семин выпустил Харлачева и Саркисяна. Причем последний играл на месте нападающего - совсем как в сборной Армении.

Замены не изменили соотношения сил. Нижегородцы осадили ворота Нигматуллина, но так и не сумели подобрать к ним ключ. А вот москвичи во втором тайме лишь однажды побеспокоили Шанталосова. Финальный свисток потонул в реве трибун, которые, несмотря на ничью, стоя приветствовали своих любимцев.

Олег ГАРИН,нападающий "Локомотива" НН:

- Не может быть лучшим игроком команды форвард, который не забил. Никак не может! Поэтому в нашей команде лучшего надо искать среди игроков других линий...

Руслан НИГМАТУЛЛИН,вратарь "Локомотива" М:

- Легкой прогулки в Нижний Новгород мы не ожидали, но и того упорства, и такой игры от соперника не ожидали тоже. Хорошая команда, ничего не скажешь. Пожалуй, нам сегодня повезло больше, чем им...

Вечером на перроне Московского вокзала царило всеобщее братание. Болельщики нижегородского "Локомотива" чуть ли не со слезами на глазах провожали своих столичных "соплеменников". Давно уже произошел обмен адресами и телефонами, и москвичи раз за разом приглашали хозяев к себе в гости, обещая даже пойти вместе с ними на стадион и болеть против московских клубов (конечно, за исключением родного "Локомотива"). "Они приехали к нам как люди. Мы их встретили как людей. Все тихо, спокойно. Зачем же нам "рельсовые войны" устраивать?" - говорил местный фан, повязанный двумя шарфиками - нижегородским и московским. А стоявшие поодаль ОМОНовцы только посмеивались: "Не поймешь этих фанатов. Либо целуются взасос, либо головы друг другу проламывают. Поди угадай, как оно сложится..."

Удивительное дело, но уже в воскресенье на нижегородском стадионе "Локомотив" стали раздаваться звонки с вопросами, когда можно будет приобрести билеты на следующую домашнюю игру нижегородцев, которая пройдет лишь через две недели. Такого в Нижнем тоже еще не было.