Газета Спорт-Экспресс № 104 (2003) от 12 мая 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 мая 1999 | Футбол - Кубок УЕФА

ФУТБОЛ

КУБОК УЕФА. Финал

ЧТО ДАСТ ЭТОТ МАТЧ РОССИЙСКОМУ ФУТБОЛУ?

И так, в Москве - финал европейского кубка. Еще несколько лет назад это казалось несбыточной мечтой, но на исходе XX века Россия использовала, наверное, свой последний шанс. Со следующего года из трех евротурниров останется два - соответственно резко возрастет и конкуренция за проведение финалов. Но сегодня нам удалось добиться этой победы. Победы, которая нужна более всего для укрепления позиций России в иерархии международного футбола. Финал европейского кубка не может быть отдан стране, с которой в футбольном мире не считаются. Очевидно, что, несмотря на понижение статуса Вячеслава Колоскова в чиновной табели о рангах, его налаженные годами личные отношения по-прежнему срабатывают. Задумываясь об отношениях России и мирового футбола, этот фактор не стоит недооценивать: пусть результаты матчей зависят в первую очередь от выходящих на поле игроков, но околофутбольный аспект при прочих равных может иметь весомое значение.

Колосков, с которым мне на днях довелось побеседовать, с особым удовлетворением рассуждал о роли президента УЕФА Леннарта Юханссона, твердо поддержавшего Москву даже в ущерб его родному Стокгольму. "По духу он близок нам", - говорит президент РФС о главе европейского футбола. Восхитившие Юханссона "Лужники", "личное обаяние" (так выразился Колосков) мэра Москвы Юрия Лужкова, возросший в последние годы авторитет российского клубного футбола и добрые личные отношения двух футбольных руководителей - таковы, по мнению Колоскова, причины прихода финала Кубка УЕФА-99 в столицу России.

Нужен ли нам этот финал? Такой вопрос может возникнуть у тех болельщиков, которые не испытывают непосредственного интереса к поединку. В этом отношении досадно, что не смогли пройти четверть- и полуфинальную стадию ни "Сельта", ни "Рома", ни "Болонья". "Парма" и "Олимпик" посторонние для российской публики команды. И если большинство, как показывает опрос "СЭ-интернет", и будет поддерживать итальянцев, то скорее в пику французскому клубу, всеми средствами пытавшемуся перенести матч из Москвы ("Парма", напротив, вызывает симпатию, поскольку в 94-м откликнулась на просьбу "Спартака" участвовать в прощальном матче Федора Черенкова). Аргумент марсельцев был нелеп: дескать, Франция - участник НАТОвского альянса, бомбящего Югославию, и это может вызвать антифранцузские эксцессы в России. Приятно, что УЕФА отверг демагогию "Олимпика". "Не хотите приезжать - не приезжайте. Матч состоится в Москве", - так Колосков формулирует позицию Юханссона.

И все же - зачем нам нужен этот поединок? Президент РФС не скрывает, что сегодняшний матч - для него не самоцель. Это лишь первый шаг в борьбе за финал Лиги чемпионов, а в дальнейшем - за проведение чемпионата Европы 2008 года. Колосков идет ва-банк: если хоть в чем-то организация финала-99 окажется не на высоте, Россия еще долго не получит крупных футбольных событий. Даже матчей, не говоря уже о турнирах. Ясно, что предоставление нашей стране права на проведение, скажем, чемпионата Европы, сопряжено с немалым риском. Никому не дано предсказать, какой окажется экономическая ситуация в России не только в 2008-м, но и в 2000 году - так что только безупречная, нет, даже блистательная, организация финала Кубка УЕФА может дать нам шанс на проведение первенства континента.

В красоте и даже помпезности, которой будет сопровождаться сегодняшний финал, ни малейших сомнений нет - в России не принято ударять в грязь лицом перед заграничными гостями (достаточно вспомнить Всемирные юношеские игры). Но отчего-то есть уверенность и в том, что, когда финал Кубка УЕФА останется в истории, а мы вернемся к будням российского первенства, и десятой доли того организационного блеска не останется. Это, увы, тоже давняя российская традиция.

Единственное, но очень серьезное опасение за сам финал - это состояние лужниковского газона, который два дня назад был оценен Колосковым на "тройку". Майские непогоды, по его словам, сгубили поле, да и вчерашний дождь, думается, мог его только ухудшить. И если "Парме" и "Олимпику", привыкшим к идеальным газонам, придется утопать в грязи, не сработают никакие извечные аргументы руководителей арены о слабом проникновении солнечных лучей сквозь козырек. Логика УЕФА тогда окажется очень простой: если на главном стадионе страны поле не выдерживает критики, то почему на остальных газоны должны быть лучше? И в этом случае мечты как о финале Лиги чемпионов, так и о первенстве Европы в Москве станут неуместными.

Но они будут еще более неуместными, если Лужники сегодня вечером окажутся полупустыми. Понятно, что далеко не всех захватывает противоборство "Пармы" и "Олимпика". Но, во-первых, матчей такого уровня в России еще не было, и каждый болельщик, придя на него, станет частью футбольной истории. А главное, аншлаг в Лужниках - дело престижа всего российского футбола.

Игорь РАБИНЕР