Газета Спорт-Экспресс № 118 (2017) от 28 мая 1999 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 28 мая 1999 | Олимпиада

ОЛИМПИЙСКАЯ ХРОНИКА

СТАРЫЕ ДОЛГИ НАДО ВОЗВРАЩАТЬ

Для кого-то, не исключено, я открою Америку, но только не для специалистов: один из параграфов Олимпийской хартии - документа, который регламентирует систему взаимоотношений внутри олимпийской семьи, права и обязанности ее членов, - обязывает увековечить на главном стадионе города, проводившего Игры, имена всех победителей и призеров Олимпиады.

В принципе это можно сделать по-разному. Но в большинстве случаев на фасаде главной арены Игр вскоре после их завершения устанавливают большую мемориальную доску.

Вот бы и нам так. Ан нет! Вместо того чтобы после Олимпиады-80 в Москве сделать, как все, мы поступили, что называется, как всегда.

Еще в 1989 году, например, Госкомспорт СССР утвердил эскиз и макет Стелы олимпийских чемпионов. Согласно грандиозному проекту, созданному при участии главного художника стадиона Александра Панкратьева, предполагалось возвести мемориальный комплекс, где можно было бы проводить церемонии проводов олимпийских делегаций, воспитательную работу среди членов сборных команд страны, встречи ветеранов и тому подобные мероприятия. Снаружи и внутри стелы планировалось указать имена всех советских олимпийских чемпионов, а также победителей и призеров Олимпиады-80. 1 февраля 1990 года между Большой спортивной ареной "Лужников" и набережной Москвы-реки состоялась даже символическая закладка первого камня в основание будущего монумента. Но тут страна вступила в период радикальных преобразований, и судьба новостройки оказалась предрешенной.

Спустя 5 лет идею попытался воскресить получивший самостоятельность и признанный МОК Олимпийский комитет России. Замысел состоял в том, чтобы воздвигнуть стелу к 100-летнему юбилею Олимпийских игр современности, который отмечали в 1996 году. Инициаторы проекта не без оснований полагали, что мемориальный комплекс может и должен украсить Лужники. Они старались предусмотреть все детали - вплоть до того, как стела будет выглядеть с высоты Воробьевых гор днем при естественном свете и вечером при искусственной подсветке с воды. Неудивительно, что смета на ее строительство составила почти миллион долларов! Эта цифра, правда, поначалу никого не смутила: для реализации замысла был образован специальный фонд, на счета которого должны были поступать необходимые средства.

Но и на сей раз, как говорится, не сложилось - то ли из-за чрезмерной амбициозности проекта, то ли в результате акционирования Лужников, то ли из-за всего вместе.

Сейчас уже нет смысла искать правых и виноватых. Более важно отказаться от наполеоновских планов и поступить так, как поступает весь мир. Сделать это, на мой взгляд, вполне реально. Тем более что нынешний мэр Москвы подлинный любитель и знаток спорта, получивший в прошлом году из рук президента МОК золотой Олимпийский орден. ОК России занял ведущую роль в физкультурно-спортивном движении страны и научился решать сложнейшие проблемы практически при полном отсутствии средств. Спорткомитет Москвы недавно возглавил Лев Кофман, человек, организаторский талант которого ярко проявился в период подготовки и проведения Всемирных юношеских игр. Обновленные "Лужники" заслуженно признаются одним из лучших стадионов Европы. Есть дата, к которой можно приурочить открытие мемориальной доски -19 июля 2000 года, когда исполнится 20 лет со дня открытия Игр XXII Олимпиады. Известны хорошие примеры того, как на подобные цели организуется сбор средств. Взять хотя бы опыт МОК по строительству Олимпийского музея в Лозанне.

Существует народное поверье, что новый год надо начинать без долгов. Что уж говорить о новом веке и новом тысячелетии? Есть и дополнительный мотив: участники и гости сессии МОК 2001 года, которая пройдет в Москве, должны убедиться в нашем абсолютном уважении положений Олимпийской хартии.

Осталась самая малость: понять, что, пока мы не вернем долг, доставшийся в наследство со времен Олимпиады-80, нового кредита в виде одних из первых Олимпийских игр XXI века, на которые Москва собирается претендовать, нам никто не даст.

Времени на осознание сей нехитрой истины, на мой взгляд, в обрез.

Александр РАТНЕР