Газета Спорт-Экспресс № 127 (2026) от 8 июня 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 июня 1999 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000

ПЕРВЫМИ ЗРИТЕЛЯМИ БЫЛИ МУЖИКИ С ВОБЛОЙ

Было это уже давно - лет эдак двадцать назад. "Комсомольская правда" попросила меня, работавшего в ту пору корреспондентом еженедельника "Спортивная Москва", взять интервью у уже экс-капитана и экс-спартаковца Олега Романцева, ушедшего из команды. Позвонил я и задал простой, как жизнь, вопрос: "Что дальше-то делать собираетесь?" Ответ меня, признаюсь, ошарашил: "Наукой хочу заняться..."

Конечно, каждый волен, оставив футбольное поле, выбрать на будущее свою дорогу. Мало ли было случаев - кто-то в мясники подавался (в те времена золотое место было), кто-то в такси, но науку футбольный люд не жаловал. Впрочем, зная устремленность и цельность характера Романцева, я вполне допускал мысль, что у него и здесь, как в былые игроцкие времена, все получится. Тем более что тему для будущей своей научной работы он выбрал для себя далеко не постороннюю. Если не ошибаюсь (привожу по памяти), посвящена она была восстановлению футболистов после травм. Уж что-что, а эта тема была ему знакома хорошо. Ведь и закончил свою карьеру игрока Романцев досрочно из-за повреждения позвоночника. Боли в нем, кстати, время от времени мучают его по сей день.

Об этом и было рассказано в газете, чьи читатели, возможно, испытали то же удивление, что и я.

Жизнь пошла своим чередом, и спустя какое-то время я узнал, что Романцев планы свои пересмотрел и решил возглавить скромную команду второй лиги "Красная Пресня", опекаемую седьмым таксомоторным парком столицы. Не так давно он, говоря о том своем решении, вдруг вспомнил, как шел из раздевалки мимо пустых трибун к скамейке запасных перед первым своим тренерским матчем. На трибуне десятка полтора мужиков, предвкушая дегустацию "Жигулевского", вовсю колотили дефицитной воблой о соседние лавки. И на какое-то мгновение ему подумалось, что неужели вот так будет всю жизнь? "Стоп, - сказал тогда сам себе начинающий тренер. - Я обязан сделать так, чтобы на матчах моей команды всегда были болельщики".

Они вскоре появились у "Красной Пресни", ставшей необычайно популярной. Причем не только в избалованной титулованными клубами Москве. Битком набивались трибуны и стадиона "Спартак" в Орджоникидзе, где он затем работал. А вспомните минувшую осень: переполненные "Лужники", сходящие с ума болельщики на матчах Лиги чемпионов.

Трибуны эти бывают разными. И нам бы с вами это не знать? А уж Романцеву - тем более. Но и тогда, в самом начале, и теперь все его команды, включая сборную, жили и живут этими трибунами. И поверьте, будут жить всегда. В этом весь Романцев.

Вспоминаю еще один момент из примерно того же стартового в тренерской жизни Романцева времени. По заказу издательства "Физкультура и спорт" я мучился над рукописью нашей с Дасаевым книги - "Мы все одна команда". Композиционно выстроена она была так, что события, связанные с судьбою тогдашнего первого номера "Спартака" и сборной СССР, воспроизводились со слов его друзей, партнеров, соперников. Дошла очередь до Романцева, только что возглавившего уже упомянутую "Красную Пресню". Работали у меня дома. Замечу что рассказчик он великолепный, и управились мы достаточно быстро. Ну а потом пошли разговоры за жизнь. Не удержался я, помнится, от вопроса - не жалеет ли он о том, что начал тренерство с команды, у которой заведомо нет будущего?

- А кто это сказал?! - вспыхнул Романцев.

- Да и так все ясно, - пожал плечами я.

- Так вот, - запальчиво сказал он, - если так думать, то вообще браться ни за что не стоит. Подождите немного - и все начнут говорить о "Пресне" иначе.

- Уж не в высшую ли лигу вы ее собираетесь вывести?

- А почему бы и не попробовать?

- Ну а потом, конечно, золото, Кубок, сборная... - продолжал иронизировать я.

- Жизнь покажет, - жестко оборвал меня Романцев. - И хватит об этом...

...Жизнь многое показала. И в отблесках золота, мерцании хрусталя, уже не раз завоеванных его нынешней командой, высвечивались не только победы, но и болезненные удары тренерской судьбы. Но, как выяснилось, они только заставляли быть еще крепче и жестче, не терять веру в себя и в других. В минувшую субботу на "Стад де Франс" мы с вами еще раз, к счастью, в этом убедились.

Александр ЛЬВОВ,

пресс-атташе "Спартака" и сборной России