ШАХМАТЫ |
ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ БЫСТРАЯ ПАРТИЯ КАСПАРОВА И КАРПОВА ЗАВЕРШИЛАСЬ МИРОМ ЧЕРЕЗ 38 ХОДОВ
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Франкфурта
Великий чародей шахмат московский гроссмейстер Давид Бронштейн, главный популяризатор быстрой игры в XX веке, уже давно предсказал то, что происходит сейчас во Франкфурте: на гигантских электронных экранах в огромном зале зрители вживую наблюдают за шахматными поединками гроссмейстеров. Ритм игры близок простому любителю: каждая партия длится не больше 50 минут - не так мало, как в "блице", в котором зритель не всегда может уследить за перемещением фигур, но и не так много, как в 7-часовых классических встречах, следить за которыми простому человеку бывает утомительно и скучно. Что бы там ни говорили поклонники "классики", а темпы сегодняшнего дня заставляют людей ускоряться во всем, и если шахматисты не хотят остаться на обочине прогресса, то им надо тоже поспевать за быстротекущим временем, как это делают в финансовой столице Европы Франкфурте, где стали традиционными фестивали быстрых шахмат с парадоксальным названием "Шахматная классика".
Как и всякие организаторы, представители компьютерного отделения концерна Siemens, который спонсирует франкфуртский фестиваль, обуреваемы манией величия. Она заставляет их второй год подряд гоняться за двумя "К" - Каспаровым и Карповым (третьего "К" - Крамника - заполучить легче). В прошлом году планы сименсовских ловцов душ были сорваны: Карпов не дал заманить себя в хитрую ловушку и под благовидным предлогом уклонился от встречи со своим историческим антагонистом Каспаровым. Тогда его заменил Василий Иванчук, тоже большой мастер быстрой игры. В этом году Анатолию Евгеньевичу отвертеться не удалось. Как говорят в кулуарах исполинского Ballsporthalle (в этом Дворце игровых видов спорта проводился матч Кубка Девиса Россия - Германия, в котором мы побили немцев), видимо, Siemens сделал такое предложение, что Карпов отказаться от него был не в силах. Вообще извилисты и тернисты пути высокой шахматной политики. Карпов уже несколько лет не играет в Линаресе, куда регулярно приезжает Каспаров, а тот обходит стороной, например, Монако, где ежегодно бывает Карпов. Также Карпов не участвовал ни в одном "Гран-при" по быстрым шахматам, которые проводила РСА, а Каспаров соответственно игнорирует чемпионаты ФИДЕ... Вот и получается, что где же им еще встретиться, как не на Frankfurt Chess Classik?
Жеребьевка обоих турниров - Siemens Giants и Masters - проводилась с помощью компьютеров. Хаотично перебирая цифры, компьютер выбрасывал то или иное число, которое получал человек, нажавший кнопку на компьютерной клавиатуре. То ли якобы бездушный компьютер каким-то образом уже умеет распознавать, кто именно нажимает кнопку, то ли Хаос, он же Случай, любит пошутить, то ли кто-то невидимый, но вездесущий на самом деле все держит под контролем, но цифры-то выпали для "гигантов", как выяснилось, не случайные. После жеребьевки я обменялся парой слов с Каспаровым, и вот что мне сказал чемпион мира, от которого никогда не ускользают такие штуки:
- Эта жеребьевка, по сути, совпала с жеребьевкой турнира в Лас-Пальмасе в 1996 году! Тогда тоже мы с Анандом играли в последнем туре, и та партия все решила...
Гарри помолчал, а затем добавил с усмешкой:
- Видимо, и здесь все решится в последнем туре в нашей партии с Анандом.
А я подумал: неужели со времен того исторического, первого в истории турнира 21-й категории в Лас-Пальмасе Каспаров и Карпов ни разу не играли друг с другом?! Нет, не играли! Вот уже три года как ни одной партии. А с укороченным контролем - по 25 минут каждому - они вообще не играли ни разу в жизни!
- Вот как? - насмешливо переспросил Карпов, когда я сказал ему об этом. - Ну что ж, сыграем!
Карпов перед турниром во Франкфурте и супертурниром 19-й категории в Дортмунде, который начнется через неделю после этого состязания, провел сбор на Корсике и приехал на "Гигантов Сименса" со своим тренером гроссмейстером Михаилом Подгайцем из Одессы и массажистом Валерием Крыловым из Москвы. С тренерами, но без массажистов, приехали и два других "гиганта" - Каспаров и Ананд. А Крамник прибыл сюда из утомленной солнцем Москвы - бледный, измученный духотой - и без тренера, и без массажиста. И тем не менее именно Крамник первым добился победы в стартовый игровой день. Но мы несколько забегаем вперед, ибо сначала состоялась столь долго ожидавшаяся всеми партия Карпов - Каспаров.
Когда утром мы встретились за завтраком с Подгайцем, я на правах старого знакомого поинтересовался у одессита полушутя-полусерьезно, что, мол, они подготовили к первой в истории быстрой партии с Каспаровым. Уж не 1. е2-е4 случаем?
- Играть с ним 1.е2-е4 Гарри Кимович надолго отбил всем охоту, - мрачновато проронил Подгаец.
Уж что верно, то верно! Попасть на "сицилианский" бал к мессиру Каспарову после его феерической серии побед черными в Линаресе охотников осталось мало, если они вообще есть. Ведь даже Виши Ананд, который всегда играет от короля на первом ходу здесь партию против Каспарова начал ходом ферзевой пешки...
Итак, Карпов "сицилианку" отмел с порога, и партию поставил с изрядным запасом прочности. В закрытом варианте защиты Грюнфельда с 4. g2-g3 и 5. Cfl-g2 чемпион мира ФИДЕ играл, по выражению Каспарова, "очень плотно", и хотя внешне создавалась иллюзия большей активности черных - они наскакивали на позицию неприятельской рокировки с помощью флангового пехотинца "h", внутренняя закономерность позиции, заключающаяся в факторах не временных, а постоянных, заставляла черных быть предельно осторожными.
КАСПАРОВ:
- В этой партии у меня ни разу не было "лучше". Более того, в конце я немного перегнул палку и у меня стало "хуже". Но у моего соперника оставалось на часах 27 секунд против моих 46, и это не позволило Карпову играть на победу в получившемся более благоприятным для него эндшпиле.
Вот таким получился исторический поединок исторических соперников, завершившийся вничью. Теперь каждый новый круг битвы шахматных гигантов будет начинаться с партии Карпов - Каспаров, а при перемене цвета - Каспаров - Карпов.
В проходившей параллельно дуэли первого тура Ананд - Крамник соперники разыграли постоянно применяемую ими русскую защиту, в которой после 19 ходов при абсолютном равновесии был подписан мир. Даже невооруженным глазом было видно, что оба шахматных атланта стремятся поскорее сбросить со своих плеч небосвод. Потом Крамник скажет мне, что пределом его мечтаний было сделать в первый день три ничьих, чтобы немного разыграться. Не сговариваясь, вслед за Крамником то же самое повторили и Каспаров, и Ананд, и Карпов. Но чемпиону ФИДЕ не удалось выполнить эту программу-минимум из-за появившейся у него в последнее время "цейтнотной болезни".
Впрочем, правильнее это будет назвать одним из симптомов другого, более серьезного недуга, связанного с потерей боевой спортивной формы, с заметной отсталостью в дебютной эрудиции от более молодых и более наигранных конкурентов. Конечно, класс и понимание шахмат у Карпова никуда не делись, он по-прежнему в этом не уступает никому, а большинство коллег и превосходит. Но, сталкиваясь с новыми идеями и суперразработками своих изощренных соперников, Карпову приходится тратить слишком много времени на обдумывание проблем, которые противники уже давно для себя решили дома в кабинетной тиши. Как следствие - цейтнот в конце партий. То же можно сказать и о спортивной форме. Не можешь быстро принимать решения в проблемных ситуациях, значит, потерял форму. В последних соревнованиях Карпову катастрофически не хватает времени. Так было в Монако во время матча с Пикетом, в котором чемпион мира ФИДЕ попадал в какие-то апокалиптические цейтноты, так было потом там же на турнире по "слепо-зрячим" темпо-шахматам, так было в Дос-Эрманасе, где играли в "классику".
Так, похоже, есть и будет во Франкфурте. Партию 1-го тура с Каспаровым Карпов доигрывал на флажке, имея перевес, но не имея, естественно, времени для его реализации. А партию 3-го тура с Крамником Карпов проиграл, попав в жутчайший цейтнот уже на 15-м ходу: у Карпова оставалось 5 минут, а у Крамника - 22 минуты! То есть чемпион мира ФИДЕ потратил на обдумывание позиции, возникшей к 15-му ходу, 20 минут, а его молодой соперник - 2. Вот так, как Крамник, и надо играть в быстрые шахматы, а так, как Карпов, не надо. Потому что это уже "медленные шахматы".
Однако будем следовать хронологии. Во 2-м туре Каспаров играл белыми с Крамником, а Карпов - с Анандом. Каспаров начал партию ходом королевской пешки, Крамник выбрал "сицилианку", вариант Раузера. По признанию чемпиона мира, голова у него забита новейшими разработками, а такие "древности" он основательно подзабыл. Крамник вел партию тонко, и очень скоро на доске ясно обозначился перевес черных. Белые уже рокировали - в длинную сторону, а своего короля держали в центре. Над ним постепенно сгущались тучи, черный же монарх стоял себе на своей первоначальной стоянке и только посмеивался над белым коллегой-торопыжкой. В критической позиции (17-й ход белых) Каспаров пошел на сверхопасную игру: он взял "отравленную" пешку на поле g7 и подключил к атаке на своего короля второго слона соперника - первый на поле d5 давно уже пристально и недобро смотрел в упор на белого главнокомандующего. Запахло комбинациями, дух великого Ласкера, кажется, первым применившего ставшую затем стандартной жертву двух слонов, витал над доской. Владимир, как мне почудилось, с обидой взглянул на Каспарова - и пожертвовал двух слонов, совсем оголив белого короля, который оставался под атакой черных ферзя и ладьи. Один только темп нужен был черным, чтобы атака из опасной стала гибельной для белых. Но два лишних боевых слона белых тоже кое-что значили. Стоило Крамнику замешкаться, и они смогли бы не только обезопасить своего короля от прямой атаки, но и принести в итоге победу белому войску. Такой поворот событий в планы Крамника не входил. Так как времени на обдумывание продолжения атаки у него оставалось немного, Владимир решил не рисковать: черный ферзь объявил вечный шах белому королю. "Ничто не вечно на доске, кроме вечного шаха". Это я цитирую свой отчет с межзонального турнира в Риге 20-летней давности. Тот турнир выиграл Таль...
Карпов в партии 2-го тура с Анандом вновь играл сверхплотно и сверхнадежно. Но это принесло чемпиону ФИДЕ лишь слабое удовлетворение от того, что его молодой соперник тоже ничего не получил. В скучной и пресной новоиндийской защите шансы соперников оказались равны, что и было зафиксировано на 41 -м ходу.
В 3-м туре Карпов в партии с Крамником, повторяю, угодил в страшный цейтнот, к 15-му ходу израсходовав почти все свое время, и концовку играл на висящем флажке. Первопричиной этих его трудностей были серьезные ошибки, которые Карпов сделал в дебюте.
КРАМНИК:
- Втянуться в игру было непросто, но к 3-му туру я разыгрался. Карпов немного спутал порядок ходов в дебюте - вместо Ка5, как он сыграл, в той позиции надо было сначала рокировать и только потом играть Ка5. А так после моего хода d6-d5 получилась очень опасная позиция. Впрочем, все равно не стоило так долго думать над ней. Дальше я сделал сильный ход Kd4, и он пропустил ход Cg7 (думаю, это он видел, но в конце варианта зевнул мой ход Фе2). После чего черным конец.
Итак, Крамник вместе с Каспаровым вышел в лидеры, но если вспомнить, что в прошлом году после первого дня у Владимира было в активе 2,5 из 3, то станет ясно: считать цыплят еще рано.
Большая борьба была в партии Ананд - Каспаров. Перед матчем на первенство мира, который ждет Ананда осенью, полезно прощупать могучего соперника "по всей поляне". Для этой цели хорош и ход 1. d2-d4. "Грюнфельд", разумеется, не заставил себя ждать. Ананд заиграл с Каспаровым так же бодро, как он играл когда-то с Петром Свидлером. Однако "здесь вам не там", с Каспаровым такие штуки не проходят.
КАСПАРОВ:
- Когда Ананд сыграл ФbЗ, я увидел, что он чего-то не понимает или не знает. Мягко говоря, это было рискованное решение. Я эту позицию довольно много смотрел. После хода черных Фb6, ответа белых d6 и хода черных Лd8 - так играли Бареев с Иванчуком в одной из партий, но Василий там ходил Фb4, а я нашел ход гораздо лучше - Феб! Теперь белым, на мой взгляд, надо спасаться. В конце я нашел очень изящный ход Лd7 - белые не могут ответить Сс6 из-за Лс8 с угрозой мата по первому ряду! У черных было лишнее качество, но, конечно, о преимуществе какой-либо из сторон говорить не приходится. У Ананда вдруг пропало желание продолжать борьбу - с ним это бывает, и он предложил ничью. Должен сказать, что объективно это было не лучшее его решение...
Последние слова чемпиона говорят сами за себя: значит, в глубине души Гарри оценивал заключительную позицию в пользу соперника.
На "мастер-турнире" сенсационно стартовала Юдит Полгар. Она обыграла черными Свидлера и Морозевича, сделала ничью с соотечественником Петером Леко и после первого дня идет в лидерах. Справедливости ради надо отметить, что и с Морозевичем, и со Свидлером у Юдит были весьма подозрительные позиции, если не сказать - безнадежные. Петр просто зевнул чистую ладью в цейтноте, грубо ошибся и Морозевич. Но победителей - и победительниц - не судят. Видимо, Юдит помогает присутствие ее друга, с которым она не расстается - когда не играет, конечно. Они ходят, держась за руки, нежно смотрят друг на друга. О, любовь, от тебя у людей вырастают крылья! Интересно, высоко ли взлетит на них отважная Полгар?
Компьютерная страшилка - программа "Фритц" - пока напугала только своего соотечественника Лутца - 1:0. А Адамс с Леко благополучно прошли электронного контролера - ничьи.
"Матч гигантов": 1-й тур. Ничьи: Карпов - Каспаров и Ананд - Крамник. 2-й тур. Ничьи: Карпов - Ананд и Каспаров - Крамник. 3-й тур. Крамник - Карпов - 1:0. Ананд - Каспаров - 0:1.
После первого круга: Гарри Каспаров и Владимир Крамник - по 2 очка из 3, Анатолий Карпов (все - Россия) и Вишванатан Ананд (Индия) - по 1.
"Мастерс-турнир": 1-й тур. Лутц - Свидлер - 0:1. Морозевич - Полгар - 0:1. Ничьи: Топалов - Адамс и "Фритц" - Леко. 2-й тур. Леко - Морозевич - 1:0. Лутц - Топалов - 0:1. Свидлер - Полгар - 0:1. Ничья: Адамс - "Фритц". 3-й тур. "Фритц" - Лутц - 1:0. Топалов - Свидлер - 0:1. Ничьи: Морозевич - Адамс и Полгар - Леко.
После трех туров: Юдит Полгар - 2,5 очка; Петер Леко (оба - Венгрия), Петр Свидлер (Россия) и "Фритц" (Германия) - по 2; Майкл Адамс (Англия) и Веселин Топалов (Болгария) - по 1,5; Александр Морозевич (Россия) - 0,5 и Кристофер Лутц (Германия) - 0.