Газета Спорт-Экспресс № 179 (2078) от 9 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 августа 1999 | Волейбол - Россия

ВОЛЕЙБОЛ

Владимир КОНДРА

БЛИЖАЙШАЯ ЗАДАЧА ОСТАЕТСЯ ПРЕЖНЕЙ: ИГРАТЬ В ФИНАЛЕ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ

Всего две недели продолжались каникулы у волейболистов мужской сборной России - 1 августа команда собралась на тренировочный сбор в Новогорске и начала подготовку к главному соревнованию сезона - чемпионату Европы, который пройдет 7-12 сентября в австрийской столице. Корреспонденты "СЭ" побывали на одной из тренировок и побеседовали со старшим тренером команды Владимиром Кондрой.

- За прошедшее после финального турнира Мировой лиги время вы наверняка глубоко проанализировали итоги выступления сборной. В чем все-таки видите причины относительной неудачи команды в Аргентине? Не секрет, что все - как тренеры, так и сами игроки - рассчитывали на большее, во всяком случае, не сомневались, что займут одно из призовых мест, а в итоге оказались четвертыми...

- Еще во время длительного перелета из Аргентины на родину, да и дома мы всем тренерским составом, а позднее на пару с Юрием Сапегой анализировали итоги Мировой лиги. И вот к каким выводам пришли. Прежде всего надо поднять функциональное состояние игроков. Как показали два последних матча в Мар-дель-Плате с командами Италии и Бразилии, мы очень лихо начинали обе встречи, но в каждой из них к третьей партии команда сдавала физически. Сказалось, что мы никак не можем адаптироваться к новой системе подсчета очков. Если прежде каждую партию можно было начинать спокойно, постепенно увеличивая давление на соперника, то сейчас подобная успокоенность недопустима - с первых мячей надо наращивать преимущество, не расслабляясь даже на короткий промежуток времени. Игроки же пока не могут верно рассчитать свои силы и проваливаются либо в концовке второй, либо в самом начале третьей партии. Похоже, что не мы одни оказались в подобной ситуации - неровно сыграли и другие финалисты Мировой лиги. А вот итальянцы раньше других адаптировались к особенностям новой системы игры, потому и победили.

- Какие шаги были предприняты для изменения положения?

- На нынешнем сборе мы увеличили физические нагрузки, уделили больше внимания кроссам. Короче, занимались работой, которая должна поднять функциональное состояние волейболистов. Плюс мы несколько иначе отнеслись к вопросу комплектования состава. Так, не пригласили Романа Яковлева из Белгорода. Еще недавно на него рассчитывали в надежде, что талантливый игрок с отменными волейбольными данными способен будет занять место лидера сборной. Увы, этого не произошло. Очень неровная, нестабильная игра белгородца во многом оказала влияние на наше выступление. Подвел Яковлева и его характер. Мы не списываем его со счетов, но тем не менее на чемпионат Европы сборная отправится без него. К тому же, оценивая тренировочную работу других кандидатов на место диагонального, мы пришли к выводу, что тот же Александр Герасимов более стабилен. Да, он, наверное, не сможет выдать яркую игру, какую время от времени демонстрировал Яковлев, но и провалов явных, как у того же Яковлева, от екатеринбуржца ждать не приходится. Посему мы пока остановились на нем в качестве второго диагонального игрока. А то ведь как получалось: игрок стартового состава на этой позиции Станислав Динейкин также не отличается ровным характером и ровной игрой. Начинает он допускать промахи, мы меняем Динейкина на Яковлева, а тот действует не лучше.

- Немало претензий у тренеров было к связующим.

- Все верно, но при этом учтите, что более сильных, чем эти, пасующих в нашем волейболе сегодня нет. В такой ситуации речь должна идти об увеличении скорости передачи. Даже с таким нападающим, как Валерий Горюшев, который любит взвешенные пасы. На тренировках мы заставляем его нападать с более быстрых передач. А если уж выполняется простой пас при атаке из второй зоны, то действовать более комбинационно, используя домашние заготовки.

- Есть ли еще причины, повлиявшие на результат в Аргентине?

- Необходимо стабилизировать подачу, которая получалась у нас на предварительном этапе Мировой лиги. Однако к финальным матчам мы ее растеряли, а ослабленная подача не приносит нужного эффекта - прием затруднить не удается. По силе подачи наша сборная - потенциально одна из сильнейших в мире. Ввод мяча в игру должен стать нашим главным оружием. Особенно, если стабильно подают в прыжке наши самые высокорослые игроки Алексей Казаков и Динейкин. И, конечно, сейчас важно вернуть ту веру в свои силы, которая была у команды в канун финальных матчей Мировой лиги. Нельзя допустить, чтобы два последних поражения отбросили нас к уровню начала сезона. Такие опасения после Аргентины были, но сейчас, наблюдая за работой волейболистов, мне представляется, что они психологически начали восстанавливаться.

- Какие еще, не считая Яковлева, изменения в составе могут произойти в канун чемпионата Европы?

- Прежде всего надеюсь, что заиграет в свою силу Игорь Шулепов. Он мне нравится в работе, и я не верю, что, так отдаваясь на тренировках, он потом не способен выдать ожидаемую от него игру в матчах. Тем более что в самых первых матчах Мировой лиги-99 в Польше Шулепов действовал просто здорово. Пополнится команда и еще одним игроком на позиции "третьего - шестого", то есть доигровщика с приемом. У нас их было трое, и, как оказалось, этого явно мало. Когда Шулепов не смог сыграть из-за травмы, да еще после травмы Евгения Митькова, мы вынуждены были одного доигровщика использовать на месте либеро, и оказалось, что играть на этом важном месте некому. У нас есть сейчас два игрока на одно место - Александр Косарев из Белгорода и Александр Березин из Одинцова. Шансы обоих расцениваю как равные. На наш выбор повлияет, кто из них лучше сыграет в Финляндии, куда мы отправимся на товарищеские матчи.

- Когда вы уезжаете в Финляндию и как будет строиться ваша дальнейшая подготовка к чемпионату континента?

- Вылетаем 10 августа, сыграем в Финляндии два матча на зрителях, не исключаю, что и закрытый матч проведем. Возвращаемся 15-го. Отправляемся к северным соседям с 13 игроками. "Лишний" - как раз Косарев или Березин. У Косарева получше прием, Березин же посильнее действует в атаке, да и международного опыта у него побольше. После трехдневного отдыха собираемся вновь. По всем показателям, команда за три, даже четыре дня перерыва форму не теряет. Вот пять дней каникул - это уже много. Собираемся в Новогорске 19-го к обеду, проведем два тренировочных микроцикла по три дня и 26 августа вылетаем во Францию на турнир, в котором выступят сборные Болгарии, Чехии и Франции. Все они - будущие участники европейского первенства. Более того, с болгарской командой мы играем в первый день и во Франции, и открываем 7 сентября чемпионат Европы в Вене. Мы не будем раскрывать карты, дадим поиграть всем, попробуем затемниться даже с основным составом. Нам важно выиграть не столько французский турнир, сколько победить болгар, чтобы иметь психологический перевес перед континентальным чемпионатом.

После Франции сыграем еще два матча со сборной Словакии на ее площадке. Считаю, что пять контрольных матчей перед чемпионатом Европы - достаточно, чтобы набраться игровой практики.

- В нашей группе на ЧЕ-99 кроме болгар еще австрийцы и так хорошо нам знакомые итальянцы.

- Если мы выиграем в первый день и пройдем без осложнений несильных австрийцев, то 9 сентября с итальянцами матч будет в большей степени носить тренировочный характер. В параллельной группе есть также два явных лидера - сборные Югославии и Голландии, которые так же, как и мы, будут играть между собой в последний день. И победитель нашего с итальянцами матча сыграет в полуфинале 11 сентября с проигравшим в параллельной встрече Югославия - Голландия. Естественно, мы будем играть с итальянцами на результат, но матч с болгарами для нас будет намного важнее. Проиграв его, мы рискуем затем не попасть в четверку.

- Задача, которую вы ставите перед командой, не изменилась?

- Нет, она неизменна - сыграть в финале чемпионата Европы. Еще перед началом сезона в интервью вашей же газете я сказал, что в финальном турнире Мировой лиги мы должны быть в тройке призеров. К сожалению, этого нам сделать не удалось. На чемпионате Европы планировали выступить в финале, благодаря чему нам открылась бы дорога на Кубок мира в Японию, где нам надо занять место в тройке и тем самым решить задачу олимпийской квалификации.

- Между прочим, могу напомнить, что год назад итальянцы заняли в финальном турнире Мировой лиги только 4-е место, зато потом выиграли мировой чемпионат. Мы на сей раз были четвертыми на Мировой лиге... Улавливаете аналогию?

Разумеется. Может быть, неудача в Аргентине окажет положительное влияние на команду? Не исключаю, потому что в моей тренерской практике бывали моменты, когда подобные стрессы давали позже нужный эффект.

- Известно ли что-нибудь о подготовке наших соперников? В частности, итальянцев. В печати сообщалось, что команда с Апеннин может укрепиться известными мастерами, такими, как Андреа Гардини, Паскуале Гравина, Марко Браччи и Паоло Тофоли.

- Я тоже слышал, что Андреа Анастази призвал на сбор знаменитых ветеранов, с которыми еще сам играл в сборной в 1990 году, когда она впервые выиграла чемпионат мира. Но ведь молодые ничуть им не уступают. Поэтому не уверен, что с приходом таких ветеранов-звезд итальянская команда станет сильнее.

- А что известно о сборной Голландии?

- Самое важное - вернулся Петер Бланже, знаменитый пасующий.

Лев РОССОШИК