Газета Спорт-Экспресс № 181 (2080) от 11 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 11

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 августа 1999 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА ФИДЕ

ШИРОВ СОЗДАЛ ФАНТАСТИЧЕСКУЮ ПО КРАСОТЕ ПАРТИЮ

Формула "нокаут-чемпионата", как его любят называть шахматные профи, весьма сурова: проиграл - вылетел. В 1/8 финала жребий свел очень сильные пары, и прежде всего это относится, конечно, к паре Владимир Крамник - Веселин Топалов. Оба гроссмейстера играли вместе практически во всех сильнейших турнирах последних лет. И всегда, за редким исключением, Крамник занимал место на пьедестале почета, а Топалов был лишь на подступах к нему. Но то - турниры. Матч - тем более в "нокаут- чемпионате" - совсем другое дело. К сожалению, слишком коротки эти поединки для таких соперников, как Крамник - Топалов, Гельфанд - Халифман и Широв - Шорт. Двух партий с классическим контролем явно маловато, чтобы шахматисты могли продемонстрировать все свои лучшие качества и отстоять творческие воззрения. Здесь соображения безопасности перекрывают все другие. Осторожно играют гроссмейстеры, каждый ход на вес... ну если не золота, то солидной пачки "зеленых" - уж точно! Один неверный ход - и у кассы в бухгалтерии ФИДЕ недосчитаешься какого-то количества тысяч долларов. А начиная с "восьмушки", счет идет уже на десятки тысяч. Это в АТР-туре элитные и не очень теннисисты каждую неделю играют по похожей формуле, а шахматистам такая возможность предоставляется раз в два года.

Большинство первых партий 1/8 финала завершилось вничью. Даже знаменитый львовянин Василий Иванчук не сумел выиграть черными у резко уступающего ему в классе румына Ливиу-Дитера Нисипеану. Но, хвала Каиссе (так зовут мифическую шахматную музу), была среди этого ничейного штиля и одна штормовая партия. Ее, фантастическую по красоте, создал Алексей Широв. Он продемонстрировал очень глубокое понимание сущности шахмат, ну а бесстрашия Алексею всегда хватало.

Соперник у Широва был неслабый - экс-претендент на мировое первенство по старой системе, очень высоко поднявшийся на предыдущем чемпионате ФИДЕ по новой формуле Найджел Шорт. Противники разыграли французскую защиту, тайные тропки которой в последнее время тщательнейшим образом с помощью компьютеров изучает Широв. Шорт применил не самый актуальный вариант, который в теории известен с 40-х годов уходящего века. Свою первую жертву фигуры Широв предложил уже на 14-м ходу, принимать ее было нельзя из-за немедленного мата (14..ed 15.K:f6! и 16. Cd3). Шорт, естественно, не попался в эту ловушку, но Алексей и не думал убирать из-под боя пожертвованного коня! Шорт его забрал, и Широв продолжал играть без фигуры как ни в чем не бывало. На 20-м ходу он отдал ферзя за ладью и слона, и с учетом пожертвованной ранее фигуры белые стали играть с ладьей против ферзя! При таком соотношении компьютер, не глядя, присудил бы победу черным. Но Широв очень тонко подметил, что неудачное расположение фигур у соперника, а также опасная позиция короля черных сводит их материальный перевес к нулю, главными же становятся позиционные факторы. Дух торжествовал над материей! Одну за другой Шорт стал возвращать фигуры сопернику, чтобы выбраться своим королем из матовой паутины, но тщетно! В этот вечер Широв играл в фантастические шахматы! Шорт последовательно вернул назад ладью, двух слонов и... оставшись со своим бесполезным и таким неожиданно жалким ферзем, подавленный и обескураженный, сдался. Браво, Алексей!

Крамник остался верен своей тактике: черными он стремится только к уравнению шансов, что, кстати, с таким соперником, как Топалов, ко всему прочему и необходимо. Русская партия, которая стала основным дебютом Владимира в ответ на 1.е2-е4, сослужила ему добрую службу и на этот раз - на 50-м ходу была зафиксирована ничья.

Коротенькую, но в принципе бесконфликтную "сицилианку" сыграли Борис Гельфанд и Александр Халифман, который, как мы знаем, основные надежды здесь возлагает на черный цвет. Вот только с Гельфандом такая тактика может не сработать.

Потерял "подачу" и Майкл Адамс. Против избранной Алексеем Дреевым защиты Каро-Канн он применил белыми атаку Панова, но большего, чем ничьей, добиться не смог.

Едва выйдя из дебюта, игравшая белыми Юдит Полгар предложила ничью, с чем ее соперник Вадим Звягинцев согласился, практично отложив решение вопроса выхода в 1/4 финала на следующий день, когда у него будут белые.

Увлекательная сицилианская дуэль развернулась в остром "варианте дракона" у Сергея Мовсесяна и Алексея Федорова, но и здесь соперники мостов за собой не сжигали, действовали осмотрительно и осторожно.

А вот Владимир Акопян играл черными против Кирила Георгиева очень смело и изобретательно. Не останавливаясь перед жертвами, он несколько испугал соперника, заставил его пригнуться в защитной стойке. Отбив первую волну атаки, Георгиев сам стал приставать к черному королю, однако, как выяснилось, Акопян все учел. В эндшпиле ладья и активный король черных на равных боролись с превосходящими силами противника, у которых были конь и слон.

Пример Жильберто Милоша, а теперь и Нисипеану подтверждает старую истину: одну партию может хорошо сыграть даже относительно слабый шахматист. Нисипеану активно расположил силы в сицилианской защите и смело даже что-то пожертвовал Иванчуку. Тому пришлось немного поднапрячься, чтобы в эндшпиле с лишним конем (при ладьях) остановить ползущие со всех сторон белые пешки. Василий с этой задачей справился, но каков Нисипеану!

Юрий ВАСИЛЬЕВ