БАСКЕТБОЛ |
Андрей ФЕТИСОВ
ПРОБЛЕМА ОДНА: ХВАТИЛО БЫ ДЕНЕГ ДО ЗИМЫ
Фетисов только-только вернулся в Россию из летних тренировочных лагерей НБА, по дороге заехав в Мадрид и перенеся операцию на колене. Как уже сообщал "СЭ", бывший форвард питерского "Спартака", московского "Динамо", саратовского "Автодора", испанских "Форума" с "Барселоной" и итальянского "Римини" решил пропустить первую половину нового сезона.
Отыскать Фетисова было делом непростым. Корреспонденту "СЭ" пришлось немало времени провести у телефона, прежде чем один из номеров не ответил голосом баскетболиста.
В АМЕРИКУ ПОЕХАЛ ОТ СКУКИ
- Сейчас моя жизнь течет размеренно и спокойно. Валяюсь на диване в родном Питере. Лежать придется минимум две недели. Причина - нога, которую оперировали в Испании.
- Что случилось?
- Ничего особенного. Просто решил наконец довести до логического завершения лечение колена, которое давно меня мучило. Лечь под нож посоветовали врачи "Милуоки Бакс", которые осматривали меня в США.
- Почему вы решили пропустить начало сезона?
- Я не видел смысла вообще с кем-либо разговаривать о контракте, пока нога не будет здоровой. Слишком давно это тянется, чтобы продолжать мучить себя и окружающих. Пока не вылечусь и не наберу приемлемую форму, играть не буду. Думаю, тренироваться с полной нагрузкой начну в конце сентября, а там посмотрим. Для меня сейчас крайне важно не спешить, чтобы не повторять былых ошибок - лечение, игра на уколах, потом снова лечение.
- Почему вас оперировали в Мадриде?
- У моего агента прекрасные отношения с врачом "Реала". Он и устроил меня в клинику где все сделали, как нужно.
- Зачем же поехали в Америку? Ведь раньше вы отказывались посещать тренировочные лагеря.
- Поехал исключительно от скуки. Летом мне было попросту нечего делать. Американцы вновь прислали вызов агенту он позвонил и спросил - поеду я или нет. Решил, что ничего не потеряю, если наконец поближе познакомлюсь с тренировочным лагерем НБА.
ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ НБА НЕ ТАК СТРАШЕН
- Как впечатление?
- Это трудно рассказать - надо увидеть. Там совсем иная жизнь, иной уровень игры, иное отношение к баскетболу. Словом, попробовать действительно стоило. А проводить какие-то параллели - занятие безнадежное. По организации летние лагеря НБА несравнимы с постановкой дела даже в лучших европейских клубах.
- А насколько правдивы разговоры о том, что это - настоящая мясорубка?
- Ерунда. Я сам слышал рассказы, что приезжает много-много "черных", все такие страшные, злые и готовы растерзать конкурента ради места в составе. Ничего подобного, уверяю вас, там нет. Да, баскетбол другой. Я бы сказал - в стиле бывшего тренера "Автодора" Александра Сидякина. Вот он чувствовал бы себя там очень комфортно. Игра простая: мяч схватили, побежали вперед, забили, побежали назад. В общем, если бы не больная нога, то я имел бы шансы пробиться в состав. И весьма реальные.
- А сколько человек из числа игравших в лагере за вашу команду могут заключить контракт в НБА?
- Из 12 баскетболистов, выступавших за "Милуоки", 5 уже имели контракты. Остальные, как мы с литовцем Эурелиюсом Жукаускасом, находились на смотринах. Примерно пятеро могли рассчитывать, что их в итоге оставят.
- А разве Жукаускас был в лагере?
- Да. Мы вместе жили, вместе играли, подружились даже. Просто Эурелиюс женился и прилетел в Америку попозже, чем остальные. Заключать соглашение мы не стали. Нам сказали что-то вроде "молодцы, мы вами довольны", добавили, что ждут нас в лагере через год, и дали какие-то индивидуальные рекомендации. Мне врачи сказали, что играть с таким коленом, конечно, можно, но это риск и мучение одновременно. Посоветовали, если я хочу вновь заиграть на полную мощь, почистить коленный сустав. Операция в общем-то простая: делают две дырки, через 45 минут все заканчивается, а через день ты можешь уходить из больницы.
- Какой контракт с "Милуоки" вы могли бы заключить, если бы не колено?
- Примерно такой же, как Никита Моргунов с "Портлендом", - тысяч на 300, не больше. Подобное соглашение я вполне могу подписать, скажем, следующим летом.
- А оно вас устроит - я имею в виду сумму?
- Над этим не думал. Какой смысл, лежа на диване, считать деньги, которых нет.
- Интерес к европейцам в НБА растет или падает?
- Как я понял, американцы больше не хватают всех высокорослых европейцев подряд, как лет 5 назад. К тому же психология игроков из Европы изменилась. Большинство не хотят ехать в лагерь, не имея четких перспектив. Одно дело, когда ты, как Илгаускас или Потапенко, заключаешь долгосрочный контракт, спокойно тренируешься и играешь. Я с ними, кстати, там разговаривал и многое для себя почерпнул. А другое дело, когда ты ждешь неизвестно чего, рискуя остаться без хорошего контракта и в США, и в Европе. Найти таких смельчаков, которые вдобавок еще и в баскетбол играть умеют, американцам уже нелегко.
ОТЧИСЛЕНИЕ ИЗ СБОРНОЙ - РЕЗУЛЬТАТ ИНТРИГИ
- Вы начинали подготовку к чемпионату Европы в составе сборной России, но затем были отчислены. Что думаете об этом сейчас?
- Мне кажется, любой здравомыслящий человек понимает: выгнать игрока за то, что он проспал, - это несерьезно. Все остальные разговоры мне комментировать не хочется.
- Но ведь вы проспали отъезд сборной за границу уже во второй раз. Формально Белов прав: с таким несерьезным человеком работать нельзя.
- Во-первых, в жизни бывает всякое. А во-вторых, как мне рассказывали, дело было совсем в другом. Просто кто-то хотел, чтобы Андрей Фетисов в этом году никуда из России не уехал.
- То есть отчисление из сборной - некая интрига?
- Во всяком случае, все это не очень похоже на стечение обстоятельств. Согласитесь, когда человека второй год подряд "отцепляют" от сборной накануне старта в главном турнире сезона, это не может не вызвать определенную реакцию у тех, кто платит деньги в клубах. Репутацию такими отчислениями можно испортить кому угодно. Жаль, если я действительно прав.
- А сами вы хотели играть в сборной?
- Безусловно. Хотя сейчас, когда чемпионат завершился, я даже доволен, что все так получилось, - съездил в Америку, привел колено в порядок. Плюс наша сборная заняла во Франции не самое высокое место, и сыграй я на ЧЕ, это вряд ли помогло бы мне получить лучший контракт. Скорее наоборот.
НЕКОТОРЫЕ ПОРАЖЕНИЯ "АВТОДОРА" ЗАПОМНИЛ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
- А предложения о трудоустройстве вам хотя бы поступали?
- Еще до поездки в Америку у меня был весьма конкретный вариант с испанским ТДК. Меня не устроили детали, хотя, не скрою, на сегодняшний день моя цель - вернуться в эту страну. Там мне все нравится: жизнь, люди, чемпионат.
- Сейчас ситуация иная - вы травмированы. Скажем, завтра поступает предложение от клуба, выступающего во втором дивизионе чемпионата Греции или Италии. Согласитесь?
- Разве вы меня не уважаете? Честно говоря, я был о себе лучшего мнения.
- То есть вы откажетесь?
- Да.
- А на чем основана уверенность, что, выздоровев, вы подпишете хороший контракт с сильным клубом? В сборной, например, вы не играете уже два года.
- Кто сказал, что сегодня сборная приносит игроку хороший контракт? Да, на определенном этапе, когда нас никто не знал, именно через сборную к нам пришла известность. Сейчас все иначе. К примеру 4 года назад, после провала на греческом чемпионате Европы, я перешел в "Барселону", Миша Михайлов подписал договор с "Реалом", Бабков - с "Уникахой". Через год мы стали вторыми на чемпионате мира, однако ни один баскетболист не заключил выгодного клубного контракта. Сегодня все, кто играет за сборную, делают это не ради собственной выгоды.
- А ради чего?
- Нам просто интересно вместе, мы хотим что-то выиграть. Да и такие понятия, как родина, честь флага, - это для нас, поверьте, не просто слова. А деньги мы зарабатываем в другом месте.
- Но и "Автодор", за который вы выступали в прошлом сезоне, в Евролиге не блеснул.
- Зато все, и мы в том числе, поняли, что эта команда может достойно выступать на таком уровне. Приятно сознавать, что ты обыграл будущих чемпионов Италии и Евролиги. Другое дело, что такие поражения, как от "Фенербахче" в Стамбуле или от "По-Ортеза" в Саратове, очень болезненны. Я, например, запомнил их на всю жизнь. В моей карьере такого раньше не бывало - отдавать выигранный матч за какие-то 30 секунд.
- То есть о проведенном в "Автодоре" времени вы не жалеете?
- Если бы вместо финансовых проблем в команде был тренер, способный объединить игроков, все получилось бы иначе. И потом, у нас была неплохая компания.
- Вы созваниваетесь с бывшими партнерами по "Автодору"?
- Да. С Захаром Пашутиным разговаривал вчера. Телефон Эйникиса пока не нашел, но если окажусь в Москве, уверен, мы встретимся. Кстати, я могу дать ответ на вопрос, почему Гинтарас не уехал за границу: ему просто нравится в России, вот и все. Рад за Женьку Пашутина, у которого в Израиле вроде бы все хорошо. Уверен, это его не последний зарубежный контракт. В Америке встретил Гришу Хижняка, поговорили. Он рад, что играет дома в Киеве.
В РОССИИ ИГРАТЬ БОЛЬШЕ НЕ БУДУ
- Из российских клубов вам предложения поступали?
- Сразу после того, как меня отчислили из сборной, звонки в моей квартире раздавались. Однако я все предложения отвергал, даже не начиная разговор.
- Почему?
- В России больше играть не буду. Никогда. Это не бравада, не обида. Это - осознанное и выстраданное решение.
- В чем его подоплека?
- Не из-за того, что мне не заплатили деньги или обманули. Родионов, к примеру, долги по контракту постепенно закрывает. Дело в общей обстановке в стране. Я не вижу здесь своего будущего.
- Вы не слишком пессимистичны?
- Может быть. Но когда привыкаешь к хорошему, перестроиться трудно, если вообще возможно. За 4 года в Испании я адаптировался к спокойной жизни без проблем и хочу ее продолжить. Главная проблема на сегодня - дотерпеть. А еще, чтобы денег хватило до зимы. Правда, "Автодор" помогает - время от времени выплачивая контрактные "хвосты". А я, лежа на диване, завершаю ремонт в собственной квартире. Потом буду восстанавливаться. Желание играть не пропало, только спешить с возвращением на площадку на этот раз не буду.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ