ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 26-й тур |
Максим ДЕМЕНКО: "ЕСЛИ БЫ СТОИЛ МЕНЬШЕ, ТО СЕЙЧАС, ВОЗМОЖНО, ИГРАЛ БЫ В "СПАРТАКЕ"
После первого круга чемпионата России-99 "Жемчужина" котировалась на уровне прошлогодней "Тюмени". У того чуда, что произошло после прихода Виктора Антиховича, немало творцов. Но главным из них наряду с новым тренером следует признать 23-летнего Максима Деменко. Мощный защитник, до того из-за контрактных неурядиц игравший полгода в первенстве Краснодарского края, мгновенно стал лидером сочинцев.
Антиховичу, когда-то работавшему с Деменко в тольяттинской "Ладе", удалось сорвать его с "крючка" у донецкого "Шахтера" в последний момент и тренер не устает восхищаться игрой своего протеже.
Деменко - одна из самых загадочных фигур в российском футболе. Обладая огромным, по всеобщему признанию, талантом, он уже успел сменить массу команд, среди которых киевское "Динамо" и "Лада", "Спартак" и "Алания", "Ротор" и "Крылья Советов". Нигде он не удерживался продолжительное время, в том числе и в "Спартаке", где в начале 1997 года Деменко провел январский сбор и выступил на Кубке Содружества. После этого интервью, которое дал футболист корреспонденту "СЭ", становится ясно, что за прошедшие годы он многое для себя переоценил и готов к новому витку своей карьеры.
- Матч со "Спартаком" имеет для вас принципиальное значение? Хотите ли доказать Олегу Романцеву, что напрасно ваше пребывание в его клубе ограничилось месяцем?
- Такого значения эта игра для меня не имеет, поскольку на "Спартак" мне обижаться не за что. Есть другое стремление - в матче с командой такого уровня, выступающей в Лиге чемпионов, показать все, на что способен.
- Что же тогда, в 97-м, произошло?
- Случилась, увы, типичная для меня история, которая потом с некоторыми вариациями повторялась и в "Роторе", и в "Алании". Поехал на сбор, сыграл на Кубке Содружества, общий язык с Романцевым вроде бы нашел - и только потом выяснилось, что деньги, которые за меня требуют, клуб заплатить не готов. И тут я поспешил, поддавшись уговорам моего агента, принять другое предложение - от "Ротора". Который в результате тоже не смог меня выкупить. А пути назад в "Спартак" уже не было.
- Вы хотите сказать, что имели возможность настоять перед агентом - Александром Гармашовым - на своем спартаковском выборе?
- Да. Тем более что за месяц, который провел в "Спартаке", увидел, как в этом клубе относятся к футболу. И не сомневаюсь, что, если бы тогда остался у Романцева и трансферный вопрос был улажен, сейчас бы я решал совсем другие задачи. Не то чтобы о том упущенном шансе очень жалею, но некоторая горечь все-таки есть. По молодости я порой неправильно принимал поспешные решения.
- Помнится, Романцев позже обвинил вас в рвачестве.
- Мне было обидно это читать, поскольку просил я совсем не такую завышенную сумму. Но главного тренера "Спартака" можно понять. Это человек, который сам вложил в команду всю душу и требует того же от каждого игрока. Он считает, что, придя в "Спартак", новый футболист должен отдавать ему всего себя и думать только о том, чтобы доказать свою необходимость команде. И это, пожалуй, верно.
- Вы говорили о типичности ситуаций, происходивших с вами при переходах в именитые клубы. Что имели в виду?
- То, что я сначала принимал важные решения, а только потом уже их обдумывал. И не все решал сам, а позволял себя подталкивать и убеждать. Скажем, не хотел ехать во Владикавказ, потому что, несмотря на великолепные финансовые условия, знал, как тяжело там будет жить мне и моей семье. Но Гармашов меня уговорил попробовать, и я лишь убедился в правильности своего первоначального мнения. К тому же "Алания", как и "Спартак" с "Ротором", не потянула очень высокую сумму моего трансфера. А когда не задерживаешься в нескольких ведущих командах даже на полгода, в футбольном мире о тебе складывается определенное нелестное мнение.
- Задним числом задумывались - как вы должны были поступать?
- Так, как намерен поступать впредь: прежде чем ехать в расположение какого-либо клуба, буду узнавать все детали, касающиеся моего перехода. И твердо знать, что мне не придется из-за неигровых проблем вновь уезжать месяц спустя, несолоно хлебавши. Делать все буду не спеша, без давления с чьей-либо стороны. Теперь наконец появилась такая возможность. С предстоящего межсезонья проблем с переходами, в том числе финансовых, у меня должно быть гораздо меньше.
- Вы больше не зависите от Гармашова?
- После сезона мой контракт с ним заканчивается.
- В своих проблемах вы склонны винить агента, проявлявшего непомерные финансовые аппетиты?
- По-человечески Гармашов относился ко мне хорошо, старался извлечь выгоду не только для себя, но и для меня. Просто сумма, которую он хотел получить за меня, была слишком высокой. Но и при этом моя карьера могла сложиться гораздо удачнее, если бы не собственная склонность к спешке. Кроме того, раньше я не ценил тех иногда совершенно замечательных шансов, которые мне выпадали.
- Как чувствуете себя в роли - при всем уважении к "Жемчужине" - первого парня на деревне?
- За первые полгода нынешнего сезона обо мне подзабыли, и надо было напомнить о себе. А где это проще и приятнее сделать, если не дома, в Краснодарском крае, и у тренера, с которым у меня еще со времен "Лады" сложились великолепные отношения? Я ведь летом почти уже перешел в донецкий "Шахтер", но один звонок Антиховича все изменил. Виктор Петрович - удивительный человек, который может подобрать ключик к характеру любого игрока. Лучше, чем с ним, у меня не складывались отношения ни с одним тренером. Отсюда, наверное, и та уверенность, что появилась в моей игре. Но я не считаю себя лидером, замечаю в своей игре много ошибок. Даже после удачных матчей стараюсь анализировать свои действия.
- В Донецке вы бы зарабатывали больше, чем в Сочи?
- Наверное, раз в пять. В "Шахтере" для игроков созданы такие условия, что я до сих пор удивляюсь, как эта команда еще не стала чемпионом Украины. Но я ни капли не жалею, что остался в России.
- И все же "Жемчужина" - промежуточный этап в вашей судьбе?
- Конечно, хочется расти. Говорить о том, что после сезона я уеду из Сочи, пока нельзя, но буду стараться попасть в команду, ставящую большие задачи. Некоторые предложения уже есть. Но очень бы хотелось не повторять тех ошибок, что совершил в прошлом. Ни у клуба со мной, ни у меня с клубом не должно быть никаких проблем. С годами начал задумываться о том, что век футболиста пролетает быстро. И когда смотрю по телевизору Лигу чемпионов, возникает острое желание в ней сыграть. Очень не хочется после окончания карьеры думать о том, что сам не воспользовался тем, что дал мне Бог.
- Не рассматриваете матч со "Спартаком" как шанс попасть в эту команду во второй раз?
- Думаю только о том, чтобы показать в нем все, что умею.
Игорь РАБИНЕР