ФУТБОЛ |
ЛИГА ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ТУРНИРОМ ЧЕМПИОНОВ
Михаил ПУКШАНСКИЙ
Чемпионская Лига, увы, теряет свое предназначение быть турниром высшего ранга. Название не соответствует теперь ни составу участников, ни уровню футбола. Достаточно сказать: из 32 участников завершившегося в среду группового турнира чемпионами своих стран были только 16. А такие команды, как "Мольде", "Боавишта", "Виллем II" или "Герта" вообще никогда не побеждали в национальном первенстве.
Размытой выглядит сама идея турнира, где на первом этапе едва ли не половина матчей превращается в товарищеские. Первое место почти ничем не лучше второго, что лишает всякого смысла игры после выявления двух победителей. До определенного момента нет прежнего финансового стимула - если раньше за победу платили миллион франков, то сейчас пятьсот тысяч дают уже за выход на поле и такой же суммой оценивают выигрыш. Этот факт словно символизирует хорошо знакомый принцип: главное - не победа, а участие.
Турнир и впрямь утратил спортивную подоплеку. Он постепенно становится, или уже стал, чисто коммерческим состязанием, интересным в первую очередь малым клубам. Гранды желали организовать суперлигу, а УЕФА вроде бы нашел компромиссный вариант. Но эксперимент не удался, и об этом свидетельствует заметно упавшая посещаемость игр. Если год назад матчи группового турнира собирали в среднем по 39 130 человек, то сейчас это число сократилось до 33 425. Снижение средней посещаемости почти на 6 тысяч человек (примерно на одну шестую) - очень ощутимо.
В том, что Лига не слишком интересует большие клубы, сомневаться не приходится - чемпион Италии и едва ли не главный его фаворит "Милан" провел эти матчи с видимой прохладцей. Дортмундская "Боруссия" тоже не проявила особого рвения и даже прошлогодний победитель - "МЮ" смотрелся, несмотря на первое место, не слишком ярко. Многие суперклубы, скажем "Лацио" или "Реал", проводили игры вторыми составами. А последний, шестой, тур и вовсе выглядел квинтэссенцией бессмысленности такой формы Лиги: из 16 матчей 9 были, по сути, товарищескими. К ним не было ни телевизионного внимания, ни зрительского. Даже суперсостязание под названием "Фиорентина" - "Барселона" собрало во Флоренции всего 28 тысяч зрителей, что вдвое меньше, чем рядовой субботний матч команды Трапаттони с "Торино".
Очевидно: итальянские, английские, испанские и немецкие клубы все больше отдают предпочтение своим чемпионатам, а отнюдь не Лиге. Если прежде только итальянцы могли говорить о том, что нет ничего ценнее скудетто, то теперь и премьер-лига с бундеслигой выглядят солиднее главного европейского соревнования. Раньше матчи Лиги ожидались с нетерпением - они были большим, праздничным событием. Теперь, при еженедельных играх, Лига стала сродни любому турниру - событием самым что ни на есть будничным. Представьте себе, что чемпионат мира будет проводиться ежегодно или дважды в году - разве вызовет он такой колоссальный интерес и всплеск эмоций, какой вызывает сейчас?
Несомненно: вырастив Лигу чемпионов с 8 до 32 клубов, чиновники УЕФА допустили ошибку. Сомнительно, что у них хватит мужества признать ее и исправить в скором будущем.
Безыдейность, бесформенность этой Лиги и бесславное выступление в ней "Спартака" не имеют, конечно, ничего общего. Для нашего чемпиона это все равно важнейший из всех турниров. Тем больнее ощущать такое фиаско. Впрочем, поймал себя на мысли, что пражский позор не вызывает никаких новых чувств. Такие провалы "Спартака" (после двух поражений от "Бордо" и ничьей с "Виллемом II") людей уже не удивляют. Подтвердилось все то, о чем я писал после московского матча с "Бордо". Разве что теперь к прежним бедам можно только добавить и другие: безволие, безалаберность команды и полное отсутствие профессионализма у игроков. Таким мы еще не видели даже самый плохой "Спартак".
О последнем дне группового турнира Лиги чемпионов - стр. 2-3 |