БАСКЕТБОЛ |
ИГРОК ОКТЯБРЯ |
Олег МЕЛЕЩЕНКО
ВЕРНУТЬСЯ В СЛОВАКИЮ ВСЕГДА УСПЕЮ
Прошлый сезон Мелещенко начал в "Самаре", впервые получившей право выступать в Евролиге, однако в самый разгар сезона неожиданно выпал из поля зрения российских болельщиков. Теперь, когда 32-летний плеймейкер напомнил о себе отменной игрой в составе "Локомотива" из Минеральных Вод, самое время разобраться в совсем свежих "белых пятнах" его биографии.
- Честно говоря, мне не совсем приятно вспоминать прошлый сезон, - признался Мелещенко. - С таким беспардонным отношением, как в "Самаре", я столкнулся впервые в своей карьере. Не хочу вдаваться в подробности - скажу лишь, что благодаря тогдашнему главному тренеру самарцев Юрию Селихову я чуть было вообще не закончил карьеру. Весь сезон пошел наперекосяк, и доиграть его не удалось. Летом же я получил приглашение из Минеральных Вод и принял его. Вот, собственно говоря, и все.
- Нет, не все. Если не считать полутора сезонов в столичном "Динамо" и "Самаре", про серебряного призера чемпионата мира-90 в составе сборной СССР Олега Мелещенко в России в последние годы стали забывать. И вдруг такая великолепная игра за "Локомотив".
- То, что стали забывать, естественно. Я ведь целых пять лет отыграл за словацкий клуб "Баник". Успел в его составе выиграть последний чемпионат ЧССР и трижды стать чемпионом уже независимой Словакии. В полной мере познал спокойную размеренную жизнь центральноевропейской страны, получил в Словакии вид на жительство. У меня и сын там родился, пост играющего тренера "Баника" предлагали.
- Отчего же вернулись в Россию?
- Честно говоря, из "Баника", где меня все устраивало, уходить не собирался. Да и мной в клубе были довольны - ежегодно предлагали продлить контракт на более выгодных условиях. Но идиллия закончилась в 1996 году, когда в финале чемпионата Словакии наш "Баник" уступил дома с разницей в одно очко своему извечному сопернику - братиславскому "Интеру". Новый генеральный менеджер клуба, бывший маляр, тотчас обвинил меня в том, что я... сдал игру "Интеру", и объявил о разрыве контракта. Спорить я не стал.
Правда, на следующий день ко мне заявилось все клубное руководство - просили остаться, но я поставил условие: менеджер должен публично взять свои слова обратно. Тот отказался, на этом и расстались. Так я в очередной раз убедился в том, что каждый должен заниматься своим делом: баскетболист - играть, а маляр, извините, красить заборы.
- А что-нибудь с чисто игровой точки зрения вы в Словакии приобрели?
- Если сравнивать уровень тамошнего первенства с российским, то, пожалуй, 2-3 команды могли бы побороться за медали первенства суперлиги. Главное же - вне площадки не было абсолютно никаких проблем. Кстати, моя семья до сих пор живет в Словакии - там им спокойнее и комфортнее.
- Так где же ваш дом - в Алма-Ате, где вы родились и начали играть за знаменитый СКА, в Словакии, в Москве или в Минеральных Водах?
- Думаю, что в Словакии. А в "Локомотиве" я просто зарабатываю деньги. Пожалуй, мне предстоит пройти последний виток игровой карьеры: еще год-два - и придется заканчивать. Впрочем, из баскетбола точно никуда не уйду. Не представляю себя вне этой игры.
- То есть в перспективе нас ждет встреча с Мелещенко-тренером?
- Почему бы и нет? Я работал с самыми разными специалистами и почерпнул от них массу полезного. Соответствующие записи веду уже давно, веду и надеюсь, что они мне пригодятся. В первую очередь поблагодарил бы Олега Кима - это он доверил мне, 17-летнему юнцу, место в стартовой пятерке алма-атинского СКА, откуда меня в 1988 году впервые пригласили в сборную Союза, только что выигравшую Олимпиаду в Сеуле. В сборной под руководством Александра Гомельского успел потренироваться с Сабонисом, Волковым, Белостенным. Думаю, ни на чемпионате мира в Аргентине, ни через два месяца на играх Доброй воли в Сиэтле, где мы обыграли сборную США с Кенни Андерсоном и Алонзо Моурнингом, картины я не испортил. Надеялся сыграть на Олимпиаде-92 в Барселоне, но был "отцеплен" тем же Селиховым. Когда меня отчислили из сборной, в "Банике" все были поражены. Особенно удивлялся Владас Гарастас, тренировавший тогда словацкую команду. Помню, выйдя на первый матч Кубка Корача в составе "Баника", я набрал 61 очко - это личный рекорд.
- Похоже, вы настроены побить его в нынешнем сезоне. 30 октября в матче с "Униксом" набрали 27 очков, 3 ноября во встрече с литовской "Алитой" - 28, а в субботу в Казани - 32! Что же будет дальше?
- Одному Богу известно. Определенно могу сказать: форму я действительно набрал неплохую. К тому же в "Локомотиве" организация клубного хозяйства поставлена хорошо, и о баскетболистах заботятся так, что тебе остается только одно - играть. Увы, пока у нас далеко не все получается. Состав команды обновился наполовину и сразу же выдать результат очень непросто.
- Глядя на ваши доведенные до автоматизма броски с любых дистанций, складывается впечатление, что у вас просто нет нервов.
- Мне ведь уже 32 года, и 15 из них прошли в профессиональном баскетболе. Ну а хладнокровие - просто черта моего характера. Горячка и спешка - плохие помощники.
- Может, вам не стоит спешить с завершением игровой карьеры?
- Здесь главное не опоздать, уйти с высоко поднятой головой и оставить о себе добрую память у болельщиков. Стоит задержаться чуть больше положенного - и голоса с трибун сами погонят тебя на "пенсию". К тому же играть имеет смысл, если ты делаешь это в свое удовольствие. Пока у меня это получается. Плюс надо семью прокормить и заложить некоторый фундамент на будущее. В России сегодня можно заработать больше, чем в Словакии, куда я всегда успею вернуться, и не обязательно в качестве игрока.
Сергей ГАВРИЛОВ
Казань