Газета Спорт-Экспресс № 288 (2187) от 16 декабря 1999 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 декабря 1999 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

ГОД СБОРНЫХ

Сегодня "СЭ" подводит итоги выступления российских сборных. От национальной, где самому старшему - Станиславу Черчесову - 36 лет, до команды 15-летних Юрия Смирнова

Назар ПЕТРОСЯН

ВТОРОГО МЕСТА В ГРУППЕ НАМ УЖЕ НЕ ПРОСТЯТ

Генеральный директор сборной России из тех людей, которые не стремятся попасть на газетные полосы, не бьют себя в грудь и не выпячивают заслуг. Назар Петросян держится скромно, но роль бывшего нападающего "Арарата" и ЦСКА в сборной России весьма велика - по долгу службы он занят решением самых оперативных вопросов. Петросян - и хозяйственник, и организатор, и тренер, но при этом сам он - не сторонник разграничения функций. "Все мы заняты одним делом", - любит повторять генеральный директор.

- В этом году в сборную пришли новые люди. Хотя пробиться на чемпионат Европы команде не удалось, назвать ее выступление провалом никак нельзя. А можно ли занести прошедший сезон в актив сборной России?

- Наше главное достижение - создание коллектива, способного решать большие задачи. Конечно, многих огорчило, что мы не попали на чемпионат Европы. Но если вернуться назад - в начало года, никто бы и не поверил, что в последней игре с Украиной вообще все будет решаться. Так что не согласен с теми, кто считает, что у нас нет результата. Мы вернули интерес к национальной команде. Ее матчи собирают полные трибуны - разве это не результат?

- Перед первой игрой с Арменией, когда на команде лежали тяжким грузом три поражения на старте отборочного турнира, вы во что-нибудь верили?

- Еще когда мы собрались на первый сбор в Израиле, было четко сказано: оружия складывать не собираемся. Ради того, чтобы просто доиграть турнир, мы не приходили бы в команду. Эту уверенность старались передать игрокам, и каждый матч укреплял нас в том, что мы способны совершить, казалось, невозможное.

- В какой момент хрупкая надежда переросла в твердое понимание: включиться в борьбу за путевку на ЧЕ-2000 вполне реально?

- В какой-то мере уже после победы на "Стад де Франс", а в еще большей степени - после домашнего выигрыша у исландцев. Но и первый матч - с Арменией - был чрезвычайно важен. Может быть, по значимости он чуть уступал встрече с Украиной, но ведь в случае потери очков в Ереване, мы теряли турнирные перспективы.

- Но армяне были пройдены, а во Франции сборная России подарила болельщикам праздник.

- Конечно, был большой эмоциональный подъем. Но я как профессионал знал: через несколько дней игра с Исландией, и поэтому думал только о том, как после такой радости не огорчить болельщиков. Тренеры стремились не допустить в команде расслабленности. И игроки - молодцы - сами почувствовали, что матч в Москве с Исландией будет еще более тяжелым, чем игра в Сен-Дени.

- При счете 1:2 на "Стад де Франс" вы, тренеры, имели возможность что-то корректировать или сами футболисты на поле сумели разобраться в ситуации и перестроиться?

- При счете 1:2 я сказал, что мы выиграем. Верил в это, хотя никак не думал, что стану пророком. Но у меня есть свидетели - я даже минуты угадал, на которых мы забьем французам. Просто была какая-то уверенность в успехе, чувствовалось, что игроки ни за что не опустят руки. Можете не поверить, но когда мы пришли в сборную, в один голос заявили: во Франции обязательно победим.

- Если бы можно было вернуться назад - что-нибудь поменяли при подготовке к игре с Украиной?

- В футболе никто от таких нелепостей не застрахован - вспомним хотя бы последний финал Лиги чемпионов, когда "Бавария" поменяла Маттеуса, и за минуту все перевернулось. Конечно, и про нас можно сказать - не того игрока поставили, не того поменяли. Но гол-то получился таким, что и говорить не приходится. Однако игру-то сборная показала хорошую. Зрители получили удовольствие. Хотя мы все и чувствовали - каждый что-то мог бы сделать и не так.

- Слышал, перед матчем были какие-то недобрые предзнаменования?

- (Улыбается.) В принципе никто не верил в эти приметы, но в тот день как-то... Скажем, когда Романцев с Гершковичем приехали на базу, в комнату залетела какая-то птица - говорят, это недобрый знак. Разбилось стекло, которое никто не трогал. Может, потому и забил Шевченко нам именно такой гол.

- После роковой 88-й минуты не было опустошения, желания все бросить?

- Опустошение было - вы же видели наши лица. 80 тысяч пришли на матч - и все оцепенели. Мы не знали, что говорить. Подошли руководители страны, поблагодарили, сказали, что есть сборная... Но это все потом вспоминалось. То же самое с футболистами - никто никому претензий не высказывал. Просто после игры поблагодарили их за работу. А с легионерами, которым приходилось уезжать, попрощались до следующей встречи. Все это как бы по инерции шло, заранее не планировалось. Все друг с другом говорили, а о чем - на следующий день никто не помнил. Я давно в футболе и привык, кажется, ко всему, но обидно вот так: в последней игре, на последних минутах...

- Сейчас, когда у сборной есть игра, наверняка нет повода кардинально менять состав и принципы работы?

- Игроки не дали повода усомниться в себе. Вот говорят - ветераны, но мы не смотрим в паспорта. Онопко с Карпиным играют так, как дай Бог молодым. Как они выкладывались на поле, с каким боевым настроением приезжали в сборную.

- Вам, наверное, не очень удобно об этом говорить, но сами игроки дают понять, что с другим настроением приезжают в нынешнюю сборную?

- В общем-то это чувствуется. Ждут встречи и сами звонят - интересуются, отправили ли им вызов. Их тяжело даже с тренировок выгнать - так, например, во Франции было. В команде очень хорошая обстановка. Прежних финансовых разногласий, претензий у футболистов сейчас нет. Сейчас их не интересуют все эти моменты: они действительно хотят играть за Россию, ее честь и славу.

- Что-то в планах сборной изменилось?

- Нет, в феврале у нас игра с Израилем.

- Перед этим матчем будет сбор?

- Наверное, будем играть с листа. После Нового года встретимся и все обсудим.

- Есть уже у тренерского штаба расширенный список кандидатов в главную команду страны?

- Пока об этом говорить рано. Единственное, что можно сказать: все, кто был в сборной в этом году, не дали повода усомниться в себе. Даже не проходившие в состав футболисты готовились вместе со всеми и в любой момент могли помочь команде. Дроздов - яркое подтверждение моих слов. Будь у него подавленное настроение, мы бы не поставили его на такой ответственный матч.

- Когда базу в Бору обновите?

- Наверное, в конце апреля, когда примем в Москве сборную США. На март у нас запланирована игра с Германией на ее поле. В Бору нас ждут - и директор Балашов, и весь персонал. За полем там все время смотрят.

- Если говорить о нашем футболе, и сборной - в том числе, нельзя не заметить наметившуюся поддержку властей. К примеру, со строительством новой базы помог Павел Бородин.

- Если сравнивать с Украиной, где принята государственная программа, а все чиновники так или иначе привязаны к футболу, то у нас один Бородин по-настоящему живет заботами национальной команды. Он базу нам сделал замечательную и постоянно приезжает - это для игроков очень много значит. Когда наши легионеры впервые увидели Бор, они были поражены - у зарубежных сборных им таких условий встречать не доводилось. Также было очень приятно, когда к нам после игры с Украиной зашел премьер-министр Владимир Путин, поблагодарил за все и сказал, что мы вернули России надежду. Кстати, за победу над Украиной команде полагалась правительственная премия - очень даже приличная.

- На будущее финансовую помощь премьер обещал? Например, солидную премию за выход в финал чемпионата мира?

- Сейчас команда приобрела совсем иной статус. Даже второго места в отборочном турнире нам, мне кажется, не простят. Поэтому пусть правительство готовит премию не на следующий год, а на 2002-й. За игру России в Японии и Корее.

Михаил ПУКШАНСКИЙ

ПЕРВАЯ СБОРНАЯ РОССИИ

Главный тренер: Олег Романцев.

Отборочные матчи: Армения - 3:0 (Карпин-2, Бесчастных), Андорра - 6:1 (Бесчастных-2, Цымбаларь, Аленичев, Онопко, Титов), Франция - 3:2 (Панов-2, Карпин), Исландия - 1:0 (Карпин), Андорра - 2:1 (Онопко-2), Армения - 2:0 (Карпин, Бесчастных), Украина - 1:1 (Карпин).

Товарищеские матчи: Белоруссия - 1:1 (Мостовой), Белоруссия - 2:0 (Бесчастных, Панов).