Газета Спорт-Экспресс № 290 (2189) от 18 декабря 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 декабря 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Высший дивизион

СУДЬБА "ЛОКОМОТИВА" НН
ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОД ВОПРОСОМ.
НО ОВЧИННИКОВ НАМЕРЕН БОРОТЬСЯ ДО КОНЦА

Власти Нижнего Новгорода продолжают проявлять безразличие к команде, и до сих пор не ясно, будет ли она существовать в следующем сезоне

ДЕНЕГ, ПОХОЖЕ, ДАВАТЬ НЕ СОБИРАЮТСЯ

В Нижнем Новгороде завершилась первая стадия эксперимента по выживанию футбольного клуба высшего дивизиона при минимуме финансовых вложений. После продолжительных дискуссий о путях развития нижегородского футбола стороны остались при своем: город и область - мнении, президент "Локомотива" Валерий Овчинников - безденежье. Горьковская железная дорога с новым начальником во главе пока окончательно не определилась, но тут есть веская причина: сменивший Шарадзе на посту руководителя второй по значимости российской дороги Хасан Зябиров принимает должность. Хозяйство у него большое - от Владимира до Урала, и поэтому застать его в Нижнем сейчас практически невозможно.

Как это ни парадоксально, но в нелюбви к футболу властей во многом повинны предстоящие выборы. В кулуарных беседах в мэрии ответственные лица говорили: "У нас по всем телеканалам ежедневно и ежечасно твердят, что скоро нечем будет топить в квартирах, что общественный транспорт полностью изношен, что пенсионеры живут в нищете. А тут Овчинников - дайте мне три миллиона долларов! И получается - дающий сразу же поставит крест на своей политической карьере".

В последнее время спорт в Нижнем и области влачит жалкое существование. Например, лыжной федерации на текущий год выделено ровно столько денежных средств, что их хватило... на оплату электроэнергии одной лыжной базы. Бывший некогда гордостью Горького стадион "Труд", где играла в высшей лиге легендарная "Волга", представляет собой руины: на полуразвалившихся трибунах проросли деревья в человеческий рост, а родители занимающихся у тренеров-энтузиастов мальчишек вынуждены покупать не только форму, но и сбрасываться на мячи и сетки для ворот.

Еще полтора года назад ситуация не была столь плачевной. Каждую спортивную федерацию закрепляли за солидным промышленным предприятием. Средства, потраченные на развитие спорта, учитывались при налогообложении. Это позволяло проводить соревнования даже международного ранга - например, турнир на призы правительства России (неофициальный чемпионат мира) и молодежный мировой чемпионат по бенди. Но все рухнуло вместе с прошлогодним дефолтом. По инерции прошло еще несколько соревнований - спонсоры вложили деньги. Но областные власти, перед которыми зримо встало социальное недовольство из-за задерживаемых пенсий и зарплат, задним числом отменили все льготы по линии спорта. И спорт в Нижегородской области оказался брошенным на произвол судьбы.

"ЛОКОМОТИВОВ" СЛИШКОМ МНОГО?

Несколько лет назад, словно предчувствуя сегодняшнюю ситуацию, тогдашний руководитель Горьковской железной дороги Омари Шарадзе, взяв за основу опыт развитых в футбольном отношении стран, решил создать при "Локомотиве" организацию, отвечающую за всю околофутбольную деятельность. От печати билетов и программок до работы с рекламодателями и спонсорами. Возглавил ее специально отобранный Шарадзе чиновник областного спортдепартамента, сам бывший хоккеист, прошедший стажировку в лучших английских клубах премьер-лиги. Но надеждам почетного президента "Локомотива" не суждено было сбыться. По всем законам бюрократии вновь созданная структура мгновенно обросла отделами, бухгалтериями и должностями, обзавелась убыточными магазинами и столовыми, так что едва могла прокормить свои непомерно раздутые штаты, несмотря на щедрые денежные вливания со стороны железной дороги. Овчинников удивлялся и недоумевал. Весь стадион обвешан рекламой, торговые точки на матчах исчисляются десятками, все болельщики носят на шее клубную атрибутику, а его команда получает от этого сущие копейки, да и то когда тренер стукнет кулаком по столу. Дошло до того, что в конце прошлого года главный тренер "Локомотива" был вынужден публично объявить - радеющие за команду спонсоры помогают отнюдь не команде. Двумя годами раньше Овчинников сам ратовал за необходимость подобного подразделения, а теперь не может найти управу на прекрасно чувствующих себя чиновников от "Локомотива".

Еще не закончился чемпионат-99, когда Овчинников заявил, что уйдет со всех своих постов в "Локомотиве", если уволят Шарадзе. И в ноябре тренер был как никогда близок к потере работы. Сам он никогда в этом не признается, но среди болельщиков бытует мнение, что Овчинников прислушался к совету своего бывшего патрона, который убеждал его не бросать команду на произвол судьбы. Свое детище Шарадзе хотел передать по наследству новому руководителю дороги. И уже на первой совместной с министром путей сообщения пресс-конференции Хасан Зябиров сказал: "Нашему "Локомотиву" мы пропасть не дадим". На что тут же получил начальственную отповедь министра Николая Аксененко: "Займитесь сначала делами, а развлечения - потом". У Министерства путей сообщения есть своя команда, куда более маститая, - столичный "Локомотив". У главной железной дороги страны - Октябрьской - тоже имеется "Локомотив", но, как полагается, рангом пониже - санкт-петербургский. Может быть, на взгляд министра, "Локомотивов" стало слишком много? Сейчас Зябиров более сдержан в высказываниях. На последней пресс-конференции, заскочив на денек в Нижний, на прямой вопрос о судьбе команды сказал, что пока может гарантировать "Локомотиву" не более одной восьмой от минимально требуемого РФС финансирования клуба высшего дивизиона. Что будет дальше, дескать, поживем - увидим.

В своих интервью Овчинников неоднократно подчеркивал, что ответствен не только за своих игроков. Даже при самом плохом исходе футболист в расцвете сил с голоду не умрет команд в России много. Но у Овчинникова в помощниках три заслуженных тренера России похвастаться подобным может не каждый столичный клуб. Отвечающий за тренировочный процесс Николай Козин начинал играть еще в "Волге", а завершал карьеру у Овчинникова в "Локомотиве". Причем досрочно. Когда свежеиспеченная команда второй лиги под руководством молодого наставника, еще не заработавшего прозвище Борман, громила авторитеты и рвалась наверх, в дерби с дзержинским "Химиком" Козин получил жесточайшую травму - открытый перелом ноги. "Локомотив" шагнул в первую союзную лигу, а Козин занял место на тренерской скамейке. Валерий Синау вернулся в Нижний после нескольких лет самостоятельной работы. Что касается Арсена Найденова, то наиболее лаконично о нем говорят сочинские болельщики: "Потерявши - плачем!"

НОВИЧКОВ В НИЖНЕМ ПОКА НЕТ.
А ВОТ ПОТЕРЬ УЖЕ НЕМАЛО

По-настоящему заволновались болельщики, когда в столичных клубах стали объявляться далеко не последние игроки их любимой команды. Если переход в московский "Локомотив" полузащитника Анзора Дзамихова можно было объяснить тем, что характер вспыльчивого кавказца не подходил по-английски хладнокровному стилю нижегородцев (на одной из послематчевых пресс-конференций Овчинников на вопрос, почему заменили активного Дзамихова, ответил: "Он начал проявлять нездоровый интерес к судье Баскакову"), то потери Дмитрия Вязьмикина и особенно главной местной надежды - защитника Геннадия Нижегородова повергли местную торсиду в отчаяние. Казалось уже, что Овчинников распродаст всех напоследок.

Однако оставшиеся игроки почему-то не спешили подыскивать себе другие клубы. Даже те, у кого вместе с сезоном завершался контракт, спокойно уезжали в отпуск. Да и сам Овчинников попросил журналистов не делить футболистов на имеющих и не имеющих контракты. Дескать, все они - пока что "Локомотив". Показательно и то, что не бегут нижегородцы по первому зову селекционера из другого клуба. Например, Александр Липко, которого зовет "Сатурн", предпочел отдых в родной Кубани. А на прощание сказал журналистам: "Не спешите хоронить Овчинникова. Он еще всех вас переживет".

Сейчас, пожалуй, главный показатель потенциальной жизнеспособности "Локомотива" - это наличие в нем самого Овчинникова. Все, что можно, он давно уже доказал. Но бросить свою команду в самый сложный момент в ее истории или не захотел, или не смог. Два дня назад главный тренер нижегородцев своей рукой подписал необходимые финансовые документы по лицензированию клуба, взяв на себя ответственность за его дальнейшую судьбу. А это означает, что он решил идти до конца.

Максим ЛЕБЕДЕВ

Нижний Новгород