ЛЫЖИ |
КУБОК МИРА |
РОССИИ ПОРА ПОНЯТЬ: СПРИНТ - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ШОУ
Этап Кубка мира, который впервые за последние десять лет прошел в Крылатском, оставил двойственное ощущение. С одной стороны, организация гонок, несмотря на недостаток снега, была на высоте, что отметили многие тренеры, спортсмены и официальные лица. Хватало и болельщиков, осаждавших стадион и трассу. С другой - результат российских спортсменов, выступавших в родных стенах, слегка разочаровал зрителей, жаждавших, естественно, только золота.
Лучшая из гонщиц, олимпийская чемпионка и чемпионка мира Нина Гаврылюк заняла третье место. Самым быстрым среди мужчин - пятым - оказался столь же титулованный Алексей Прокуроров.
По одной из версий, успешному выступлению россиян в домашнем этапе Кубка помешали две спринтерские гонки, которые проводились в Москве 4 и 6 января. Первый спринт у мужчин выиграл Владимир Вилисов, опередивший Виталия Денисова. У женщин - Светлана Нагейкина (второй была олимпийская чемпионка Ольга Данилова). Нагейкина выиграла и следующий старт (непосредственно в Крылатском) - на финише она сражалась с Гаврылюк, а лауреатом мужской гонки стал представляющий Австрию Михаил Ботвинов, обогнавший и Денисова и Прокуророва. При этом никто из призеров (за исключением Гаврылюк) не сумел отличиться на этапе Кубка мира. Как тут не усмотреть взаимосвязь?
"Спринт - не лыжи", - любят повторять гонщики-профессионалы. Видимо, поэтому новшество так или иначе обсуждалось в Крылатском многими, что заставило меня вспомнить о том, как несколько лет назад в программах официальных соревнований по прыжкам в воду появились новые - синхронные - виды программы. С точки зрения прыгунов - вовсе не прыжки. Так вот пока во всем мире дискутировали по поводу новшества, немецкая федерация проанализировала ситуацию, отобрала наиболее подходящие пары спортсменов и занялась серьезной работой. Уже вскоре Германия начала легко компенсировать "синхронными" медалями те, что теряла в индивидуальных видах программы.
Но вернемся к лыжам. Наиболее трезво и профессионально ситуацию оценил старший тренер мужской сборной России Александр Грушин.
- С тем, что спринтерские гонки отныне входят в зачет Кубка мира, в программу чемпионатов мира и Олимпийских игр, нам остается только смириться, а не обсуждать, хорошо это или нет, - сказал он. - В свое время было много споров относительно системы Гундерсена - должна ли она иметь право на существование. Сейчас об этом даже не вспоминают. Наверное, когда-нибудь у спринтеров будет свой Кубок мира. Но сейчас нужно думать только о том, как совместить подготовку и к спринтерским турнирам, и к привычным. Сделать это необходимо. Шесть зачетных спринтерских этапов из двадцати - слитком много, чтобы их игнорировать. Видимо, должна быть проделана иная работа, чем та, к которой мы привыкли. Сейчас же ломается подготовка к сезону в целом и к конкретным соревнованиям, в частности. Мы старались найти какие-то новые методики, провели исследования, попытались выделить лыжников, которые по своим природным данным более приспособлены к скоростной работе. Но пока не можем похвастаться успехами ни в спринте, ни где-то еще.
Президент федерации лыжных гонок Анатолий Акентьев был настроен более оптимистично:
- Грушин всегда был максималистом, поэтому его огорчения легко объяснимы. Думаю, его мнение об уровне результатов изменится, когда он внимательно просмотрит протокол мужской гонки в целом. Семь российских лыжников попали в тридцатку. Это очень хороший показатель: никогда еще так удачно мы не выступали. Надо учесть и то, что трасса была очень сложной. Случайно выиграть на такой трассе невозможно. Поэтому я и делаю вывод, что российская сборная - на подъеме и что уже в феврале ребята смогут бороться за призовые места, как это было в прошлом году.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ