ФУТБОЛ |
ПУСТЬ В НАПАДЕНИИ ИГРАЕТ ИНДУС - ЛИШЬ БЫ ЗАБИВАЛ. А В ВОРОТАХ СТОИТ ИНДЕЕЦ - ЛИШЬ БЫ НЕ ПРОПУСКАЛ |
Хотите верьте, хотите нет: когда вратарь инсбрукского "Тироля" и сборной России Станислав Черчесов после двухнедельного отдыха в Доминиканской Республике заехал в минувший понедельник на денек в Москву, он совершенно не подозревал, что в 16.00 окажется на радио "РОКС" и в прямом эфире должен будет вступить с ведущим программы "О футболе. И не только о нем" Леонидом Трахтенбергом в дискуссию на актуальнейшую тему: нужны ли нашему любимому виду спорта легионеры? А если да, то в каком количестве?
УКРАИНЕЦ ПО ФУТБОЛЬНЫМ ЗАКОНАМ РОССИИ |
Стоит ли удивляться, что читатели "СЭ" не захотели остаться в стороне - они по телефону, наряду с вопросами, высказывали собственные соображения на этот счет. Первый из них - Каныбек Шамутов из Киргизии, живущий ныне в Москве, - был категоричен:
- Нам нужно вернуть наших легионеров, выступающих в Испании, Италии, Франции, Германии... А иностранцы российским клубам вообще не нужны. По крайней мере я категорически против.
- Почему же? - удивленно пожал плечами Черчесов. - Разве вы не хотите увидеть на поле бразильцев или аргентинцев в футболке "Спартака" или "Динамо"?
- Не хочу! Поскольку это будут бразильцы и аргентинцы, похожие на залежалые фрукты. Классные латиноамериканцы к нам не поедут.
- Что ж, будем надеяться, - вступил в беседу ведущий, - что в ближайшее время у нас появятся хорошие футболисты из Киргизии. Хотя как ни крути - они тоже будут считаться легионерами.
С.Ч.: - Они же из бывшего Советского Союза. Ну как украинец может быть в России легионером?! Мне лично это абсолютно непонятно.
Л.Т.: - Представляй не представляй, но украинец, живущий в своем государстве с украинским паспортом, для российского футбола - стопроцентный иностранец. Так же, как казах или армянин. И ничего с этим не поделаешь. Таковы наши футбольные законы.
С.Ч.: - Не согласен. Почему в английском футболе ирландцы, валлийцы, шотландцы и североирландцы всегда считались своими?
Л.Т.: - Нам Великобритания не указ. У нас есть свой футбольный союз, который решает, кого считать легионерами, а кого - нет.
С.Ч.: - Так я и не сомневаюсь, что федерация любой страны, в том числе и нашей, принимает решения, которые идут на пользу футболу, а не во вред. Но те же англичане, почти не уезжающие играть за пределы Туманного Альбиона (и не только звезды), постоянно усиливаются за счет итальянцев, французов, голландцев, а иногда русских, белорусов и украинцев.
Л.Т.: - Нам бы их проблемы.
С.Ч.: - В английских клубах лишь одна проблема: конкуренция возросла так, что тренеры по ночам наверняка не спят - ломают голову кого поставить на предстоящую игру. И действительно с ума сойдешь, если у тебя в команде кроме британцев 19 легионеров, как в "Ливерпуле". Или 18, как в "Арсенале". Или 17, как в "Челси".
Л.Т.: - Но между прочим, каждый из них, если он не гражданин ЕС, за последние два года провел не меньше 75 процентов матчей за национальную сборную. Иначе ему отказали бы в праве на работу. Представляете, какой строгий отбор и какого высокого качества игроки собираются на родине футбола!
В этот момент ведущего поддерживает болельщик московского "Динамо" по имени Владислав:
- А кто собирается в нашем футболе?! Такие игроки, как Изибор. Он, по-моему, два или три сезона в "Динамо", а толку от него, как от козла молока. Тренеры "Динамо" меняются, как перчатки. А Изибор при любом из них, как ни парадоксально, выходит на поле или в стартовом составе, или на замену. Хоть на несколько минут, но выходит. И кому нужны такие легионеры?!
С.Ч.: - А что мешает российскому футболу поставить определенные условия, чтобы перекрыть дорогу второсортным игрокам? Тем, которые не усиливают, а, наоборот, ослабляют команду. Пляжные футболисты для экзотики уже давно никому не нужны.
ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАШИХ КЛУБОВ ПРИУМЕНЬШАТЬ НЕ СТОИТ
Л.Т: - Но разве мы в состоянии тягаться в этом плане с английскими клубами? С их деньгами, конечно, можно приобретать первоклассных игроков из национальных сборных сильнейших футбольных держав. А мы со своими скромными возможностями разве что игроков из сборной Занзибара можем без проблем получить.
С.Ч.: - По-моему, вы приуменьшаете финансовые возможности российских клубов. Они иной раз друг у друга за такие бешеные суммы игроков покупают, что диву даешься. А потом выясняется - опять же в сравнении - в той же Словении, которая пробилась в финальную часть чемпионата Европы, есть футболисты весьма квалифицированные, способные усилить и ведущие российские клубы. А австрийские - точно. В недавних стыковых матчах против сборной Украины выступали пять словенцев, играющих теперь в Австрии, а один из них - защитник Александр Кнавс мой одноклубник.
- Это Николай звонит. Я считаю, что в Австрии умеют считать деньги и умело занимаются селекционной работой, а у нас - нет. Был в России один хороший легионер-бомбардир - Деметрадзе, но и того киевское "Динамо" у "Алании" выкупило.
С.Ч.: - Уверен: если как следует поискать, можно найти достойную замену тому же Деметрадзе. Возможно, в бывших республиках СССР или других каких-то странах. Пусть это будет легионер какая разница: речь же идет о клубе, а не о национальной сборной.
Л.Т: - Так вы хотите сказать, что большое количество легионеров в чемпионате не влияет отрицательно на уровень футбола в стране, а значит, и на игру национальной сборной?
С.Ч.: - Никоим образом.
Л.Т: - Но ведь легионеры занимают места молодых российских футболистов, лишают работы, мешают их росту. Да и вообще зачем растить игрока - в это столько усилий надо вкладывать, - если можно в один прекрасный день купить иностранца?
С.Ч.: - Если этот иностранец стоящий, если умеет здорово играть, то молодой футболист даже тренируясь рядом с ним, позаимствует много хорошего и начнет расти гораздо быстрее, чем в компании посредственных соотечественников. Только легионер должен быть на голову выше, чем те, кто родился в России. Иначе не только у зрителей, но и у партнеров возникнет вопрос: а какого черта он сюда приехал?
Но хочу вернуться к теме. В Германии для представителей стран, входящих в УЕФА, нет ограничений ни в одном из дивизионов. Остальные конфедерации могут быть представлены в команде тремя игроками. Так вот в мюнхенской "Баварии", если не изменяет память, семь легионеров. А теперь представьте, что все они вышли на поле в стартовом составе. Значит для немцев остается лишь четыре вакансии. Каким же высочайшим мастерством должны обладать футболисты, претендующие на эти места или готовые составить конкуренцию иностранцам. К слову иностранец, играющий в той или иной стране пять лет как правило, перестает считаться легионером.
ЕСЛИ ЛЕГИОНЕР ДОСТАВЛЯЕТ ЗРИТЕЛЯМ УДОВОЛЬСТВИЕ, ПУСТЬ ИГРАЕТ
Л.Т: - В России, по-моему подобного правила нет.
С.Ч.: - А жаль. В старое доброе время, когда существовала стройная система школ и групп подготовки команд мастеров, когда тренеры, работавшие в них, получали сравнительно приличные деньги, в стране отыскивали таланты и доводили их до клубов высшей лиги, а потом и до сборной я сам прошел весь этот нелегкий путь и благодарен, что моя судьба сложилась именно так. Сегодня, насколько мне известно, ситуация изменилась. И не в лучшую сторону. Прежней структуры подготовки резервов нет - в лучшем случае, предпринимаются робкие попытки ее восстановить. Какой же смысл на данном этапе отказываться от легионеров? К тому же самые одаренные российские игроки уезжают из страны, а нашим клубам на международной арене приходится сталкиваться лицом к лицу с ведущими командами Европы, где собраны лучшие игроки мира. Например, в "Барселоне", "Интере" и "Лацио" - по 14 иностранцев. И каких! Что ни игрок - то звезда первой величины. Ограничить число легионеров в российских клубах высшего дивизиона - значит ослабить, обезоружить, уменьшить их потенциал.
Л.Т: - Но многие тренеры и функционеры считают, что ограничения необходимы и в высшем дивизионе.
С.Ч.: - Это, вероятно, тренеры тех клубов, которые не претендуют на участие в Лиге чемпионов или Кубке УЕФА. Пусть сыграют один раз с тем же "Интером" или "Лацио" - тогда они будут придерживаться полярного мнения.
Л.Т: - Но ведь латиноамериканцам и к нашему климату, и к нашему языку привыкнуть очень тяжело. Может быть, есть резон остановить выбор на славянах?
С.Ч.: - Если бы нас слушали только мужчины, то напомнил бы вам поговорку про плохого танцора. Хорошему футболисту - будь он бразилец или аргентинец - ни снег, ни холод не помешают сыграть так, как он умеет. Что же касается русского языка, то латиноамериканцам по силам его освоить.
Л.Т: - А вы-то откуда знаете? Или это - предположение?
С.Ч.: - Никакое это не предположение. Я сам разговаривал с бразильцами - Леонидасом, Самарони, Робсоном, и мы прекрасно друг друга понимали. Не верите - спросите у Робсона.
Л.Т: - Уже верю. Кстати, Самарони в прошлом сезоне выступал в первом дивизионе, где на поле в одной команде могли одновременно выходить пять легионеров. А сейчас их число хотят довести там до трех. А во втором - вообще исключить участие иностранцев. Опять-таки для того, чтобы освободить дорогу российской молодежи.
С.Ч.: - Я большую часть времени нахожусь, естественно, в Австрии. Но смотрю телевизор и вижу: российский футбол - пусть медленно, но все-таки поднимается. Об этом и руководители РФС говорят. И болельщиков на трибунах становится все больше и больше. Какой же смысл производить хирургическое вмешательство, связанное с легионерами? Футбол - прежде всего зрелище. И если легионер - будь он черный, белый или желтый - доставляет удовольствие россиянам, пусть играет на наших стадионах. И если, допустим, в матче первого круга форвард-индус, играющий в красно-белой форме "Спартака", забьет решающий мяч в ворота "Динамо", болельщики моего бывшего клуба, не сомневаюсь, будут безмерно рады. А если в ответной встрече второго круга вратарь-индеец, защищающий ворота бело-голубых, на 90-й минуте отразит пенальти и сохранит три очка для своей команды, поклонники "Динамо" будут готовы вынести его со стадиона на руках. Так имеет ли значение, человек какой национальности, цвета кожи и гражданства стал героем матча?!
...Признаюсь: я так и не смог возразить своему авторитетному и темпераментному оппоненту, чья футбольная карьера началась когда-то у подножия Кавказских гор и продолжается по сей день. Только уже в Тирольских Альпах.
P.S. 2 марта 1994 года в Лужниках "Спартак" в матче группового турнира Лиги чемпионов сыграл вничью - 2:2 - с "Барселоной", у которой отличились болгарин Стоичков и бразилец Ромарио. Через две недели на "Ноу Камп" каталонцы, к величайшей радости своих болельщиков, победили москвичей - 5:1. Два гола у них забил голландец Куман, по одному - Стоичков, Ромарио и испанец Амор.
"Не огорчайтесь, у вас хорошие русские игроки", - сказал после ответного матча Христо Стоичков Олегу Романцеву. Но это было слабое утешение для тренера, в команде которого выступал в отличие от соперников лишь один легионер.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ