БОКС |
Оскар Де Ла ХОЙЯ В РОЛИ ПРОСИТЕЛЯ |
Незадолго до боя Оскара Де Ла Хойи с Феликсом Тринидадом я позвонил Константину Цзю и спросил его, как окончится этот матч.
- Думаю, выиграет Де Ла Хойя, причем достаточно легко.
- А за кого болеть будете?
- Пожалуй, за Тринидада. Оскара надо опустить на землю.
- Для его же блага?
- Да, а то он о нормальной жизни совсем представление потерял.
Говорят, что боксеры - плохие пророки. У знаменитого Джо Луиса, чемпиона мира в тяжелом весе 1937 - 1949 годов, был друг, который спрашивал его, кто победит в том или ином матче, получал ответ и на тотализаторе ставил на противника того, кого Луис считал фаворитом. И почти всегда выигрывал.
Но Цзю предсказал все правильно, как, впрочем, и всегда на моей памяти, а в том, что исход боя получился именно таким, виноват оказался только сам Золотой Мальчик.
К поражению, как и к победе, идут издалека. К своему поражению Оскар шел два года.
ПЕРВЫЙ ЗВОНОК
К апрелю 1997 года Де Ла Хойя побывал чемпионом в двух весовых категориях и заработал несколько десятков миллионов. Во много раз больше, чем любой другой боксер его возраста. Он стал звездой, кумиром. На его боях тысячи женщин доводили себя до истерии, как на концертах поп-звезд. Это было совершенно новое явление и в боксе, и в массовой культуре оживший герой сентиментального боевика, который бьет плохих ребят не на экране, а в реальной жизни.
Его очередной соперник был силен, но не страшен: чемпион мира в полусреднем весе по версии WBC Пирнелл Уитакер, один из самых выдающихся боксеров столетия. К тому времени он побывал чемпионом мира в четырех весовых категориях, от легкой до первой средней, и это при росте 167 см и слабом ударе. Его талант главным образом заключался не в том, чтобы бить самому, а в том, чтобы не дать ударить себя. Здесь он достиг совершенства. На ринге с ним любой боксер выглядел недоучкой. Он пообещал Де Ла Хойе, что тот не сможет его ударить.
Нельзя сказать, что Уитакер сдержал свое обещание. Де Ла Хойя сумел его ударить, но не был похож сам на себя. В свою очередь, и Оскару крепко досталось. В общем, это был равный, тягучий и очень скучный бой - из тех, когда почти невозможно определить победителя. Но судьи отдали победу Золотому Мальчику, причем с неоправданно большим преимуществом, и это вызвало скандал. Журнал Ring, который обычно лоббирует Оскара, опубликовал карикатуру, на которой Уитакер говорит Де Ла Хойе: "Ты не сможешь меня ударить", на что тот отвечает: "Чтобы победить, мне тебя бить и не надо".
Эксперты различных спортивных и околоспортивных изданий в один голос говорили о том, что Де Ла Хойе отдали бы победу, даже если бы он проиграл с приличным отрывом. Во всяком случае, именно такое впечатление создавалось у каждого, кто имел возможность изучить судейские записки.
Уитакер требовал провести матч-реванш, и абсолютно все были с ним солидарны. На словах Де Ла Хойя не возражал, тем более что перед боем он обещал дать Уитакеру реванш, если тот проиграет, но его команда уклонилась от всех переговоров.
ВТОРОЙ ЗВОНОК
13 февраля 1999 года Де Ла Хойя встретился с Айком Квортеем из Ганы, бывшим чемпионом мира в полусреднем весе по версии WBA, потерявшим свой титул из-за разногласий с руководством этой организации.
Этот поединок носил принципиальный характер. Оскара многократно упрекали в том, что он все время подбирает себе соперников из состарившихся звезд, которые к тому же уступают ему габаритами. Это в полной мере относилось и к Уитакеру, который был старше Де Ла Хойи на 9 лет, и лучшие его дни остались, безусловно, позади. На этот раз соперником Золотого Мальчика стал очень сильный боксер в расцвете лет, не знавший, как и он сам, поражений.
Бой с Квортеем сложился совсем непросто. Ганец пошел вперед, и Оскар замельтешил. Нет, он не проигрывал, но вновь был не похож на себя. В ключевом шестом раунде сумел послать Квортея в нокдаун, ринулся его добивать, но сам напоролся на страшный встречный удар и оказался на полу. Встал, но был явно потрясен. Квортей бросился на него, и тут - в самый трудный для Оскара момент - рефери придрался к какой-то мелочи, разнял боксеров и прочел Квортею нотацию, дав Де Ла Хойе возможность перевести дух.
Золотой Мальчик продержался до конца раунда, но потом откровенно скис. Если дотошно считать пропущенные удары, то ощутимого преимущества Квортей не добился, но выглядел он гораздо увереннее.
В 12-м раунде Де Ла Хойя оживился и сумел снова послать Квортея в нокдаун. На этот раз Айк был потрясен по-настоящему. Оскар прижал его к канатам и стал без устали молотить. Рефери не вмешивался. Казалось, дело вот-вот закончится нокаутом, но Де Ла Хойя вдруг сник. Находясь в совершенно безнадежном положении, Квортей сумел нанести незаметный, но очень сильный удар правой, после которого Де Ла Хойя перестал делать что бы то ни было, откровенно дожидаясь гонга. У Квортея, выдержавшего страшную бомбардировку, не было сил атаковать, и это спасло Оскара, который еле стоял на ногах. А на самых последних секундах Айк стал приходить в себя, он даже начал снова наседать на своего противника, но было уже поздно.
Один судья отдал победу Квортею, двое других - Де Ла Хойе. И опять-таки, как и в бою с Уитакером, скандальным было не их решение, а то, с каким преимуществом они отдали ему победу. Получалось, что, даже проиграй Де Ла Хойя последний раунд, победа в матче все равно осталась бы за ним.
Довольный Оскар принял победу как должное. На вопрос, не считает ли он себя обязанным дать Квортею матч-реванш, он, хитро улыбнувшись, ответил: нет, не считает. У него, мол, есть много других интересных потенциальных соперников. Многие тогда сочли, что Де Ла Хойя допустил серьезную ошибку, что болельщики не простят ему этих слов, но влюбленная публика, как и влюбленная женщина, прощает все и не видит, что творится у нее под носом.
Однако, думаю, именно тогда у Де Ла Хойи окончательно сложился тот образ мышления, который в конце концов и привел его к поражению. Он стал воспринимать везение как норму жизни, решил, что симпатии всегда будут на его стороне, что бы он ни сделал, он перестал понимать, что в конце концов публика, как и женщина, может разочароваться.
ТРЕТИЙ ЗВОНОК
У Де Ла Хойи оставался только один соперник - чемпион мира в полусреднем весе по версии IBF пуэрториканец Феликс Тринидад. За прогнозом автор этих строк, как уже говорилось, обратился в свой "экспертный совет", то есть к Косте Цзю. Надо сказать, что мне очень не хотелось ему верить. До боя с Квортеем я всегда болел за Де Ла Хойю, но его послематчевые выступления были по-настоящему беспардонными, и теперь мне хотелось, чтобы Де Ла Хойю за его наглость наказали (хотя я и понимал, что шансы на победу у Тринидада невысоки).
Едва начался бой, все мои надежды угасли. Костя, по своему обыкновению, оказался абсолютно прав. Оскар лидировал, причем гораздо убедительнее, чем в бою с Квортеем. Из первых восьми раундов Тринидаду можно было отдать максимум два-три, да и то его преимущество в них было куда меньше, чем у Оскара в тех, которые выиграл он. Я уныло приготовился досматривать матч, как вдруг произошло что-то непонятное. Де Ла Хойя перестал что-либо делать, а просто спиной вперед бросился наутек от наступавшего Тринидада. Было видно, что Золотой Мальчик в отличной форме, устал куда меньше соперника и сильных ударов не пропускал. Тогда почему? Что он - собирается все три с половиной раунда вот так бегать? Но это же глупо, а уж в недостатке ума Оскара никто и никогда не подозревал.
Зрители начали свистеть, так как сочли, что над ними издеваются: если уж ты получаешь за бой более 20 миллионов, то изволь за эти деньги хоть что-нибудь делать.
Выражаясь футбольным языком, Де Ла Хойя вел бой на удержание счета и был абсолютно уверен, что это сойдет ему с рук, как все сходило с рук до сих пор. Весь его прошлый опыт научил именно этому.
Ударил гонг, и Де Ла Хойя с видом победителя отправился в свой угол. Решение судей прозвучало как гром среди ясного неба: один поставил ничейные очки, а двое других отдали предпочтение Тринидаду и опустили Золотого Мальчика на землю.
НА МИЛОСТИ У КИНГА
Сейчас Де Ла Хойя оказался в совершенно непривычной для себя роли просителя. Он готов пойти на все, лишь бы встретиться с Тринидадом снова. Впервые в жизни Золотой Мальчик добивается боя с кем-то. Раньше из-за его звездного статуса чемпионы мира выстраивались в очередь, чтобы встретиться с ним, соглашаясь на гораздо более низкие гонорары, чем у Де Ла Хойи. Даже великий Уитакер за бой с ним получил 6 миллионов, в то время как сам Оскар - 10. Сейчас Де Ла Хойая согласен драться за меньшие деньги, чем Тринидад. Только дайте эту возможность.
А Тринидад между тем не спешит. То, что у его промоутера Дона Кинга старые счеты с Бобом Арумом, промоутером Де Ла Хойи, делу тоже не помогает. Слухи сменяют один другой. То Тринидад заявляет, что перейдет в следующую весовую категорию, то - что вроде бы готов драться с Де Ла Хойей хоть завтра. Оскар на каждом шагу заявляет, что выиграл бой, ссылается на компьютерный подсчет ударов, согласно которому нанес их в полтора раза больше, чем Тринидад. И это чистая правда. Любой, кто видел бой, будет вынужден с ним согласиться. Но хозяин положения сейчас не он.
Отношение публики неоднозначно. Накопилось раздражение. Много откровенного злорадства в стиле поговорки "не все коту масленица". Однако, если Тринидад будет затягивать с реваншем, симпатии скоро вновь окажутся на стороне Оскара.
Последнее слово, видимо, остается за Доном Кингом. Он должен решить, что для него более выгодно: провести супербой, который его подопечный, скорее всего, проиграет, - или уклониться от встречи с Де Ла Хойей и заработать те же деньги в ходе нескольких боев. Каким бы ни было его решение, можно заранее утверждать: уж эта-то бестия не прогадает.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ