ЛЫЖИ |
Светлана НАГЕИКИНА |
КОРОЛЕВА МАРАФОНА
Этой зимой был впервые официально разыгран Кубок мира по лыжным марафонам. Его обладательницей стала россиянка Светлана Нагейкина.
С августа по апрель застать ее дома нереально. Несмотря на то, что живем мы с Нагейкиной в соседних подъездах. На выполнение непосильной задачи пришлось мобилизовать даже домочадцев. В четком соответствии с календарем лыжных гонок были организованы бдения у окна. Тщетно: отследить вишневую "Оку" с надетыми на спинки сидений лыжными номерами не удавалось. Мелькнет, бывало, крошечная машинка перед домом - и тут же уносится куда-то. А на исходе марта, когда надежд уже почти не осталось, "бордовая пуля" неуловимой соседки неожиданно притормозила рядом на улице, и шофересса любезно согласилась подвезти корреспондента "СЭ". Правда, всего лишь до ближайшего управления ГИБДД.
- Что делать, - посетовала Нагейкина. - В редкие выходные приходится улаживать вопросы с "гаишниками". Иначе останусь без колес.
Спору нет, перспективу пересесть на общественный транспорт из-за непройденного ТО заманчивой не назовешь. Да и на лыжах в Москве далеко не уедешь. Даже если ты лучшая в мире гонщица на о-о-очень длинные дистанции.
ДЛЯ ОБЩЕГО УСПЕХА ХВАТИЛО ТРЕХ ПОБЕД
- Что это за соревнование такое - Кубок мира по лыжным марафонам?
- Вообще-то гонки на длинные дистанции проводятся очень давно. Самая известная среди них - Vasaloppet в Швеции - отметила в этом году свое 76-летие. Но объединить эти соревнования в единый турнир Международная федерация лыжного спорта официально решила только в этом сезоне. Всего таких гонок должно было состояться восемь.
Одна из особенностей лыжных марафонов заключается в том, что старт и финиш - обязательно в разных городах. То есть бегать по замкнутому кольцу, как в гонках обычного Кубка мира, марафонцам не приходится. Самый длинный марафон - опять же шведский Vasaloppet - около 90 км. А самый короткий - швейцарский Engandin - примерно равняется обычному беговому марафону, то есть 42 километрам.
- Вы участвовали во всех гонках?
- Нет, только в четырех. В Австрии и Эстонии соревнования отменили из-за оттепели, а марафоны в Америке и Франции мне было удобнее пропустить.
- И четырех гонок хватило для общей победы?
- Хватило бы и трех. Еще перед последней гонкой в Швейцарии я знала, что победила в общем зачете. Ведь до этого выиграла три марафона - тот же Vasaloppet, итальянский Marcialonga и немецкий Konig Ludwiglauf. Причем в Италии, на искусственном снегу, уступила победителю-мужчине всего 6 минут и заняла в общем зачете 23-е место. Так хорошо в этой гонке до меня женщины не выступали.
- Общеизвестно, что в классическом беговом марафоне самое тяжелое начинается после тридцать пятого километра. Есть ли в лыжных забегах подобный порог?
- Не замечала. Может быть, потому, что в лыжах очень многое зависит от привходящих обстоятельств: погоды, состояния лыж, борьбы на дистанции...
- Тактической?
- Греко-римской (смеется). В Швеции, например, стартовало 14 тысяч участников, так что лыжню приходилось отвоевывать. Мужчины, правда, к нам нормально относятся и тех, кто идет в элитной группе, стараются не обижать. Кроме того, необходимо учитывать, что женщинам легче бежать коньковым ходом, чем классикой, - не так сильно задействован плечевой пояс. Хотя в Германии я победила как раз классическим стилем.
БЕЛАЯ ЛЫЖНЯ - КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА
- Интересно, лыжной мази на 90 километров хватает?
- Если правильно подобрать - вполне. У меня есть хороший друг - австриец Вальтер Майер. Он перед каждой гонкой присылает сервисмена, в чьи обязанности входит помочь мне выбрать нужные лыжи и намазать их. С собой я беру обычно восемь пар для классики и столько же для конька. А в день гонки, с утра, выбираешь одну-единственную. Кстати, у западных лыжников возможностей в этом плане побольше. Например, Штефан Кунц из Лихтенштейна постоянно возит с собой 30 пар лыж и двух сервисменов.
- У каждого марафона свое название, своя история. Наверное, эти соревнования безумно популярны у зрителей?
- Мало того, они приносят их организаторам приличный доход. Vasaloppet, например, настоящий праздник, который начинается с детских соревнований и продолжается целую неделю. За это время кошелек устроителей пополняется почти на 70 миллионов долларов. Только стартовый номер стоит 100 "зеленых", а ведь надо еще питаться, добираться на чем-то в другой город к месту старта и так далее. С удовольствием расстаются с деньгами и туристы. Естественно, за три четверти века там сложились свои традиции. В шведских городках по трассе гонки оборудованы пункты питания. Так вот, уже много лет зрителям и участникам предлагают подкрепиться традиционным и весьма оригинальным черничным киселем.
- И за сколько же вы пробежали 90 шведских километров?
- За 4 часа 52 минуты. А мужской рекорд гонки что-то около 3 часов 40 минут.
- Если не секрет, хорошо ли оплачиваются пять часов каторжного труда на лыжне?
- Раньше победители среди женщин подвергались самой настоящей дискриминации. Зрителям всегда интересно знать, кто абсолютно сильнейший, поэтому еще пару лет назад мужчине за первое место могли подарить приличный автомобиль, а женщине швейную машинку. Сейчас и те и другие официально получают восемь с половиной тысяч швейцарских франков. Плюс то, что сочтут нужным добавить организаторы гонки (в Италии, например, победитель-мужчина награждается новенькой машиной Lancia). Минус налоги. Плюс спонсорские, которые бывают далеко не всегда. За победу в общем зачете международная федерация вроде тоже что-то обещала, но затем, в лучших традициях, пошла на попятную.
- Как же выдерживает дистанцию многочисленный отряд "чайников"?
- А им-то что? Идут себе, воздухом дышат. В Италии одного до семи вечера ждали при том, что старт был дан в восемь утра. Довольный такой финишировал.
- Мне всегда было интересно, почему после финиша одни валятся на снег как подкошенные, а другие выглядят так, словно только что прогулялись по Булонскому лесу. Не хотят выкладываться?
- Бывает, что хочешь выложиться, но не можешь. Лыжи не так катят или чувствуешь себя не лучшим образом. Еще, наверное, вы обращали внимание на характерные издержки, которые свисают с подбородков лыжников в ходе гонки. Для женщин внешний вид исключительно важен, особенно когда снимает телевидение, но, честное слово, даже вытереть лицо бывает некогда.
- Вы не встречались на этапах Кубка с патриархом лыжного марафона Маурицио де Зольтом?
- В этом году нет. Но представляете, он до сих пор бегает! На каких-то своих, итальянских, лыжных праздниках и в коммерческих гонках.
СПАСИБО ЗИМЯТОВСКИМ КОЛЕНКАМ
- Светлана, а почему в конце концов марафон? Разве обычных гонок не хватает?
- Посоветовали тренеры. Заметили, что у меня длинные дистанции неплохо получаются. Конечно, уверенности в успехе не было, а 90 километров я вообще бежала первый раз в жизни. Оказалось, ничего страшного. Кроме того, победы на длинных дистанциях позволили мне кое-что подзаработать.
- А обычный беговой марафон смогли бы пробежать?
- Спросите лучше - добежать. Думаю, сделала бы это без проблем.
- Не жалеете, что выбрали своей профессией лыжные гонки?
- Наверное, поздно уже жалеть. Ведь на серьезном уровне я выступаю с 85-го года. В детстве, конечно, уверенности в том, что стану лыжницей, не было. До 10 лет в родном Тамбове и вовсе о лыжах только мечтала - купить их тогда возможности не было. А когда семья переехала в Подмосковье, попала в спортивный класс. С каким же наслаждением я тогда - нет, даже не бегала, а каталась по лесу! И еще один эпизод мне запомнился на всю жизнь. В 80-м году мы встречали в аэропорту героев Лейк-Плэсида. Меня - совсем еще девчонку - посадил на колени олимпийский чемпион Николай Зимятов, король олимпийской лыжни. Думаю, тогда я была на волосок от разрыва сердца. Ведь Зимятов для нас был не просто кумиром - богом! А теперь он - вот совпадение! - тренирует женскую сборную России.
- В спорте есть такой термин - "вечно вторая". Не считаете, что применительно к обычным, немарафонским, гонкам вы попадаете под это определение?
- Допускаю, что во многом это правда. Наград немало, но в большинстве решающих стартов мне до сих пор чего-то не хватало. Если бы знать, чего! Может, здоровья? Простуды, честно говоря, случались иногда совсем не вовремя.
- А может, везения? Не обидно было, когда в Нагано по результатам индивидуальных гонок вы уверенно попадали в эстафетную команду, но тренеры предпочли Вяльбе?
- Разве есть на свете люди, которых бы это не обидело? И в прошлом году на чемпионате мира в Рамзау я рассчитывала на эстафету, потому что показывала совсем неплохие результаты. Увы, в таких случаях не все зависит от тебя одной. Но и руки опускать не собираюсь. Возможно, мои победы еще впереди.
- Приходилось слышать о непростых взаимоотношениях в женской сборной России. Насколько это верно?
- Смотря с чем сравнивать. В ходе предсезонной подготовки, как правило, все нормально. Когда же начинаются гонки, у девчонок - они же не куклы, а живые люди - бывают срывы. Но не больше, чем в любом другом женском коллективе. Да и потом, что толку тратить нервы, если лыжи для всех нас - самая настоящая работа. Хочешь не хочешь, но выполнять-то ее надо.
- О ком из сборной вы могли бы сказать, что это - ваши подруги?
- Пожалуй, об Ире Складневой и Анфисе Резцовой.
- Кстати, что с Резцовой, куда она пропала?
- Ей пришлось пропустить год из-за болезни, но в следующем сезоне Анфиса, насколько мне известно, будет пытаться выйти на прежний уровень.
ЛЫЖНИКИ НЕ КУРЯТ. ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ОФИЦЕРЫ ФСБ
- Знаю, что у вас растет пятилетний сын Артем. Хотели бы, чтобы он выбрал карьеру лыжника?
- Почему нет? Главное, чтобы он сам захотел. Я потихоньку беру его с собой на выступления и в Псковскую область, где в городе Остров у сборной России неплохая база. А в основном Артем живет, конечно, в Подмосковье с бабушкой, за что ей огромное спасибо.
- Что включает в себя понятие "режим" для лыжницы?
- Самые общие требования: сон, нормальное питание. Алкоголь - совсем чуть-чуть и по ситуации. Курить нельзя категорически. Думаю, что курящих лыжников и в природе-то не существует - по крайней мере я таких не видела. В дни соревнований в принципе можно сходить на дискотеку. Тренеры в этом плане мне доверяют, но, поверьте, когда гонки в разгаре, не до танцев.
- Чем будете заниматься после завершения спортивной карьеры, уже решили?
- Тренером стану едва ли. Возможно, попытаюсь добиться чего-то по линии ведомства, которое я сейчас представляю, "Динамо".
- Но уж "гаишницей" наверняка не станете.
- Ни в коем случае. Думаю, для офицера ФСБ, а мне вот-вот должны присвоить старшего лейтенанта, работа найдется.
- Скажите как автомобилист автомобилисту: почему вы так прикипели к своему "сушеному кадиллаку"? Уже второй год на "Оке" ездите, хотя совсем недавно, в Яхроме, "пятерку" выиграли...
- А я эту "пятерку" сразу продала. Когда-то были и иномарки, и гараж. Но первого мужа, с которым я прожила пять лет занесло по жизни куда-то не туда. Тянула я его, спасала как могла, а однажды приехала после очередных соревнований - и вижу что дело дошло до распродажи, как говорится, совместно нажитого. Мы развелись. Теперь езжу на "Оке", потому что более серьезную машину у подъезда просто так не оставишь. Одиночество? Нет, я его не чувствую, ведь у меня есть друг...
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ