ШАХМАТЫ |
Гарри КАСПАРОВ
НАС С КРАМНИКОМ ЖДЕТ БОЛЬШАЯ БИТВА!
Чемпиона мира я разыскал по телефону в лондонском отеле "Савой" сразу после пресс-конференции, на которой было официально объявлено о матче за мировую шахматную корону между Гарри Каспаровым и Владимиром Крамником.
- Гарри, стал ли для вас неожиданностью отказ Виши Ананда играть матч на первенство мира?
- Честно говоря, да. В прошлом году мы с ним вроде бы обо всем договорились. Даже контракт подписали, просто не было денег. И поэтому я считал, что, как только они появятся, матч состоится автоматически. И вдруг я узнаю от организаторов, что они пытались встретиться с Анандом в Монако, но он не нашел для них времени, с ними разговаривала жена индийского гроссмейстера. Заключение соглашения стало затягиваться, пошли какие-то мелкие придирки по поводу неправильно поставленной даты на контракте, потом вдруг возникло требование заплатить аванс наличными, хотя финансовые гарантии организаторов матча сомнений не вызывали. Мне стало ясно, что Ананд колеблется, играть ему или не играть. Возможно, он потерял уверенность в себе. Сейчас Виши уже не безоговорочно второй в мире, как это было в начале 1999 года, и мне казалось, что матч ему нужен... Оказалось - нет. Ну что ж, это его дело.
- Вы с Анандом ведь после этого играли в Рейкьявике в быстрые шахматы и в блиц. Разговор о его отказе не заходил?
- Нет, он был невозмутим и делал вид, что ничего не произошло. Правда, как мне показалось, играл злее обычного.
- Но это ему не помогло.
- Я играл в Исландии не очень хорошо, хотя финал с Анандом получился по качеству весьма приличным. Я мог победить уже во второй быстрой партии, но получилась ничья. А в блице в первой партии я ему "срубил флаг". Самое смешное, что судья сначала зафиксировал ничью, так как в финальной позиции у меня не хватало пешки. То, что Ананд может проиграть по времени, никому в голову не приходило. Ну а во второй он "бросился", но это была агония.
- Что представляет собой консорциум, который взялся за организацию матча на первенство мира?
- Я знаю этих людей давно, они занимаются различными играми, которые требуют проявления умственных способностей. Поэтому они и назвали свою компанию "Брейн-геймз". Их деятельность связана с Интернетом и с образованием, как и деятельность нашей фирмы "Каспаров-чесс". Но сфера их интересов гораздо обширнее, ведь мы все же концентрируемся только на шахматах.
- "Брейн-геймз" согласилась финансировать следующие претендентский цикл и матч на первенство мира?
- Да, это обговорено в контракте. 25 лучших по рейтингу игроков в 2001 году примут участие в соревновании претендентов, призовой фонд которого - 500 тысяч долларов.
- Я прочитал в Интернете, что консорциум гарантировал проведение соревнований до 2004 года. Это так?
- Никто столь далеко загадывать не может. Ведь надо положить в банк конкретные деньги на конкретное время. Они и положены с расчетом на следующий претендентский цикл. Это только Илюмжинов мог обещать деньги на 20 лет вперед. В реальной жизни этого никто не делает. Но вообще-то контракт действительно 5-летний, и 2004 год указан в нем как конец цикла. И я, и Крамник на протяжении этих 5 лет должны в соответствии с договором оставаться в рамках этой структуры.
- Раз уж вы упомянули Илюмжинова... Консорциум как-то будет учитывать существование ФИДЕ?
- Нет. ФИДЕ никого не интересует.
- А чьими рейтингами будет пользоваться "Брейн-геймз" при составлении претендентского списка 2001 года?
- Рейтинг давно уже считается нашей фирмой на базе разработок Кена Томсона. Он гораздо точнее и охватывает все проходящие в мире профессиональные соревнования. Плюс шахматисты имеют возможность узнавать свой рейтинг не раз в полгода, как в ФИДЕ, а после каждого турнира. К тому же мы обсчитываем рейтинги бесплатно. Компьютеры есть у всех, Интернет доступен каждому: зашел, посмотрел свой рейтинг. Все просто, и никакой политики, никаких отчислений.
- Что думаете о вашем сопернике Владимире Крамнике?
- Впервые после матчей с Карповым у меня появился противник, который ни в чем мне не уступает. Это всех и привлекает. Ведь в отличие от анандовских "минус 11" со мной или шировских "0:9" у нас с Володей абсолютное равенство! Поэтому даже не слышно ворчания, которого я ожидал: дескать, без всякого отбора выбрал себе соперника. Наоборот, в глазах людей читается жадное ожидание: наконец появился тот, кто реально может выиграть у Каспарова! Это же мечта большинства в шахматном мире, в котором ко мне относятся специфически...
- Формат матча - 16 партий. Наверное, учитывая вашу колоссальную сопротивляемость, можно ожидать множества ничьих?
- Ананд в 95-м тоже обладал огромной сопротивляемостью. Первые наши с ним 8 партий закончились вничью, а потом в 6 партиях была лишь одна ничья - и матч закончился. В нашем сражении с Крамником я ожидаю гигантского напряжения, борьба будет захватывающей. Это будет настоящий матч на первенство мира, который двинет шахматы вперед.
- Лондон для вас - счастливый город.
- Да. Как я сказал на пресс-конференции, каждые 7 лет матч на первенство мира проходит в Лондоне: 1986, 1993, 2000...
- Как думаете, за кого будет болеть лондонская публика?
- Меня все же лучше здесь знают, Крамник никому в Лондоне не известен... Но если он будет хорошо играть, то у него появится достаточно болельщиков.
- Место, где будет проходить матч, такое же шикарное, как в 1993 году, когда вы с Шортом в Лондоне играли?
- Существует несколько вариантов. Возможно, будет выбран аналогичный нью-йоркскому и филадельфийскому, когда игрался матч с "Дип Блю": маленький зал для игроков и избранной публики и исполинское помещение для широкого зрителя, где будут демонстрироваться партии. Пока могу точно сказать только то, что организовано все будет на очень высоком уровне.
- Это ваш восьмой матч на первенство мира. Складывается впечатление, что, возможно, он будет самым... ну, непростым, скажем.
- Не забывайте, что у меня были 5 матчей с Карповым. 15 лет назад он играл не слабее сегодняшнего Крамника. После моих последних матчей с Шортом в 93-м и с Анандом в 95-м все как-то подзабыли, какой страшный соперник был у меня 15 лет назад. Но действительно впервые я играю с шахматистом, который на 12 лет моложе меня, обладает колоссальной энергией и огромным шахматным талантом.
- Вы изучили творчество всех своих предшественников на шахматном троне. С кем бы могли сравнить Крамника по стилю?
- Я бы не хотел пока сравнивать его с чемпионами мира...
- Понятно. В таком случае, какую историческую параллель вы могли бы провести между предстоящим матчем и предыдущими?
- По стилю Крамник напоминает мне Спасского и Смыслова. Владимир - универсальный шахматист, сформировавшийся на информационной базе, у которой не было аналогов в истории. Если я складывался как шахматист, когда играли Фишер, Спасский, Карпов, Корчной, то у Крамника этот процесс проходил, когда шахматы сделали гигантский шаг вперед после моих матчей с Карповым.
- Вас не удивляло, что Владимир на многие ответственные турниры ездил без тренеров?
- Думаю, на нашем матче его команда по численности будет превосходить мою.
- Слишком много людей желают смены чемпиона?
- Не только поэтому, хотя впервые у шахматного мира появилась надежда на то, что это может случиться. Многие пойдут работать с Крамником, потому что это интересно. Ведь Ананда сколько ни готовь, а результат все равно известен. С Крамником же у нас будет большая битва. И каждый, кто с ним решит поработать, очень многого наберется.
- Кстати, Владимир помогал вам в матче 1995 года против Ананда.
- Да, на пресс-конференции меня об этом тоже спрашивали: кому это, мол, больше пошло на пользу... Эффект, я думаю, был обоюдный: он многое узнал, я кое-что почерпнул. Словом, впервые будут играть соперники, которые очень хорошо знают друг друга, и мне себе трудно представить конфликтные ситуации в этом матче.
- Журналисты давно подметили, что у вас особо теплое отношение к Крамнику...
- Я же давал ему путевку в жизнь в 1992 году. Тогда я перекричал всех на заседании российской шахматной федерации и взял Крамника в олимпийскую сборную. Он блестяще выступил в Маниле, и это открыло перед ним дорогу в крупные турниры. Конечно, Володя все равно пробился бы туда, но и моя помощь была важной для него в тот момент.
- Отношения у вас дружеские, но корона-то одна, и матч на первенство мира - борьба не на жизнь, а на смерть...
- Нет, это всего лишь борьба за титул, и очень важно, что в ней не будет никаких безобразных моментов, которые случались у меня в некоторых прежних матчах. В конце концов это настоящий соперник! Да, отношения могут быть хорошими, но матч надо выигрывать. Не для того я его организовывал, чтобы передать полномочия Крамнику.
- В последних ваших с ним партиях он частенько удивлял вас интересными дебютными разработками.
- Он, конечно, удивит меня чем-то и в октябре в Лондоне, но, думаю, и сам чему-то удивится. Полагаю, в дебютном отношении матч окажется исключительно интересным. Он - первый, который будет играться в эру компьютерной подготовки. Все-таки в 95-м компьютеры применялись спорадически, а сейчас вся подготовка целиком опирается на них.
- Возьмете на матч в Лондон сынишку Вадима?
- Нет. Обстановка будет слишком напряженной, а он еще маленький.
Юрий ВАСИЛЬЕВ