ЗА 22 МЕСЯЦА ДО СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ |
XIX зимние Олимпийские игры состоятся в американском Солт-Лейк-Сити с 8 по 24 февраля 2002 года. Значит, до старта очередной Белой Олимпиады остается ровно 22 месяца. О том, как прошли два года после предыдущих зимних Игр в Нагано и о планах россиян на будущие старты наш сегодняшний рассказ
Виктор МАМАТОВ
КАЖДАЯ МЕДАЛЬ НА ИГРАХ-2002
БУДЕТ ДЛЯ НАС НЕЛИШНЕЙ
Завершившийся зимний сезон-99/2000 был пограничным: Олимпиада в Нагано проходила два года назад, следующая, в Солт-Лейк-Сити, состоится тоже через два года. То есть представители зимних видов спорта сейчас в середине олимпийского цикла. Самое время подвести некоторые итоги его первой половины и прикинуть перспективы на Белую Олимпиаду-2002. Корреспондент "СЭ" Лина ХОЛИНА встретилась с Виктором Маматовым, руководителем рабочей группы по координации подготовки к зимним Олимпийским играм "Солт-Лейк-Сити-2002".
- После Нагано произошли изменения в тренерском составе, в сборные было приглашено много новых спортсменов. Самая удачная, на мой взгляд, тренерская перестановка - у лыжников. Александр Грушин с его согласия возглавил мужскую команду. Конечно, в прошлом году ему было очень тяжело: просмотрено 35 молодых спортсменов, проведена хорошая селекция. Результаты минувшей зимы доказывают, что шаг этот полностью себя оправдал. Прошедшие подготовку под руководством Грушина гонщики стали бороться за призовые места и даже победы на этапах Кубка мира. Речь, в частности, о Михаиле Иванове и эстафетной команде, которая не раз реально претендовала на первое место. Конечно, пока у ребят мало опыта, и порой они проигрывают на самом финише. Вспомнить хотя бы концовку эстафеты в Фалуне, когда Владимир Вили сов уступил итальянцу Фабио Маю менее секунды.
- Вас не пугает столь быстрый прогресс наших лыжников?
- Напротив, очень радует.
Мы очень надеемся на Грушина и его подопечных. Тем более что у наших главных соперников дела обстоят иначе: явный спад у норвежцев, у итальянцев нет новых ярких гонщиков, у шведов остался один Элофссон, у испанцев - Мюлегг. То есть явного лидера не видно. Наши ребята попали в струю, и хорошо, что мы вовремя сделали ставку на Грушина.
- А что скажете о лыжницах?
- С ними ситуация посложнее - половина участниц команды приблизилась к категории ветеранов. Но думаю, наши маститые чемпионки еще в состоянии претендовать на награды любых соревнований, а те, что помоложе, - Юлия Чепалова, Ольга Данилова, Ольга Завьялова, Ирина Складнева способны приблизиться к ним по опыту и мастерству. Однако, откровенно говоря, с резервами у женщин у нас негусто: одна спортсменка заболела, вторая, не дай Бог, травмировалась - и команды нет.
Кстати, на недавнем олимпийском собрании было решено, что подготовка к Солт-Лейк-Сити будет вестись, как в свое время к Играм-88 в Калгари. Тогда молодежная и взрослая команды тренировались отдельно друг от друга. И на последнем отборочном старте резервистки Грушина проявили себя лучше основного состава, которым руководил Лопухов. На Олимпиаду поехали подопечные Грушина. И выиграли.
- Еще один наш коронный вид - фигурное катание.
- Наши фигуристы в последние два года выступают особенно успешно в одиночном и парном катании. А вот в танцах некоторый спад. Объяснение простое: выбыл из строя сильнейший дуэт Анжелика Крылова - Олег Овсянников из-за травмы партнерши, не позволившей им выйти на старт минувшей зимой. Надеюсь, что двукратная чемпионка мира Крылова подлечится, и в следующем сезоне мы увидим ее с Овсянниковым на льду. Во всяком случае, сама Анжелика тоже верит в это.
В парном катании наши выступают, может, и не блестяще, но, что очень важно, стабильно. Кстати, проблемы в фигурном катании мы, на мой взгляд, создаем себе сами - ведь зарубежных конкурентов готовят наши тренеры! Громкий успех на чемпионате мира-99, когда Россия выиграла все золото, тоже не облегчил нам жизнь. После этого в Солт-Лейк-Сити, где мы вправе были бы рассчитывать на три, а то и четыре высшие награды, у нас могут возникнуть проблемы. Судейские. И президент Международного союза конькобежцев, и арбитры начали более пристрастно относиться к нашим спортсменам.
- Довольно благополучное положение у нас в биатлоне. Вы, сам олимпийский чемпион в этом виде, были бы довольны, если бы наши стреляющие лыжники выступили в Солт-Лейк-Сити также, как на недавнем чемпионате мира, на котором они завоевали золото в мужской и женской эстафетах и четыре индивидуальные серебряные медали?
- Конечно. Ведь если бы в Нагано наши биатлонисты выиграли столько наград, то в общекомандном зачете Россия уступила бы только немцам, на которых просто с неба свалилось три незапланированных золота.
Приятно, что в последнее время у нас появилась целая плеяда талантливых молодых биатлонисток. Прежде всего Ольга Пылева. Она совсем недавно начала заниматься этим видом - и уже такие успехи: призовые места на этапах Кубка мира, золотая медаль мирового первенства в эстафете.
- Если биатлонисты в минувшем сезоне порадовали, то конькобежцы, наоборот, расстроили, выступив намного скромнее, чем даже предыдущей зимой...
- И винить их в этом нельзя. Ведь у нас в стране до сих пор нет ни одного крытого катка. Так что большинству наших скороходов приходится тяжело. Хорошо хоть лидеры - Вадим Саютин, Светлана Бажанова и Светлана Журова - заключили контракты с зарубежными клубами и тренируются в Голландии. Журова, у которой срок договора уже истек, хочет продлить его еще на год. Надеюсь, ей это удастся. Польза от такой подготовки налицо. Например, в этом году на чемпионате мира на отдельных дистанциях она даже с большим сбоем заняла второе место на 500-метровке.
- Мы пропустили очень богатый на разыгрываемые медали (16 комплектов) вид - горнолыжный, куда теперь входит еще и сноуборд.
- Минувшей зимой один раз отличилась Олеся Алиева, финишировавшая на этапе Кубка мира третьей, а лидер сборной опытнейшая Варвара Зеленская очень сильно провела концовку сезона, почти постоянно финишируя в первой десятке, что позволило ей вернуть себе место в числе 15 лучших в мировом рейтинге. Она выступала после травмы и, говорят, только набирает форму. Но с таким ограниченным составом разве можно чего-то добиться? Одна травма, а горные лыжи на них горазды, и сборной нет. Между прочим, тренеры считают, что надо строить слаломную трассу под Москвой. Наши звезды прошлых лет - Жиров, Макеев - тренировались именно в Подмосковье.
- Что касается фристайла, то здесь наш козырь - балет, в котором россиянки чудо как хороши. Однако, увы, это не олимпийская дисциплина...
- Наталья Орехова на старте сезона выиграла один этап в акробатике, а потом смотрю - ее даже в числе финалистов нет. Поскольку в этом виде судейство субъективное, пробиться в элиту очень трудно.
Испугались нас, наверное. Да, России отдали на откуп балет, где доминируют Елена Баталова и Наталья Разумовская, а вот в акробатике и могуле нас затирают.
- Разочаровали двоеборцы. Они очень удачно выступали в Нагано и в послеолимпийском сезоне, а сейчас просто провалились.
- Два года они действительно выступали очень стабильно. На Олимпиаде-98 Валерий Столяров стал третьим, на чемпионате мира в Рамзау Дмитрий Синицын завоевал серебро, а в эстафете у нас была бронза, но затем ребята резко снизили результаты в прыжках. А ведь именно за счет хороших выступлений на трамплине они занимали места в десятке, так как в лыжной гонке мало кто из них мог отличиться. А вот другие команды очень сильно прибавили именно в прыжках.
- Почему, как вы считаете?
- Потому что тренируются вместе с чистыми прыгунами. Прыжки с трамплина в Европе в последние годы очень поднялись. Раньше безоговорочными лидерами были японцы, а сейчас посмотрите, как их задвинули.
Весной мы тщательно проанализируем тренировочные программы двоеборцев и, если нужно, что-то скорректируем. Ведь Игры в Нагано показали, что и этот вид может приносить нам медали и помогать в борьбе в общем зачете. Золотых-то наград России может не хватить, так как коронных дисциплин у нас 4-5. В такой ситуации каждая медалька очень дорога.
- А у нас в стране есть мало-мальски приличный трамплин?
- В том-то и дело, что нет.
- Строят?
- В Уфе. Говорят, практически современного профиля. Но когда он будет построен, неизвестно.
- Я уже не говорю о санно-бобслейной трассе...
- Пока мы можем готовиться только в латвийской Сигулде, где когда-то сами и строили трассу, я лично туда не раз ездил для решения различных вопросов. Теперь на ней проводятся этапы Кубка мира. А когда наши спортсмены приезжают тренироваться в Латвию, то должны платить за каждый спуск. На первый взгляд, цена невелика - 10-12 долларов, но каждому надо спуститься не один раз. А всей команде?.. Да, большая проблема. В санях вообще дела обстоят похуже, поскольку несколько запустили материальную часть. В последнее время обращали мало внимания на совершенствование саней и полозьев, а за границей, наоборот, работали в этом направлении.
- Что, в бобслее положение лучше?
- У федерации новый президент, он активно приступил к делу, команде купили новые болиды, и ребята переместились с 25-х мест на 9-10-е. Для одного года это очень большой прогресс. Будем надеяться, что в оставшееся до Олимпиады время наши бобслеисты закрепятся на этих позициях, а может, и еще повыше поднимутся. Мы всегда славились одним из лучших в мире разгонов, но с годами растеряли это преимущество. Смотришь на соревнованиях - наши на самом старте уже с 23-25-м временем. Теперь же, бывает, и третье показывают. С такой позиции легче претендовать на приличный результат.
- Когда-то в Москве в Институте механики была маленькая бобслейная трасса, на которой можно было отрабатывать разгон.
- Так получилось, что ее забросили и мы сами, и институт, теперь там уже и восстанавливать нечего. Да, с распадом Союза мы столько объектов потеряли... Разброд и шатания продолжались всего пару лет, но очень дорого нам стоили. Если спортивное сооружение не использовать некоторое время, оно начинает разваливаться на глазах. Хорошо, что сейчас на местах находятся люди, которые пытаются вновь что-то строить. Возьмите хотя бы Ханты-Мансийск, где появился прекрасный биатлонный стадион. Кстати, крытую конькобежную дорожку, возможно, возведут тоже там или в Сургуте.
- А вроде бы говорили о строительстве катка в Москве?
- Мэр столицы пока свои обещания не выполняет. В Нагано он сказал, что дал соответствующее поручение, однако никаких принципиальных изменений к лучшему не видно. Сейчас у московского правительства новая идея - построить лыжный тоннель, как в Вуокати. Тоннель, безусловно, вещь прекрасная, но, на мой взгляд, крытая конькобежная дорожка для нас сегодня важнее.