Газета Спорт-Экспресс № 80 (2276) от 10 апреля 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 апреля 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 3-й тур

ПРОХОД ВСЮДУ

ЛОШАДИ И В ЛОНДОНЕ ДЫШАТ

Четыре года назад у приятеля поселился иностранец - испанец, проживающий в Лондоне. Будущий переводчик, он приехал учиться русскому по линии Московского университета. Для лучшего погружения в язык предпочел жить в семье. Как-то раз нас познакомили.

- Меня зовут Луис, я родился в городе Виго, - по-школьному отрапортовал он.

- Виго? Мостовой? - спросил я.

- Кар-пин! Кар-пин! Бамос "Сельта", форца "Сельта", хей-хей! - затянул обрадованный испанец.

- Водку будешь?

- Конечно, буду!

Так мы крепко сдружились. Иногда перезваниваемся, переписываемся, а порой и сам Луис наведывается в полюбившуюся ему Россию. И всегда просит показать ему наш футбол. Вот и в прошлые выходные, не насытившись английскими и испанскими баталиями, галисиец выказал желание посетить русский стадион. И я повел его на "Спартак" и "Локомотив".

Странно, но по дороге от метро "Спортивная" до дверей лужниковского пресс-центра лондонца испанского происхождения почти ничего не удивило. Разве что спросил, почему это в не самой богатой стране болельщики отмечают свое появление на эскалаторе бросанием монет. В бережливой Англии такого не бывает. В Виго же метро и вовсе нет - фанаты ездят на автобусах.

В остальном же шествие российских любителей футбола на стадион вполне сравнимо с европейскими образцами. Такое же море служителей правопорядка. Причем особенно раздражающей наш народ конной полиции в Англии, скажем, намного больше, чем на подступах к нашим аренам. И лошади, по признанию Луиса, также все время норовят дыхнуть тебе в лицо.

- Я никогда не видел такого отличного стадиона! - воскликнул испанец, оказавшись на трибунах Лужников, выхватил из футляра фотоаппарат и начал восхищенно щелкать затвором.

После его слов меня, ясно, переполнило чувство футбольной гордости за державу. Однако ненадолго.

- Зачем здесь музыка? - изумился Луис, услышав ставшие уже знаменитыми лужниковские мелодии. - Это же не рок-концерт! Музыка очень мешает и мне, и, думаю, футболистам. Ни в Англии, ни в Испании я такого сопровождения игры не слышал.

Луис Фернандес привык слышать совсем другое сопровождение - нескончаемый болельщицкий гул.

- В Англии, даже сидя рядом, с трудом слышишь друг друга, - рассказал он. - А у вас 65 тысяч болельщиков и - мы спокойно разговариваем.

Может, это было связано с тем, что у мошной спартаковской группировки, занявшей полстадиона, не было конкурентов. Точнее, были, но их никто не слышал и не видел. У "Локо" по сей день с фанатами проблема. И Луиса это изрядно шокировало. Ну не мог он взять в толк, почему вторую команду России почти никто не поддерживает!

Некоторые игроки радовали искушенный глаз Луиса нестандартными повадками. И он был очень рад узнать, что не первый раз слышит их имена.

- Титов - самый популярный на Западе футболист, играющий в вашем чемпионате. Его знают и в Испании, и в Англии благодаря игре в Лиге чемпионов и за сборную. Тихонова тоже знают прекрасно. Говорят, что у него бразильская техника и он очень вынослив. Вообще в моем родном Виго считают, что лучшие легионеры - из России. Они дешевые и могут бегать весь матч, совсем не уставая. Почти как вот этот - под номером семь из "Локомотива".

Алексей Смертин оказался для моего друга открытием. Луис пообещал, что на очередной встрече болельщиков с руководством "Сельты" он обязательно порекомендует ее президенту лучшего игрока России 1999 года.

События последних 15 минут явно возбудили испанца. Удаление Семина и трех игроков, драматичный пенальти в добавленное время... А когда Олег Романцев скоропостижно покинул пресс-конференцию, обидевшись на то, что у прессы нет вопросов о футболе, гость с Туманного Альбиона произнес:

- У нас тренеры тоже часто с пресс-конференций таким образом уходят.

Стадион мы покидали спустя час после окончания игры. А болельщики все шли толпами. Луис подивился: пресловутых объявлений о том, кто с какого яруса и когда выходит, он никогда прежде не слыхал. И представить не мог, как это можно человека помимо его воли на трибунах удерживать. Права человека...

На этом наш футбольный вечер не закончился. Мы пошли в клуб-бар "Офсайд", чтобы посмотреть встречу "Депортиво" с мадридским "Атлетико". С первых минут матча помещение утонуло в громких криках испанского друга.

- Смотри, Саша! Вот он - настоящий футбол, - с придыханием сообщил лондонский переводчик Луис Фернандес.

Я не стал возражать. Настоящий - он у каждого свой.

Александр ЗИЛЬБЕРТ