ФУТБОЛ |
EURO-2000 |
ФУТБОЛ В КАТОЛИЧЕСКУЮ ТРОИЦУ
СЛУЖИЛ ГАРНИРОМ ДЛЯ ОТДЫХАЮЩИХ
Александр ПРОСВЕТОВ
из Брюсселя
Понедельник - день тяжелый, но бывают и исключения. На старте этой недели в Бельгии - в связи с католической Троицей - выдался выходной, а потому Брюссель опустел. Почти повсюду наблюдался штиль, и только в кварталах вокруг вечно людной Гран Пляс (Большой площади) работали рестораны, бары и сувенирные магазинчики, сновали туристы.
СКОРБЬ ТУРОК КАК АТРИБУТ КОМПАКТНОГО ЧЕМПИОНАТА
Если бы не различные декорации с эмблемой Euro-2000 и лозунги вроде "Брюссель - место, где встречаются Европа и спорт", то можно было бы подумать: никакого футбольного чемпионата нет. Вездесущие японцы с видеокамерами явно превосходили активностью вялых фанатов из Дании и Швеции. А чему собственно им, северянам, радоваться? Встретилась мне, правда, веселая группка в желтых футболках, да и та оказалась... из Бразилии, о чем свидетельствовал флаг, которым она была вооружена. И никаких следов "немецкого легиона", хотя через несколько часов предстоял матч с участием сборной Германии.
Особенность нынешнего чемпионата - в географической компактности. Любителям футбола из ряда стран нет нужды задерживаться в Бельгии или Голландии. Например, до Льежа, где стартовали чемпионы Европы-96, многим немцам добираться лишь час-другой на автомобиле, а Брюссель им просто был не по пути.
Впрочем, интерес к чемпионату ощутим и по косвенным признакам. Так, в центре, где в отличие от окраин были открыты некоторые газетные киоски, к полудню раскупили и французскую, и итальянскую спортивную прессу. Оставались, впрочем, на полках грустные-прегрустные турецкие издания. Одного взгляда на фотоснимки хватало, чтобы понять скорбь турок по поводу пенальти в матче с Италией.
ПОДАРОК УЕФА МАЛЕНЬКОМУ НАХАЛУ Manneken-Pis
Но есть в городе место, где подтверждение проведения чемпионата бросается в глаза. Дойдя до знаменитого фонтана Manneken-Pis (Писающий мальчик), я нашел искомый персонаж одетым в белую майку с надписью Euro-2000 и эмблемой турнира. Объявление гласило, что это - дар УЕФА.
По традиции, гости Брюсселя привозят бронзовому карапузу, служащему одним из символов бельгийской столицы, костюмы. У мальчика их скопилось уже не меньше семи сотен. В его гардеробе, который хранится в Музее истории города, есть и футболка "Барселоны", и русский национальный наряд: фуражка с цветочком и рубаха с вышивкой. Понятно, что художественной ценности костюмы в отличие от прочих экспонатов не представляют, но именно они в первую очередь привлекают в музей посетителей. В кого только не облачался малыш: в Вольфганга Амадея Моцарта и в Элвиса Пресли, в мушкетера и в тореадора, в архангела Михаила и в Деда Мороза, в африканского вождя и даже в активиста борьбы со СПИДом, увешанного соответствующими резиновыми изделиями.
Кстати, на брюссельской улице "красных фонарей", тянущейся вдоль Центрального вокзала, тоже не оставили без внимания футбольный форум. В витринах, где показывают себя дамочки, налеплены плакаты с изображением земного шара, сложенного из флагов стран - участниц чемпионата. Подпись многозначительна: "Я участвую в Euro-2000. Давайте соблюдать Fair Play". Другими словами, будьте джентльменами, господа клиенты.
МЕСТНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ СИМПАТИЗИРОВАЛИ РУМЫНИИ
Расклеенные по городу афиши обещали футбол на "гигантском экране" в некоем Американском театре, расположенном якобы в трехстах метрах от Атомиума. Вход бесплатный. Стало любопытно: что же это за показ для широких масс, устроенный по инициативе городских властей при поддержке радиостанций и известных торговых компаний?
Но для начала поясню, что такое Атомиум (по латыни - "атом"). Не беспокойтесь - в научные химические дебри залезать не будем. Атомиум - всего лишь замысловатое архитектурное сооружение высотой 102 метра, которое по форме представляет собой увеличенную в 165 миллиардов раз молекулу железа. В его девяти шарах - "ядре" и восьми "электронах", связанных лифтом и эскалаторами, располагаются постоянные экспозиции, ресторан. Атомиум был построен к Всемирной выставке 1958 года в районе Эйзель по соседству с печальной славы стадионом, который теперь, после реконструкции, носит имя покойного короля Бодуэна. В связи с Euro-2000 компания Adidas хотела использовать шары сооружения в рекламных целях, но управляющий зданием решительно воспротивился глумлению над городской достопримечательностью.
Где находится Американский театр, не знали в окрестностях Атомиума ни работники розничной торговли, ни охранники. Упоминание о гигантском экране поиски упростило.
Посреди парка, выдержанного в английском стиле, высилась обыкновенная - будто в отечественном ПКиО - театральная площадка. В глубине же сцены натянули полотно, которое на заявленные "гигантские" масштабы явно не тянуло. Никаких рядов скамеек. Зрители - а всего их собралось человек двести - располагались на травке. Разлегся на газоне с маргаритками и я, благо погода была теплой, хотя и ветреной.
Вообще-то многие пришли не столько посмотреть телетрансляцию матча Германия - Румыния, сколько провести выходной день в парке. На обширной территории загорали, играли в тот же футбол, устраивали пикники.
Примерно четыре пятых отдыхающих - и соответственно зрителей - почему-то составляли турки и арабы, о чем нетрудно было догадаться как по внешности, так и по спортивной одежде. Одни молодые люди щеголяли в футболках "Галатасарая" (попалась на глаза выведенная на спине фамилия Хаджи), другие - сборной Марокко (в Бельгии проживает 250 тысяч выходцев из этой страны, в том числе 150 тысяч - в Брюссельском районе). На многих женщинах, расположившихся со снедью и термосами в некотором отдалении, были туго обтягивающие голову платки и длинные однотонные халаты.
Остается выдвигать гипотезы, почему большинство отдало симпатии румынам. Сочувствовали теоретически более слабой стороне? Недолюбливают Германию? Солидарны с двумя Георге - Попеску и Хаджи, которые выиграли Кубок УЕФА в составе "Галатасарая"? Так или иначе, румынский гол был встречен одобрительными возгласами. "Рано радоваться - у немцев ноги, как у быков", - авторитетно изрек домочадцам усатый отец семейства. Ответный мяч - даже при том, что забил его почти "свой", германский гражданин турецкого происхождения Мехмет Шолль, мало кого порадовал.
Когда же судья не назначил пенальти после падения Адриана Илие в германской штрафной, сидевший поблизости парень стал возмущаться: "Вот так и нас вчера засудили..." У других соседей вызвал смех выход на поле румына по фамилии Муту. Оказалось, что у одного из членов их компании так же зовут родственника. "Ты почему не сказал, что он играет в Румынии?" - подтрунивали приятели. В целом результат встречи публику волновал постольку-поскольку. Чужой футбол служил лишь гарниром для отдыха на свежем воздухе.
АНГЛИЙСКИЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ СТУЧАЛИ КРУЖКАМИ
Когда я примчался от Атомиума в гостиницу, обстановка в холле, где тоже установили "гигантский" экран, была приподнятой - англичане уже забили португальцам гол. Между тем за игрой наблюдали с десяток гостей из Туманного Альбиона.
Перед этим я случайно услышал разговор с ними официанта.
- Вы на футбол приехали?
- Так точно.
- Болельщики?
- Нет, игроки, - заржал пожилой упитанный мужик.
Хозяйка же гостиницы гордо сообщила: ее заведение избрали для проживания полицейских и лиц, отвечающих за безопасность сборных - участниц турнира. "Так что охрана нам гарантирована", - пошутила она.
Активно поглощавшие пиво британские подданные не могли поначалу нарадоваться тому, как славно развиваются события. Потом наиболее рьяные принялись чертыхаться и стучать кружками по столу. Португальских полицейских, на счастье, рядом не оказалось.