ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион |
НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР АБСУРДА |
Накал страстей, кипящих в Нижнем Новгороде вокруг "Локомотива", достиг апогея. Как известно, распространились слухи, что Валерий Овчинников подал в отставку с поста главного тренера. Вчера сам Овчинников эти слухи опроверг, но сути дела это не меняет: "Локомотив" уныло стоит на месте, а широко разрекламированное акционирование клуба уперлось в юридическую стену.
Областные и городские руководители вроде бы готовы помогать команде, но требуют прозрачного бюджета и наведения порядка в учредительских документах. Главный тренер и президент "Локомотива" Валерий Овчинников на каждой послематчевой пресс-конференции жалуется на бедственное финансовое положение. Игроки и работники клуба говорят, что по три-четыре месяца не получают зарплату, а Горьковская железная дорога пытается доказать: деньги она перечисляет, причем немалые, и регулярно. Заложниками подобной ситуации стали сам футбол и болельщики: на последний домашний матч "Локомотива" пришло всего чуть больше четырех тысяч человек.
Такое уже было. В конце сезона-98, когда под холодным октябрьским дождем "Локомотив", казалось бы, окончательно проиграл борьбу за вторую путевку в высший дивизион саратовскому "Соколу"...
Впрочем, у этих историй есть одно, но принципиальное отличие - два года назад не было такой беспросветности. Конец безоблачному существованию "Локомотива" наступил в конце прошлого сезона, когда в отставку с поста начальника Горьковской железной дороги был отправлен создатель команды, ее многолетний почетный президент Омари Шарадзе. Сменивший его Хасян Зябиров на первой пресс-конференции в новой должности заикнулся было о футбольной преемственности ("А "Локомотиву" мы пропасть не дадим!"), но его осадил министр путей сообщения Николай Аксененко: "Сначала надо навести порядок, а потом заниматься развлечениями".
И хотя впоследствии высшее железнодорожное руководство вроде бы пересмотрело отношение к периферийным командам, нынешняя ситуация с питерскими одноклубниками скорее подтверждает мысль о ненужности для МПС других "Локомотивов", кроме московского. Да и сам Зябиров, только приняв должность, посетовал на то, что дорога, отягощенная грузом проблем, не сможет содержать футбольный клуб высшего дивизиона в одиночку.
Чтобы хоть как-то выжить, Овчинникову пришлось продавать лучших игроков. Помог сохранить свое детище и отставник Шарадзе, сумевший объединить вокруг футбола не слишком лояльных по отношению друг к другу руководителей. И хотя сам бывший начальник ГЖД не склонен преувеличивать свою роль, тем не менее губернатор Иван Скляров и мэр Юрий Лебедев на встрече с болельщиками сидели на сцене плечом к плечу (обычно они стараются не присутствовать на одних и тех же мероприятиях). Вот на той встрече-то и было объявлено о грядущем акционировании клуба. Предполагалось, что область, город и дорога выступят равноправными партнерами, а часть акций поступит в свободное обращение.
Однако вся затея застряла на стадии юридической подготовки: статья 13 закона РФ запрещает органам государственного управления участвовать в акционировании, а потому областная власть остается не у дел. Между тем губернатор неоднократно заявлял, что "Локомотив" введен отдельной строкой в областной бюджет. Городской глава Юрий Лебедев выразился еще более категорично: "Я готов в течение двух недель провести футбольную команду отдельной строкой в бюджете. Но как избранный чиновник несу ответственность перед избирателями за расходование их денег, поэтому вправе знать, на что они выделяются и как расходуются".
Возможно, все это - лишь отговорки. По мнению Овчинникова, "Локомотив" оказался брошенным на произвол судьбы. Команду стали покидать игроки: уехал в Москву голкипер-ветеран Валерий Шанталосов, из-за невыплаты арендных сумм отозван "Жальгирисом" и тут же продан в "Зенит" литовский легионер Нериюс Василяускас, вернулся в прежний клуб полузащитник Вадим Петренко. "Мы уже не в яме, - сказал Овчинников, - мы гораздо ниже".
Все это время руководство железной дороги хранило молчание. В редких интервью Зябиров давал понять - он прекрасно разбирается в делах команды и знает обо всех ее проблемах. Но при этом возник слух: мол, не имея прямого воздействия на руководство клуба, железная дорога избавляется от неугодного главного тренера путем финансового удушения "Локомотива".
Большой футбол в Нижний Новгород пришел вместе с Шарадзе и Овчинниковым. Первого лишили возможности активно помогать команде. Не исключено, что в ближайшее время уйдет и второй. Без работы колоритный тренер долго не останется - спрос на него есть. Вместе с Овчинниковым из Нижнего уйдет больший футбол. Возможно, навсегда.
Максим ЛЕБЕДЕВ
Нижний Новгород