Газета Спорт-Экспресс № 141 (2337) от 26 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 июня 2000 | Шахматы

ШАХМАТЫ

КАСПАРОВ

ЧЕМПИОН МИРА В ПАРТИИ С ЛЕКО УПУСТИЛ ПОБЕДУ,
А ПОТОМ - НИЧЬЮ

Ефим ШАИНСКИЙ

из Бад-Зодена

ПРОГУЛКИ С МЕНДЕЛЬСОНОМ

Большой зал бад-зоденского "Паркотеля", где великолепная шестерка шахматных гигантов ведет спор за звание сильнейшего в быстрой игре, носит имя Мендельсона-Бартольди - выдающегося немецкого композитора, "Свадебный марш" которого известен каждому, кто хотя бы раз принимал участие в церемонии бракосочетания. В 1844 - 1846 годах Мендельсон с женой Цецилией и детьми жил в Бад-Зодене, где не только сочинял музыку, но и вдохновенно рисовал, а также частенько вместе с семьей прогуливался по живописным окрестностям этого курортного городка под Франкфуртом.

Кое-кому из шахматных гигантов, похоже, тоже доставляют удовольствие прогулки по Бад-Зодену. Алексей Широв, например, который первым приезжает на соревнования к "Паркотелю", тут же начинает мерить шагами зеленые тропинки, берущие начало от тыльной стороны гостиницы. Владимир Крамник, думая о чем-то своем, прохаживается перед боем по площади у парадного входа, заставленной, словно на автосалоне, неприлично роскошными "мерседесами", BMW и "порше". Там же появляются перед толпой любителей автографов Александр Морозевич и Виши Ананд с очаровательной и миниатюрной, как индийская статуэтка, женой Аруной. А Петер Леко с невестой Софией Петросян, кажется, вовсе и не думают о предстоящих сражениях: влюбленные, взявшись за руки и обмениваясь томными взглядами, пытаются скрыться от любопытных глаз и прогуливаются обычно по прилегающим к "Паркотелю" улочкам. Впрочем, сбежать от многочисленных любителей шахмат им все равно не удается. Петера узнают, просят автограф, фотографируются с ним на память. А вот Гарри Каспаров по Бад-Зодену не гуляет: автомобиль подвозит его к одному из скромных торцевых входов, в котором он мгновенно исчезает. Да и в игровой зал чемпион мира входит не вместе со всеми из холла, а из незаметной узкой двери неподалеку от сцены. Впрочем, возможно, прогулки Каспарову сейчас и ни к чему, ведь накануне турнира он простудился, и в первый день соревнований температура у него подскочила до 38. Да и в следующие дни Гарри покашливал и выглядел не слишком бодро.

КРАМНИК БЫЛ ПОДЧЕРКНУТО БЕЗРАЗЛИЧЕН

Вяловат был и Крамник, заключивший в пятницу мирные договоры с Морозевичем, Каспаровым и Анандом.

- В зале очень душно, уже в начале партии начинает болеть голова, - сказал мне Владимир. - Морозевича я, в общем, стратегически переиграл, пошел на форсированный выигрыш, но потом "зевнул", остался без пешки и оказался уже в худшей позиции. Но в цейтноте все-таки удалось сделать ничью. В партии с Каспаровым я пытался оказывать давление, но ему удалось с помощью единственно верных ходов отбиться. Ананд же боролся со мной не очень упорно.

- Вы собой, наверное, недовольны?

- Хотелось бы, конечно, победить. Но, повторяю, мне трудно играть в этой духоте. Такое впечатление, что кондиционеры в зале вообще не работают. Впрочем, по большому счету у меня нет на этом турнире особых амбиций. Просто спокойно играю, держа в уме предстоящий матч с Каспаровым.

В субботу вечером после проигрыша Петеру Леко и ничьей с Алексеем Шировым Крамник снова пытался выглядеть подчеркнуто безразличным. Увидев меня, он сразу же перевел разговор на футбольную тему: "Знаю, что португальцы выигрывали у турок со счетом 1:0. Чем дело кончилось?"

А вот Каспарову даже простуда не помешала сорвать в пятницу аплодисменты: в красивой динамичной игре при дефиците времени он все-таки дожал Широва, а с Морозевичем поделил очко. "Позиция против Алексея была опасной, - говорил Гарри. - Я должен был выбирать из многих хороших ходов, а это ужасно сложно, в таких ситуациях нередко спотыкаются. Вместо того чтобы сыграть королем на h8, Широв пошел им на g7, упустив тем самым ничью... Когда я посмотрел на часы в партии с Морозевичем, то увидел, что у меня осталось на 8 минут меньше, чем у Александра. Так что ничья закономерна".

Во второй турнирный день блистал Ананд, который вообще играет тут внешне легко и непринужденно. Взяв в трех партиях 2,5 очка, "тигр из Мадраса" вышел в лидеры. Уже после дебюта в партии с Леко у Виши был колоссальный перевес, однако затем он просмотрел ход на d5. "Пойди потом Петер ладьей на а2, а не на g8, он мог бы даже выиграть", - признавался Ананд. Однако в цейтноте Леко не смог найти лучшее продолжение и проиграл. Широва индийский гроссмейстер одолел в позиционной борьбе. "Виши получил по дебюту нормальную позицию, - говорил тренер Ананда Элизбар Убилава. - Широв предпринял активные действия тогда, когда ему, видимо, лучше было бы подумать об укреплении позиции. Алексей не слишком осторожно пошел в наступление пешками на королевском фланге, чем усугубил свое положение. В итоге черные развили сильное позиционное давление, перешли в наступление и выиграли в эндшпиле".

ИГРАЯ С ВЛЮБЛЕННЫМ ПЕТЕРОМ,
ГАРРИ ПОСМАТРИВАЛ НА СОСЕДНИЙ СТОЛИК

Гвоздем программы субботы была, разумеется, встреча Ананда с отстававшим от него всего на пол-очка Каспаровым. Германский гроссмейстер Эрик Лоброн, комментировавший партию, все время вздыхал и называл позицию "горячей". А вот другой "немец" - Артур Юсупов, возглавляющий сегодня рейтинг германских шахматистов, в своей оценке поединка лидеров был не слишком эмоционален.

- Возможно, я ошибаюсь, но у меня есть серьезное подозрение, что показанное Анандом и Каспаровым было плодом домашней подготовки - уж очень красиво все у них получилось, - сказал Юсупов. - Не исключено, что Каспаров вообще предложил в этой партии сильнейший путь для черных.

- А каково ваше впечатление о турнире в целом?

- Почти все партии очень интересны. Конечно, на таком уровне чрезвычайно много значат дебютная подготовка и запас идей, с которыми приехали на турнир шахматисты. Правда, важно и то, насколько они желают показать все, что наработали. Мне кажется, что, например, Крамник не хочет особенно раскрываться, несколько сдерживает себя перед матчем с Каспаровым.

- Вы сегодня сильнейший шахматист Германии. А в этой стране своих лучших спортсменов просто боготворят. Чувствуете себя любимчиком?

- Отнюдь. Шахматы здесь не так популярны, как другие виды спорта. Впрочем, сейчас я больше занимаюсь уже тренерской работой - у меня несколько своих школ.

После содержательной ничьей лидеров Ананд белыми сражался с Морозевичем, а Каспаров тем же цветом - с Леко. Любопытно, что впервые на турнире перед началом 8-го тура подавляющее большинство фотографов ослепляло вспышками блицев не чемпиона мира, а гроссмейстера из Индии. И Виши не подкачал. Уже в начале его партии с Морозевичем стало ясно, что Ананд получит очередную "единичку". Лучше других понимал это Каспаров, который постоянно поворачивался и бросал взгляд на позицию за соседним столиком. Лишь после того, как Морозевич выбросил белый флаг, Гарри уселся поудобнее. А через некоторое время лучший шахматист планеты угодил в жесточайший цейтнот, из которого выбраться так и не смог.

- У Каспарова была очень хорошая позиция, возможно, стратегически даже выигрышная, - сказал мне после окончания тура Юсупов. - Но Гарри потратил очень много времени в поисках какого-то конкретного пути к победе и неожиданно в конце просмотрел ресурс за черных 33...f5-f4. После этого ему надо было перестроиться и обеспечивать себе ничью, однако в цейтноте он продолжал играть на выигрыш. В итоге Гарри попал в критическую ситуацию и сдался. Конечно, все это издержки быстрой игры, но в шахматах часто так бывает: имеешь огромное преимущество, но, вовремя не заметив, что оно исчезает, не успеваешь перестроиться.

А Леко, впервые в жизни победив в тот день и Крамника, и Каспарова, купался в лучах славы. Особенно усилились овации в зале имени Мендельсона, когда на сцене рядом с ним появилась София, которая сияла, словно уже слушала "Свадебный марш". Кстати, на днях Петера вполне серьезно спросили, не собирается ли он после свадьбы взять фамилию Петросян и стать однофамильцем одного из чемпионов мира. Венгерский гроссмейстер ответил так: "У меня другие планы - сына назовем Тиграном, а у нового чемпиона мира будет фамилия Леко".

"Турнир гигантов". После 7 туров: Вишванатан Ананд (Индия) - 5,5 очка; Гарри Каспаров - 4; Владимир Крамник (оба - Россия), Петер Леко (Венгрия) и Алексей Широв (Испания) - по 3; Александр Морозевич (Россия) - 2,5.

3-й тур. Каспаров - Широв - 1:0. Ананд - Леко - 1:0. Крамник - Морозевич - ничья. 4-й тур. Широв - Ананд - 0:1. Ничьи: Крамник - Каспаров и Морозевич - Леко. 5-й тур. Леко - Широв - 0:1. Ничьи: Каспаров - Морозевич и Ананд - Крамник. 6-й тур. Леко - Крамник - 1:0. Морозевич - Широв - 0:1. Ананд - Каспаров - ничья. 7-й тур. Ананд - Морозевич - 1:0. Каспаров - Леко -0:1. Крамник - Широв - ничья.

"Мастерской турнир". После 11 туров: Майкл Адамс (Англия) - 8 очков; Василий Иванчук (Украина) - 7,5; Евгений Бареев - 6; Сергей Рублевский (оба - Россия) - 5,5; Веселин Топалов (Болгария) и Артур Юсупов - по 5; Роберт Рабиега (оба - Германия) и Люк ван Вели (Голландия) - по 3,5. 5-й тур. Рабиега - Бареев - 0:1. Ничьи: Иванчук - Топалов, Рублевский - ван Вели и Юсупов - Адамс. 6-й тур. Иванчук - Рабиега - 1:0. Бареев - Рублевский - 1:0. Топалов - Адамс - 0:1. Ван Вели - Юсупов - 0:1. 7-й тур. Юсупов - Бареев - 1:0. Адамс - ван Вели - 1:0. Рублевский - Иванчук - 0:1. Рабиега - Топалов - ничья. 8-й тур. Топалов - ван Вели - 0:1. Рублевский - Рабиега - 0:1. Ничьи: Юсупов - Иванчук и Адамс - Бареев. 9-й тур. Бареев - ван Вели - 1:0. Рублевский - Топалов - 1:0. Рабиега - Юсупов - 1:0. Иванчук - Адамс - 0:1. 10-й тур. Адамс - Рабиега - 1:0. Топалов - Бареев - 1:0. Ничьи: Юсупов - Рублевский и ван Вели - Иванчук. 11-й тур. Рабиега - ван Вели - 0:1. Ничьи: Иванчук - Бареев, Рублевский - Адамс и Юсупов - Топалов.