Газета Спорт-Экспресс № 146 (2342) от 1 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 июля 2000 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000

О ВЕКЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ В БЕЛЬГИИ
И ПЬЯНОМ ВОДИТЕЛЕ ДЛЯ МЕСЬЕ КОЛОСКОВА

Александр ПРОСВЕТОВ

из Брюсселя

В день первого полуфинала, проходя мимо знаменитого брюссельского фонтана Manneken-Pis ("Писающий мальчик"), я обнаружил: бронзовый карапуз, которого по традиции облачают то в один наряд, то в другой, сменил майку с эмблемой Euro-2000 на костюм школьника с ранцем. Все правильно: чемпионат для Бельгии уже тогда подошел к концу. Министр внутренних дел страны поблагодарил за доблестную службу силы правопорядка, которым пришлось проверить себя в боях с английскими хулиганами. Сколько "замели" по делу, сколько - нет - останется тайной навсегда. Но так или иначе бельгийские "омоновцы" кого ни попадя дубинками не охаживали, а уж тот, кто "лез на баррикады", знал, на что шел. Время и нам подвести некоторые итоги организации турнира.

Людям свойственно вольно или невольно сравнивать. Всем понравилось, что в ходе Euro-2000 не приходилось совершать переезды на дальние дистанции. Иных преимуществ у чемпионата, проведенного так называемого "малыми странами", я не заметил. Более того, ручаюсь: подавляющее большинство нейтральных лиц тоже не в восторге - пусть серьезных претензий к устроителям и нет. Правда, оговорюсь: мои впечатления в основном ограничены рамками бельгийской части чемпионата.

Действительность лучше всего познается на собственном опыте, потому немного расскажу о своем - журналистском. Когда чемпионаты устраивались в Англии и Франции, мы уже за несколько месяцев знали, кто аккредитован не только на весь турнир, но и на конкретные матчи в группах, хотя впоследствии и вносились некоторые коррективы. Организаторы Euro-2000 тянули с ответом до 28 мая. Пришлось несколько раз звонить в Роттердам, чтобы извещения прислали по факсу. Надо же получать въездные визы, заказывать авиабилеты, оплачивать - как правило, заранее - проживание в гостиницах. По почте же подтверждения об аккредитации пришли в Москву, когда игрались четвертьфиналы...

Я был уверен: это - следствие отношения, если не к России, то к тем странам, которые не попали на Euro-2000. Но, разговорившись со знакомым обозревателем 1'Equipe, с изумлением узнал, что французская пишущая пресса оказалась в том же положении. "После Бельгии чемпионат мира можно смело доверять Африке", - саркастически сказал он.

Бельгии, понятно, не нужны гигантские стадионы. Лишь брюссельский "Король Бодуэн" вмещает 50 тысяч зрителей, но и он, хотя реконструирован, построен-то еще в 1930 году. В Брюгге, Льеже и Шарлеруа - тридцатитысячники. Соответственно пресс-центры, расположенные непосредственно в подтрибунных помещениях, малы. В Брюсселе и Брюгге, например, их устраивали в зданиях, расположенных примерно в 15 минутах ходьбы от журналистского сектора. Но и там было тесновато. Если в барах Брюсселя устанавливали экраны, на которые проецировалась телетрансляция матчей, то в пресс-центрах стояли телевизоры на "энное" количество человек. Поскольку билеты надо было получать минимум за два часа до начала игры, а в это время часто где-то шел другой матч, у телевизоров скапливалось по нескольку десятков человек. Люди стояли, сидели на полу. Может быть, это и нормально для заштатного дома отдыха. Но не для работы.

Во время французского ЧМ-98 журналисты узнавали, аккредитовали их на матч или нет, с помощью компьютеров. На Euro-2000 надо было осведомляться в пресс-центре того города, где предстоял матч. Причем накануне телефонную трубку там снимали неохотно. Не будем разглагольствовать про век всеобщей компьютеризации, но неужели нельзя было хотя бы примитивно вывешивать списки?

Пропуска на машину выдали заранее. Но только на матчи групповых турниров. Когда я перед четвертьфиналом попросил в Брюсселе пропуск для въезда на территорию стадиона в Брюгге - вернее, в обширную огороженную зону в его районе, - мне заявили, что я могу получить его... на месте. "А как же я туда въеду?" На меня почему-то посмотрели как на идиота. Вместе с тем, как и ожидалось, автомобиль пришлось оставить километрах в двух от стадиона и сходить за пропуском пешком. Когда я доплелся на стадион "Ян Брейдель", то был приятно удивлен: все места в журналистском секторе, а не некоторые, как на трех предшествовавших матчах, были оборудованы столами с электрическими розетками для портативных компьютеров. Поистине лучше поздно, чем никогда!

Но достаточно про себя, одного из сотен журналистов. Позволю рассказать себе про проблемы Вячеслава Колоскова. Президента Российского футбольного союза и одного из руководителей Европейского союза футбольных ассоциаций.

В перерыве матча Франция - Чехия мне позвонил на мобильный телефон старший тренер российской сборной Михаил Гершкович и попросил отвезти его с Вячеславом Ивановичем из Брюгге в Брюссель. Оказалось, что шофер предоставленной Колоскову машины был абсолютно пьян. Настолько, что за рулем его сменила жена, далеко не мастер вождения. Стокилометровый путь по прекрасному шоссе гости из России преодолели за два с липшим часа и опоздали на игру. Неуважение к члену Исполкома УЕФА? Нет, прежде всего безалаберность. На месте Колоскова мог оказаться любой другой почетный гость, так как машины ни за кем не закреплялись.

В Льеж, поскольку я помогал президенту РФС в переводе, мы ездили вместе. Водитель-марокканец, приятный парень, знал этот город не лучше нас. "В Москве, когда проводят крупные соревнования, водители изучают все подъезды к стадиону, по нескольку раз заранее проезжают по возможным маршрутам", - заметил в связи с этим президент РФС. "Я шофером автобуса в Брюсселе работаю, - поведал, в свою очередь, сидевший за рулем. - Мы с тестем записались на Euro-2000 добровольцами. Получили по спортивному костюму и имеем возможность бесплатно посещать матчи". Что с добровольца взять, даже если он управляет служебной машиной, когда едва стоит на ногах?

Чемпионат вообще прошел под знаком экономии средств - не случайно бельгийцы славятся на всю Европу бережливостью. Это чувствовалось. Впрочем, главное - в Бельгии был хороший футбол. А остальное действительно мелочи.