ФУТБОЛ |
РОБСОН - В СБОРНОЙ? ЭТО НЕ ФАНТАСТИКА |
РОБСОН МОЖЕТ ПОВТОРИТЬ ПУТЬ ОЛИСАДЕБЕ
Практика привлечения в европейские сборные иностранцев имеет давнюю и очень богатую историю. Многие из таких легионеров не оставили, впрочем, заметного следа. Но были и исключения - например, аргентинец Альфредо Ди Стефано и венгр Ференц Пушкаш в расцвете лет выступали за Испанию, уроженец Мозамбика Эйсебио стал самым знаменитым в истории игроком португальской национальной команды, а итальянец Энцо Шифо много лет считался символом бельгийских "красных дьяволов".
Футболисты принимают решение выступать за сборные, по сути, чужих для себя стран по разным причинам. Кто-то делает это по политическим мотивам - как Пушкаш, вынужденный эмигрировать в Испанию после известных событий 1956 года в Венгрии. Другие, подобно выступавшему на Euro-2000 за Бельгию хорвату Бранко Струпару, чувствуют, что им не под силу пробиться в основной состав национальной команды родной страны.
Но чаще всего европейские сборные пополняются за счет представителей своих бывших колоний, приезжающих в метрополии в поисках лучшей доли. Впрочем, в последние десятилетия невероятно возрос поток эмигрантов даже в страны, не имевшие владений на других континентах. Выходцы из стран Африки, Азии и Латинской Америки ассимилируются по всему свету, и никого уже не удивляет, например, появление в сборной Норвегии темнокожего Джона Карью.
Завершившийся несколько дней назад чемпионат Европы вообще получился турниром с участием футболистов, имеющих этнические корни на трех континентах: помимо собственно Старого Света речь идет об Африке и Америке (а если вспомнить о Карамбе, то и Океании). И если о происхождении того же Карью напоминает только цвет его кожи, то братья Мпенза, игравшие за Бельгию, имели моральное полное право защищать честь флага Демократической Республики Конго. Родившийся в Британии Мустафа "Маззи" Иззет долго выбирал, за кого же ему выступать: за англичан или турок. Перед самым началом первенства он предпочел футболке с английскими львами майку с полумесяцем и, похоже, не прогадал: "янычары" Мустафы Денизли прошли дальше подопечных Кевина Кигана.
Сборная Португалии на этот раз усилилась игроками из бывшей колонии - Мозамбика: Жозе Луишем Видигалом и колоритным Абелом Шавьером. Германии не помог бразилец Пауло Ринк, а англичанам - Инс и Хески, предки которых родом из карликовых государств Центральной Америки. Разъехались по разным уголкам Европы и бывшие граждане объединенной Югославии - юный хорват Кежман выступал за сборную нынешней Югославии, Струпар - за бельгийцев, а македонец Йоксель Османовски - за шведов.
Но самыми интернациональными сборными на континенте уже который год остаются Голландия и Франция. Тренер "оранжевых" Франк Райкаард пригласил в сборную таких же "легионеров", каким был в свое время он сам, - суринамцев Зеедорфа, Давидса, Винтера и ван Хоэйдонка. А титулы новых чемпионов Европы завоевали гвианец Лама, сенегалец Виейра, аргентинец Трезеге, а также выходцы с Карибских островов Тюрам, Карамбе, Анелька, Анри и бывший гражданин Ганы - непроходимый защитник Марсель Десайи.
С каждым годом иностранцами пополняются ряды все большего числа европейских сборных. Тренеры латают с их помощью дыры в самых уязвимых линиях, но наибольшим спросом пользуются все же игроки атаки. Так, нигерийский форвард варшавской "Полонии" Эммануэль Олисадебе наконец-то получил польское гражданство, которого добивался в течение пяти лет. Понимая, что стать "суперорлом", партнером Финиди, Окочи и Бабангиды, ему не под силу, Олисадебе избрал более легкий путь: намекнул тренерам польской сборной, что не прочь усилить ее атакующую линию. Наставники явно не блиставшей в последнее время команды отнеслись к такой перспективе с восторгом. Вполне возможно, африканец помог бы полякам уже в отборочном цикле Euro-2000, но иммиграционные власти страны по непонятным причинам затянули с оформлением документов. И вот на днях все формальности были улажены: взамен прозвища Суперорел, как называют футболистов сборной Нигерии, Олисадебе получил паспорт с польским орлом.
Глеб КОСАКОВСКИЙ