Газета Спорт-Экспресс № 174 (2370) от 3 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 августа 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

Неделю назад в "СЭ" состоялась премьера новой рубрики - о месте российских клубов в своих регионах, об источниках их финансирования и организационных проблемах. Тогда мы проанализировали положение дел в "Факеле". У нас выступали губернатор Воронежской области Иван Шабанов и генеральный директор клуба Григорий Чуйко. Сегодня - о том, как живет "Анжи", главное открытие чемпионата-2000.

РОССИЙСКИЙ КЛУБ

"АНЖИ" Махачкала

РЕЦЕПТ ВЫЖИВАНИЯ

ЛИЦО РЕСПУБЛИКИ

Успехи махачкалинцев, дебютировавших в этом сезоне в высшем дивизионе, тем удивительнее, что клуб из Дагестана трудно отнести к состоятельным даже по российским меркам. Сверстанный зимой бюджет был ориентирован на траты в 3 с половиной - 4 миллиона долларов. Однако, кажется, заложенных в смету средств не хватит. Причина - сверхуспешное выступление команды, которая реально претендует на место в Кубке УЕФА, а может и пробиться в призеры.

Президент "Анжи" Хизри Шихсаидов руководит клубом на общественных началах. Основное рабочее место кандидата в мастера спорта по вольной борьбе - кабинет премьер-министра республиканского правительства. Однако футбольная должность для него органична. Шихсаидова зовут в Дагестане спортивным премьером и именно с его именем связывают успехи профессионального спорта республики, которая будет весьма широко представлена в олимпийской сборной России на играх в Сиднее. Взлет "Анжи" - и его заслуга как человека, обеспечивающего команде сверхпрочный тыл, считает корреспондент "СЭ" Андрей АНФИНОГЕНТОВ, побывавший в Дагестане накануне визита туда московского "Локомотива".

Хизри ШИХСАИДОВ

ФУТБОЛ В ДАГЕСТАНЕ - ЭТО НЕ БИЗНЕС,
А СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

О том, какое внимание уделяет Шихсаидов "Анжи", говорит хотя бы тот факт, что в офисе клуба у него появился свой кабинет, в котором один из руководителей республики проводит немалую часть рабочего времени.

- Клубом вы руководите полтора года. Расскажите, пожалуйста, как он развивался за это время.

- Когда я начал заниматься футболом, "Анжи" отнюдь не был лицом республики. Играли нередко на стадионе в Каспийске, где даже по меркам первой лиги принимать гостей стыдно. Как-то я пришел к Загалаву Абдулбекову, заместителю председателя дагестанского совета ФСО "Динамо". Это легендарный человек, первый олимпийский чемпион в СССР по вольной борьбе. Динамовец - от макушки до пяток. "Вне работы, Загалав, говорю ему, ты можешь выяснять отношения с Магомед Султаном Магомедовым (тогдашний президент "Анжи". - А. А.) сколько угодно. Однако играть "Анжи" должен здесь, на главном стадионе республики". С этого началось преображение команды. Теперь "Анжи" не просто представляет Махачкалу, Гаджиева, Шихсаидова или Абдулбекова. Это гордость и визитная карточка Дагестана.

- В ваших словах нет преувеличения?

- Нисколько. Питер - это Смольный, Невский проспект и обязательно "Зенит". О Казани судят по хоккею и баскетболу, говорят об их Кремле и ежегодном сабантуе. Дагестан - это футбольная команда, поэт Расул Гамзатов, коньяк и Каспий. Таковы стереотипы массового сознания. Раньше они были иными - борьба, аулы Кубачи, Гуниб, ансамбль "Лезгинка"... Допускаю даже, что новое поколение не слышало о Гамзатове, но зато оно знает, что такое "Анжи".

- "Анжи" - бюджетный клуб, не так ли?

- Да. Спонсоры у него есть, но основная часть средств поступает из республиканского бюджета. Мы делаем это намеренно. Отбор желающих вкладывать деньги в команду весьма тщательный. Я не хочу, чтобы к "Анжи" хотя бы краем мог прикоснуться криминал. Финансы клуба должны быть прозрачными. А люди, которые дают деньги, чаще всего хотят получить что-то взамен. Например, купить пару игроков, а потом - продать. Однако эти вопросы должны решать тренер и президент, а значит, сегодня путь создания республиканского клуба - самый оптимальный. Потом видно будет. Хотя ясно - для движения вперед нужны новые средства, которые реально привлечь только от частных инвесторов.

- Прежде "Анжи" был акционерным обществом с уставным капиталом в ОАО "Дагестаннефтепродукт".

- Хочу публично сказать спасибо человеку, который так долго тянул команду на себе и вывел ее в первую лигу. Это, на мой взгляд, в регионах едва ли не предел возможностей частной фирмы. Без поддержки власти сделать что-то серьезное на местах нельзя. Магомедов, когда мы встретились, имел долги перед футболистами, проблемы на предприятии и был очень рад, что республика решила взять команду под свою опеку. Сам он остался в клубе как один из вице-президентов.

- На футболках "Анжи" написано "Интеллект-банк". Это спонсор?

- Да. Самый значительный и проверенный временем. А учредитель пока один - правительство Дагестана. Вообще же спонсоров достаточно. Тут и мелкие, как магазин "Акула", где команду одевают в фирменные клубные пиджаки, и полиграфические фирмы, которые печатают клубную атрибутику. Появились и более серьезные инвесторы - фирма Nike, например, заключила индивидуальные контракты с Рахимичем и Сирхаевым и готова расширять сотрудничество. Однако акционирование, что практикуется ныне едва ли не повсеместно, дело отдаленного будущего. К этому вопросу мы будем подходить взвешенно.

- Дагестан всегда был кузницей борцов мирового класса. Нет ли у них ревности к вниманию, которое уделяется сейчас в республике футболу?

- Если кто и обижается, то лишь в силу собственной недальновидности. Ведь с подъемом футбола больше средств стало вкладываться и в борьбу. Да и среди болельщиков едва ли не четвертая часть - бывшие борцы. Не думаю, что здесь можно найти какой-то антагонизм. Напротив, накануне Олимпиады мы издали постановление, в котором оговорено, что победа в Сиднее принесет лауреатам - тренеру и ученику - 50 тысяч долларов. Это помимо аналогичной премии от НОК России.

- Кстати, о деньгах. Судя по всему, нынешние многочисленные победы футбольного клуба не были предусмотрены его бюджетом. В связи с этим есть проблемы?

- Есть. Будем их решать и, не сомневаюсь, необходимые средства найдем.

- Наверняка в республике раздаются голоса, осуждающие траты бюджетных денег на "Анжи".

- Конечно, только я их не слушаю. Лучше заниматься делом и дарить людям радость, которую приносят победы "Анжи". Это социальное явление, и на него есть заказ народа - ему нужна такая команда.

- Однако футбол - еще и бизнес. Трансферы игроков, телевидение, реклама - с помощью этого многие пытаются заработать.

- Пока для "Анжи" футбол не стал бизнесом. Быть может, мы к этому придем через некоторое время - тех же футболистов продавать начнем. Но чтобы получить отдачу, нужно сначала вложить средства. Этим мы и заняты. Речь не только об "Анжи". Поля, детский футбол тоже требуют внимания. Шесть команд в этом году ездили на финалы ДФЛ. Осенью, видимо, откроем интернат для одаренных подростков со всего Дагестана, заложим поле на базе и завершим реконструкцию полей знаменитой школы Маркарова. А уже потом будем думать, как превратить футбол еще и в бизнес.

"СЭ" благодарит пресс-атташе ФК "Анжи" Магомеда Канаева за помощь в организации интервью.

РАСПРОДАЖА НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА

Нарвик Сирхаев, Элвер Рахимич, Предраг Ранджелович - сегодня как минимум на трех игроков "Анжи" есть спрос на футбольном рынке. В контексте с их именами в разное время возникали названия таких команд, как "Локомотив", "Динамо", ЦСКА, а также клубов из Бельгии, Испании, Австрии. В Новороссийске, например, решили ковать железо, пока горячо, и продали Левицкого с Тчуйсе. А что ждет "Анжи" и его лидеров зимой?

РАНДЖЕЛОВИЧ ПЕРЕЗАКЛЮЧИЛ
КОНТРАКТ ЕЩЕ НА ГОД

Контракт сербского нападающего Предрага Ранджеловича истекал 30 июля. Год назад он приехал в Россию никому неизвестным игроком. Его рекомендовал махачкалинцам олимпийский чемпион-88 Алексей Прудников. Причем в "Анжи" форвард отправился после неудачных смотрин в московском "Торпедо". Сегодня он может быть доволен собой: на него есть спрос. Сам Ранджелович, лучше всех из балканской диаспоры освоивший русский язык, жизнью в Махачкале явно доволен. А на вопрос о своем возможном трансфере ответил:

- Не знаю, это дело агента. Если кто-то хочет меня приобрести, звонит, наверное, в клуб. Я ни с кем на эту тему не разговаривал, да и большого желания менять место жительства не испытываю. У нас есть шанс занять высокое место, и вряд ли сейчас оправданно куда-то срываться.

Как сообщил директор клуба Муса Адиев, Ранджелович перезаключил контракт с "Анжи" еще на год.

СИРХАЕВ ПОКА НЕ ПРОДАЕТСЯ

- Я пока не вижу смысла уходить, - говорит Сирхаев. - Если бы команда не вышла прошлой осенью в высший дивизион, мне пришлось бы ее покинуть. Подчеркиваю - пришлось, потому что пересидеть в первой лиге было бы непозволительной роскошью. Сейчас мы играем, и играем неплохо. Я капитан команды, и вопрос о возможном трансфере с моей стороны даже не поднимается. Единственное, что меня может заинтересовать - серьезное предложение от зарубежного клуба. Однако таких пока нет, и все разговоры об уходе Сирхаева - пустое сотрясание воздуха.

К словам дебютанта № 1 сезона-2000 и одного из претендентов на титул лучшего игрока года по оценкам "СЭ" можно добавить мнение главного тренера "Анжи" Гаджи Гаджиева:

- Необходимо заплатить очень много денег, чтобы мы согласились продать Нарвика. Как минимум полтора года этот вопрос даже не обсуждается - Сирхаев не продается. Что касается остальных футболистов, то клуб не бедствует и намерен сохранить своих лидеров. Мы можем выставить на трансфер лишь кого-то из резервистов, понимая, что человеку необходима игровая практика. Сегодня "Анжи" зарабатывает репутацию и имя, которые помогут нам в дальнейшем осуществлять солидные операции. Пока же костяк команды не подлежит распродаже ради сиюминутных коммерческих выгод.

РАХИМИЧА МОГУТ ОТПУСТИТЬ,
ЕСЛИ ОН ЗАХОЧЕТ

Из футболистов, которые стабильно играют в составе "Анжи", реально могут уйти оба центральных хава - Лихобабенко и Рахимич. Их контракты истекают этой осенью, и оба имеют предложения. Когда я спросил Шихсаидова о дальнейшей судьбе полузащитника из Боснии, он ответил: "Если Рахимич захочет перейти в другой клуб - проблем у него не будет".

Пока же конкретное предложение поступило только младшему брату Руслана Агаларова. Поступило, кстати, от "Спартака", тренеры которого присмотрели 14-летнего мальчишку на финале ДФЛ в Туле.