Газета Спорт-Экспресс № 180 (2376) от 10 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 августа 2000 | Олимпиада

РОССИЯ НАКАНУНЕ ИГР

Sydney-2000

ФЕХТОВАНИЕ. ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Мужчины, рапира

Ильгар МАМЕДОВ

ВЫИГРАТЬ ТАК, КАК БЕКЕТОВ В АТЛАНТЕ,
СЕГОДНЯ МОЖЕТ КАЖДЫЙ

В Атланте четыре года назад наша команда рапиристов одержала удивительную победу, ключевой фигурой которой оказался уникальный боец Ильгар Мамедов. Исход командного турнира в Сиднее, по словам главного тренера сборной Марка Мидлера, непредсказуем: наша команда может стать первой, а может - восьмой. И здесь главную роль вновь должен сыграть Мамедов. Пусть позавчера Ильгар не смог пробиться в финал первенства России, но ведь он, как-никак, - двукратный олимпийский чемпион.

ДОСЬЕ "СЭ"

Ильгар МАМЕДОВ

Родился 15 ноября 1965 года. Заслуженный мастер спорта. Чемпион Олимпийских игр 1988 и 1996 годов в составе команды по фехтованию на рапирах.

- В Сеуле наша сборная - тогда еще советская - победила, а потом рапиристы на восемь долгих лет ушли в тень. Почему это произошло?

- На Игры-88 ехала смешная команда. Кроме легендарного фехтовальщика Александра Романькова, 5-кратного чемпиона мира в личном и 10-кратного - в командном зачете, в нее вошли Владимир Апциаури и Борис Корецкий - бойцы хорошие, но не выдающиеся. А мы с Анваром Ибрагимовым вообще еще ничего не показывали. Я только норматив мастера спорта на тот момент выполнил. Но мы победили. А в Барселону уже ехали только за золотыми медалями, за что и были наказаны. Не попали даже в четверку.

- Сейчас, по прошествии лет, сеульская команда уже не кажется вам смешной?

- Теперь я действительно по-другому оцениваю ту сборную. Просматриваю видеозаписи и понимаю, что мои товарищи по команде по сравнению с теми ребятами, которые сегодня выходят на дорожку на российских турнирах, все были звездами, очень оригинальными и сильными бойцами. Радует, что традиции советского фехтования на мировой арене поддерживает наш бывший товарищ по команде украинец Сергей Голубицкий, победитель трех последних чемпионатов мира. Вот только жаль, что теперь он фехтует за другую страну.

- На Игры в Сидней кроме опытного Дмитрия Шевченко едет Андрей Деев из Санкт-Петербурга. Он вас устраивает как боец и как коллега по сборной?

- У Деева есть характер. Но кроме характера надо еще иметь и мастерство, научиться шашку держать в руках. Пока рано что-то о нем говорить. Хотя при нынешней системе проведения Олимпиады, когда до финала надо выиграть всего три боя, всякое может случиться. Победишь в одном поединке, во втором попадешь на своего клиента, которому с тобой неудобно драться, и вот ты уже почти у цели.

- А как вы оцениваете уровень сегодняшнего мирового фехтования?

- Средний стал намного выше, чем, скажем, 10 лет назад. Просто уменьшилось количество звезд и слабых бойцов. Все подравнялись, со всеми можно бороться, у каждого можно выиграть и каждому проиграть. Вспомните победу нашего шпажиста Александра Бекетова в Атланте. Он так красиво выиграл, демонстрировал отличные приемы, не знаю, кто может повторить их. Мало того, что Бекетов показал всем мировым лидерам, как надо фехтовать, он еще и завоевал высшую олимпийскую награду. И такое сейчас может произойти с каждым.

- Вы блестяще выглядели в командном турнире Атланты. Почему же в личных соревнованиях не получается фехтовать в чемпионской манере?

- После Игр-96 я анализировал свое состояние на трех Олимпиадах. В Сеуле был хорошо готов, но немного не повезло. В Барселоне меня в личный турнир не поставили. А перед Атлантой из-за личных проблем очень нервничал, переживал. Я ни от кого не скрываю, что фехтование для меня хобби. Надо содержать семью, а в спорте платят копейки. Пришлось заняться бизнесом, а это - риск. Рискнул - и пролетел. Оказался должен большую сумму. Но в командных соревнованиях я полностью отвлекся от этих мыслей, попытался взбодриться. Когда смотрю записи своих боев в Атланте, то не узнаю себя. Что-то выплясываю, делаю нехарактерные для себя телодвижения, просто издеваюсь над соперниками. Но ведь выигрываю!

- Почему же после той победы вы куда-то пропали?

- Я собирался уйти из спорта. По наивности мне казалось, что вот теперь-то на нас, олимпийских чемпионов, начнет сыпаться золотой дождь. Этого не произошло. Сделал операцию, почистил ахилл, через год начал тренироваться, быстро набрал форму. Но мне продолжали платить копейки. Дабы не было взаимных обид, честно сказал, что ухожу, потому что мне надо думать о семье.

- Каким образом вы вновь оказались на дорожке?

- В июле 99-го на даче раздался звонок. Мой тренер Марк Мидлер попросил помочь сборной попасть на Олимпиаду в Сиднее. Вы знаете, что на прошлогоднем чемпионате мира на Игры отбирались только 8 команд. Я поставил определенные условия, Мидлер их принял. На Олимпиаду мы попали, а условия выполнены не были.

- И все-таки вы остались...

- Да. Принципиально остался в России, хотя были выгодные предложения уехать по контракту за границу.

- Значит, вы - патриот?

- Это слишком красивое слово. Просто не хочу, чтобы мое место в сборной, которое я завоевал потом и кровью, досталось кому-то другому. Тем, кто мог попасть на это место, пока нечего делать на Олимпийских играх. Я думаю, что нужен команде, иначе меня никто бы не позвал.

- Ваша жена Елена Жемаева два года подряд выигрывает чемпионаты мира в новом виде женской программы - сабле. Вас это как-то стимулирует?

- Я просто радуюсь за нее. Приятно, что Лена нашла себя в сабле, ведь в рапире ей не удавалось добиться таких результатов. Если завтра она закончит свою спортивную карьеру, у нее уже будет имя. У меня просто голова кружится от ее успехов. Сабля так стремительна, так скоротечна, очень часто там все решает один удар. Сколько раз это испытывал на себе даже Станислав Поздняков, первая сабля в мире в мужском разряде. А Лене пока удается выстоять.

- А как жена отреагировала на ваше возвращение в спорт?

- Ей, конечно, хотелось, чтобы я чаще бывал дома. А у нас получается так - то она уезжает, то я. Но в душе, думаю, ей приятно, что я вновь фехтую, пытаюсь достойно завершить карьеру.

- Хотите сказать, что после Сиднея окончательно бросите фехтование?

- Да. Хватит. Правда, Романьков выходил на дорожку до 39 лет. Но он - супербоец и в советские времена получал по заслугам. Тогда чемпионы были в почете, мы все были маленькими царьками. Сейчас времена изменились. Но я рад, что свои 23 года прожил в спорте так, как прожил.

Татьяна КОЛЧАНОВА

Чемпионат России по фехтованию. Москва. Спорткомплекс "Чертаново". 8 августа. Мужчины. Рапира. 1/4 финала. Александр Лакотош (Санкт-Петербург) - Руслан Насибуллин (Уфа) - 10:15. Вадим Аюпов (Москва) - Андрей Деев (Санкт-Петербург) - 15:11. Михаил Криницын - Владислав Павлович (оба - Москва) - 15:7. Александр Найденов (Москва) - Ильгар Мамедов (Московская обл.) - 5:15. 1/2 финала. Насибуллин - Аюпов - 9:15. Криницын - Мамедов - 15:13. Финал. Аюпов - Криницын - 15:12. 1. Аюпов. 2. Криницын. 3. Насибуллин, Мамедов. 5. Лакотош. 6. Деев. 7. Павлович. 8. Найденов.