ФУТБОЛ |
Егор ТИТОВ
ЗА ГРАНИЦУ НЕ РВУСЬ,
НО УЕХАТЬ, НАВЕРНОЕ, ПРИДЕТСЯ
Окончание. Начало - стр. 1
Ефим ШАИНСКИЙ
из Леверкузена
- Естественно, пока у нас в России не будет такого отношения к футболу, как здесь, в Германии, или хотя бы как в Бельгии, Голландии, игроки будут уезжать.
- Что имеете в виду, когда говорите об "отношении к футболу"?
- Да, в общем, все. Я тут "варюсь" уже второй день и за это время еще больше стал понимать тех наших футболистов, которые хотят уехать. Например - как здесь занимаются восстановлением игрока после травмы! У нас и близко нет такой стройной системы реабилитации. Имею в виду не только сам процесс лечения, но и отношение всего медперсонала к делу, дисциплину и порядок на всех уровнях, внимание к пациенту, наличие самой современной аппаратуры. Так и должно быть - в жизни, в футболе мелочей нет.
- Что, по-вашему, надо сделать, чтобы изменить положение вещей в России к лучшему?
- Думаю, нужна новая система организации всего футбольного дела. Необходимы и огромные денежные вложения. К "Байеру", например, стоит огромная очередь из спонсоров, и команда сама решает, кто ей подходит, а кто нет. Вот сейчас клуб выбрал себе нового генерального спонсора - вместо концерна, выпускающего аспирин, фирму Avanza, занимающуюся проблемами энергетики. Кстати, из клубного журнала "Байера" узнал, что 155 тысяч представителей этой фирмы, годовой оборот которой составляет 75 миллиардов марок, работают в 120 странах. Там также написано, что Avanza входит в дюжину самых крупных предприятий Европы. А мы сами ищем спонсоров и делаем это очень долго. Когда же находим, то вскоре начинаем ощущать, что размер помощи деловых партнеров нас не слишком устраивает. Может быть, по меркам России вливания и нормальные, но если сравнивать их с суммами, фигурирующими в Европе, то они просто мизерные.
А проблемы с телевидением... У нас только с 21-го тура будут что-то показывать. Здесь же, мне сказали, больше чем за месяц до старта бундеслиги стали передавать анонсы первого тура национального чемпионата. К тому же матчи в Германии подробнейшим образом будут анализироваться на многих телеканалах.
- И это при том, что в России интерес к футболу не меньше, чем в Германии.
- Думаю, даже больше. В Воронеже, Самаре трибуны всегда переполнены. А что творится в Махачкале - там же на стадионе болельщиков собирается больше, чем мест на трибунах. Вспомним, какие аншлаги недавно были во Владикавказе. То есть люди на футбол ходят, и "раскрутить" в России всенародно любимую игру при желании было бы вполне реально. Может быть, из-за нестабильной обстановки в стране бизнесмены опасаются вкладывать в футбол деньги.
- Вы хотели бы уехать в западный клуб?
- Не могу сказать, что об этом мечтаю, но уехать, наверное, придется. Вот, например, ситуация с этой травмой. У меня ведь даже нет никакой страховки. В России вообще страховое дело не развито. Если и есть какие-то компании, то они подозрительно быстро прогорают, - народ-то у нас очень хитрый. В общем, надо думать о будущем. В Германии, например, Заммер "сломался" и вынужден был закончить карьеру игрока, однако страховка возместила ему все его денежные потери.
У нас же, играя в футбол, нельзя себя обеспечить на всю жизнь - можно на пять лет, максимум - на десять. Но жизнь в 40 - 45 лет ведь не заканчивается. Надо же как-то существовать и дальше. А за границей платят очень приличные деньги - зарплаты в последнее время в Европе выросли в два-три раза. Естественно, футболисты все это видят, а хорошо пожить хочется всем.
Но я лично на свою жизнь не жалуюсь. Думаю о загранице еще и потому, что просто хочу расти дальше как футболист. Российский же чемпионат, где играю, сейчас, к сожалению, нельзя поставить в один ряд с первенствами Германии, Франции, Италии. Хотя Голландию и Бельгию мы, может быть, уже и догнали. Разумеется, имею в виду только игру команд - по уровню организации клубов, проведению турниров все еще заметно отстаем.
- В какую страну вы с удовольствием поехали бы?
- Даже не думал об этом. Все мои мысли сейчас: побыстрее восстановиться и помочь товарищам. У нас ведь на носу Лига чемпионов, скоро начнутся и важные матчи сборной. Чтобы скорее вернуться в строй, готов ходить к германским врачам не три, а даже пять раз в день. Готов в медицинских кабинетах завтракать, обедать, ужинать и даже ночевать, лишь бы побыстрее встать на ноги.
- Вы выбрали для себя какой-то конкретный срок, когда хотели бы перебраться на Запад?
- Все зависит только от Романцева - как скажет, так и будет. Он человек порядочный, и я уверен: если будет какое-то стоящее предложение, тренер меня вызовет, и мы с ним все обсудим.
- Западные клубы вами уже интересовались?
- Насколько я знаю, да. Но, мне кажется, сейчас не имеет смысла говорить на эту тему.
- Но вы же наверняка не пойдете в первый попавшийся иностранный клуб?
- Естественно, каждый футболист знает себе цену. Если уж уходить, то в ведущий клуб сильного европейского чемпионата. Не поеду же я в Словакию или Болгарию.
- Когда заканчивается ваш контракт со "Спартаком"?
- В 2003 году.
- Многие российские футболисты порой недовольны политикой своих клубов, продающих их за границу, - мол, за них получают хорошие деньги, не слишком заботясь при этом об условиях личных контрактов игроков.
- Воспитывая футболиста, клуб тратит на него огромные средства. Разумеется, при продаже игрока команда хочет израсходованные деньги вернуть. И это нормально, тем более что на вырученные средства клуб сможет жить довольно длительное время. Что касается зарплаты, то этим вопросом должен заниматься личный агент игрока. К сожалению, у нас агентов почти нет, и поэтому его функции вынуждены брать на себя представители клуба. Но футболисты, уехавшие из "Спартака", насколько я знаю, не жалуются. Когда кто-нибудь из нашей команды собирается за рубеж, клуб думает прежде всего о его обустройстве, условиях личного контракта и лишь потом о своих интересах.
- С недавно уехавшим в Турцию Хлестовым разговаривали?
- Конечно. Он доволен, его все там устраивает. Это еще раз доказывает, что в "Спартаке" дело поставлено солидно.
- Не "пересидели" ли в российском первенстве такие классные футболисты, как Цымбаларь и Тихонов?
- Когда команда продает хорошего футболиста, она, конечно, становится слабее. Потом в течение нескольких лет приходится искать замену уехавшему игроку. Так что войти в положение руководителей клуба, которые не спешат отпускать игроков, можно. Но и ребят понять надо - время-то не ждет: Цымбаларю уже 31, Тихонову - 30. В общем, здесь есть проблема.
- Киевское "Динамо", продав Шевченко и Реброва, заработало хорошие деньги. Но теперь если команда, лишившаяся лидеров, не пробьется в Лигу чемпионов, она на этом немало и потеряет.
- В Киеве прекрасно поставлена селекционная работа, однако найти замену таким игрокам, как Шевченко и Ребров, будет трудно - таланты каждый день не рождаются. Но продолжать поиски, разумеется, все равно надо. Например, Тчуйсе, который играл чуть ли не за колхоз. Думаю, скоро он будет выступать в сборной России.
- У большинства наших ребят карьера в западных клубах складывается трудно. Пожалуй, кроме Мостового и Карпина, никто из россиян в последнее время о себе в полный голос за границей и не заявил. В чем дело?
- Мостовой, кстати, тоже немало поколесил по Европе, пока не нашел "свою" "Сельту". У каждой из неудач, как говорится, собственные корни. В "Эспаньол", например, где в свое время ведущими игроками были Кузнецов, Мох и Галямин, пришел новый тренер, который наших ребят сразу невзлюбил, а потом их просто убрал. Но причины неудач надо искать, конечно, прежде всего в себе. Валить же все на кого-то - последнее дело.
- Каковы перспективы "Спартака" в Лиге чемпионов?
- Если подойдем к турниру в оптимальной форме, то шансы у нас будут. Важно, разумеется, и то, в какую группу попадем по жеребьевке. Если честно, то и я, и руководство команды связываем с нынешней Лигой чемпионов огромные надежды. Пора уже нам выступить достойно - не просто "засветиться" в отдельных матчах, а выйти из группового турнира первой стадии. А там уже, как говорится, посмотрим. Не открою Америки, если скажу, что на каждую игру надо выходить, как на решающую.