Газета Спорт-Экспресс № 181 (2377) от 11 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 августа 2000 | Легкая атлетика

Ирина ПРИВАЛОВА

ВЫХОД ИЗ ТЕНИ

Она была единственной белой спортсменкой, которая побеждала темнокожих бегуний на спринтерских дистанциях. Но зимой 1997 года на чемпионате мира в Париже получила серьезнейшую травму - разрыв задней поверхности мышц бедра, и как великий спринтер отошла в тень. А совсем недавно спортивный мир вновь заговорил о Приваловой. В Сиднее она намерена выступить на новой для себя дистанции - 400 метров с барьерами.

Досье "СЭ"

Ирина ПРИВАЛОВА

Родилась 22 ноября 1968 года в Москве. Рост - 175 см. Вес - 65 кг.

Легкой атлетикой занимается с 1979 года.

Заслуженный мастер спорта.

Двенадцатикратная чемпионка СССР и России в беге на 60 м, 100 м, 200 м, 400 м с/б, эстафете 4х100 м. Обладательница 53 наград чемпионатов Европы, мира, Олимпиад, Кубков Европы и мира. 3-кратная чемпионка Европы, 4-кратная чемпионка мира, 30-кратная рекордсменка СССР, России, Европы, мира.

Тренер и муж - Владимир Паращук, заслуженный тренер России.

В начале июля Ирина выиграла чемпионат Москвы с новым рекордом столицы - 54,49 (прежний рекорд продержался 20 лет). А спустя несколько недель завоевала в Туле свой двенадцатый титул чемпионки России, победив с результатом 54,21. Для сравнения замечу: лучший результат сезона в мире - 53,33 - был показан Сандрой Гловер на отборочном чемпионате США в Сакраменто. Но там и погодные условия были получше, и соперничество поострее.

Мы встретились с Ирой и ее мужем и тренером Владимиром Парашуком в родном для нее манеже МГУ. Там за чашечкой кофе и состоялась эта беседа.

- Делите ли вы свою спортивную жизнь на периоды: до травмы - и после нее?

- Честно говоря, я о травме уже и забыть успела. И после нее бежала неплохо - 100 метров за 10,84. А то, что поменяла дистанцию, так это случилось лишь в последний год.

- Эта травма не казалась большой несправедливостью судьбы по отношению к вам?

Тут в разговор вступил Владимир Паращук:

- Результаты и травмы в спорте - по сути одно целое. Поэтому к тому, что произошло с Ирой в 97-м в Париже, мы отнеслись как к продолжению ее спортивной деятельности. И постарались проанализировать, что к этой травме привело.

- Когда смотрите забеги спринтеров, ностальгия не гложет?

Привалова:

- Нет, когда переключаешься на другой вид, начинаешь думать только о нем. Другое дело, что я вообще люблю смотреть легкую атлетику. Особенно забеги на 1500 метров, на 5 и 10 километров. Хотя когда-то ничего, кроме спринта, не воспринимала.

- Ваш звездный час?

- Надеюсь, он еще впереди. Но с удовольствием вспоминаю о мировых рекордах на 60 метров, которые установила в 93-м и 95-м. Эти рекорды стоят до сих пор! Мне согревает душу то, что в этом тысячелетии их, возможно, так и не побьют.

- Когда вы бежали, особенно в финалах крупных соревнований, в окружении темнокожих соперниц, вам не приходило в голову, что спринт - не для белых, что вы какая-то особенная?

- Нет, в той же Америке, я сама видела, белые детишки отлично выступают на спринтерских дистанциях. Еще не факт, что темнокожие сильнее. Это потом так жизнь складывается - темнокожие идут в спорт, а белые продолжают образование.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ТЕАТРА

- Слышала, что в детстве родители уделяли большое внимание вашему физическому развитию.

- Первые годы жизни я провела за городом. Когда мне было три года, отец познакомился со знаменитой семьей Никитиных, где для физического развития семерых детей применяли очень необычную методику. Под влиянием увиденного отец решил по собственным чертежам сделать спорткомплекс и для меня. К тому времени мы переехали в Москву, жили в коммуналке. Отец выделил место, где установил трапецию, лестницу, кольца, перекладину, какие-то лианы - все очень компактно, на двух квадратных метрах. Это был мой самый любимый уголок в доме. А когда я подросла, меня научили стоять на коньках и отдали в фигурное катание.

- Ну и как дело пошло?

- Мне нравилось, я уже в 8 лет крутила достаточно сложные прыжки. Но потом наш тренер ушел, и группу передали в театр на льду. А я себя в театре как-то не очень представляла. Чуть позже бывший тренер пристроил меня к своим друзьям в конькобежный спорт, и я с радостью поменяла форму конька. Правда, папа был расстроен, он уже вжился в фигурное катание, которое тогда было очень популярно.

- Когда же настал черед легкой атлетики?

- К московской Олимпиаде недалеко от дома, где мы жили, построили новый манеж, и учитель физкультуры посоветовал мне туда сходить, даже записочку рекомендательную написал. Я пришла - и мне так понравилось! При том, что нагрузки, по сравнению с конькобежным спортом, были ну никакие. Можно сказать, ерундой занимались: чуть в высоту попрыгаем, немного в длину, потом побегаем. Год совмещала коньки и легкую атлетику, тренировалась каждый день. А потом уют и тепло манежа, особенно в зимнее время, меня сломали, и я коньки бросила.

- Тут-то и пришло время спринта?

- Нет, не сразу. В 82-м году я поехала на сбор как высотница, а тренера не было, и меня определили в группу многоборок. Совершенно неожиданно выиграла прикидки на 50 метров, 60, 300 - да, в общем, все выиграла. А поскольку была без тренера, то сама выбрала себе длину и спринт. В длину выступала за юниорскую сборную страны, прыгнула на 6,52. И только после рождения ребенка окончательно порвала с прыжками и занялась спринтом. В 89-м выиграла свой первый чемпионат страны.

- Чем же спринт пленил?

- Соревнования по прыжкам в высоту или, скажем, в длину тянутся долго, трудно сохранять настрой. В спринте легче рассчитать свои силы и сконцентрироваться на короткий промежуток времени. Это как раз для моей психики.

ЖЕНЩИНЫ ТАК ЕЩЕ НЕ БЕЖАЛИ

- Когда и почему пришло решение перейти на 400 метров с барьерами? Пояснение тренера:

- О том, чтобы попробовать себя на этой дистанции, мы с Ирой задумались еще в прошлом году. В Севилье, на чемпионате мира, сообщили об этом старшему тренеру сборной и президенту федерации. Они дали добро - ведь было ясно, что здесь можно заработать олимпийскую медаль.

Перед тем, как было принято окончательное решение, мы серьезно проанализировали, как этот вид развивается в мире, прикинули, какие у нас возможности. Пришли к выводу, что перспективы у нас есть. Не забывайте, что в 1995 году Ирина выиграла "гладкие" 400 метров на зимнем чемпионате мира, а позже пробежала в эстафете ту же четырехсотметровку за 48,40. Вот мы и подумали, что если сумеем освоить барьерную технику, то сможем показать результат международного уровня. Но такая техника - еще не самое главное. Важно делать оптимальное количество шагов между барьерами.

Гловер, у которой лучший результат сезона, бежит 5-6 первых барьеров в 15 шагов, а Ира так бежит 8 барьеров.

Но проблема в том, что в начале дистанции ей между барьерами тесно: перед атакой на барьер она начинает тормозить, а потом ей приходится вновь набирать скорость. Получается рваный бег, а это ухудшает результат. Поэтому хотим освоить четырнадцатишажный бег. Женщины так еще не бегали.

Конечно, полную дистанцию Ира так преодолевать не сможет, но первые барьеров пять - вполне, затем побежит в 15 шагов, а последний барьер, может быть, и в 16. Если такой бег получится - здорово, в этом наш резерв. Дистанция очень интересная, здесь можно много чего совершенствовать.

- Вы уже представляете себя в компании сильнейших бегуний мира?

Привалова:

- Я пока, кроме мировой рекордсменки Ким Баттен, никого и не знаю. Но ведь на дистанции некогда думать о соперницах - нужно сосредоточиться на барьерах.

И вновь Паращук:

- Думаю, соперницам придется сложнее, чем Ире. Когда в твой вид приходит кто-то сильный, не знаешь, чего ждать - срабатывает магия имени. Поэтому-то мы нашу подготовку в барьерном беге на круг так долго держали в секрете.

- Ваши амбиции на Олимпиаде?

Привалова:

- Поменять дистанцию на такую тяжелую... Столько работать... Уж постараюсь выступить не так, как наши футболисты и хоккеисты. Но вообще-то об амбициях говорить не стоит - чтобы не сглазить.

О СОБАКАХ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

- Без чего вы в жизни можете обойтись?

- Без многого. Жила и без отдельной квартиры, и без телевизора. Без шикарной машины могу... Без сладостей тоже обойдусь.

- Кстати, режим питания какой-то соблюдаете?

- У нас есть специалист, который составляет рацион в зависимости от проделанной работы. Мясо ем, только нежирное. А чтобы чувствовать себя комфортно, мне надо съесть тарелку хорошего борща или щей с чесночком. От отсутствия таких вот щей нередко страдаю за границей.

- Что вам надо для счастья?

- Чтобы в стране было спокойно, дома все нормально, у самой ничего не болело бы... А вообще счастливой можно быть и после удачной тренировки.

- Сейчас многие уезжают в зарубежные клубы. У вас наверняка тоже были предложения.

- Да, конечно. Но мне кажется, что уезжают не от хорошей жизни. А у меня все нормально, поэтому куда-то ехать не вижу смысла.

- Каким вы видите свое жилище, когда будете вести более оседлый образ жизни?

- Хотелось бы иметь отдельный дом недалеко от Москвы, и чтобы там были собаки. Люблю собак, но не могу себе позволить сейчас завести этого вечно маленького ребенка. Хотя иногда приезжаю на птичий рынок - погулять, посмотреть. На собачьи выставки хожу.

- При вашей занятости воспитанием двенадцатилетнего сына Алеши кто занимается?

- Я и занимаюсь. Когда уезжаю, мама это делает.

- Сын увлекается спортом?

- Он выбрал греко-римскую борьбу. Возможно, в порядке самоутверждения.

- Алексей знает, что у него мама такая знаменитая?

- Знает, но не придает этому никакого значения. Вот на Карелина он во все глаза смотрит. А мама - она мама и есть.

ВСЕ СВОЕ НОШУ С СОБОЙ

- В вашей долгой и интересной спортивной жизни случались поучительные моменты?

- Вот история, которая приключилась на Олимпиаде в Барселоне. Перед финалом эстафеты я как обычно очень старательно собрала форму. Приехали на стадион, положили вещи, и я побежала разминаться. Уже делаю беговые упражнения, доходит очередь до ускорений. До старта остается не более часа. Открываю сумку, где шиповки лежат, - а там только одна! Думала ошиблась, все вокруг обшарила - нет, все точно - только одна шиповка! Сказала об этом тренеру. Он сразу подумал, что я забыла эту треклятую шиповку в Деревне. Помчался туда - хорошо полиция помогла, ведь кордонов-то на пути сколько! Прибежал в номер - там ничего нет. Схватил новую пару, на ходу в машине шипы в туфли ввинтил. А у нас в это время уже прошла регистрация, всех вывели на арену. Ну, дали мне ребята (им после нас эстафету бежать предстояло) шиповки 43-го размера.

Шеф тем временем вернулся на стадион, вновь прорвался через все кордоны - и, сделав ускорение метров на 150, передал шипы, как эстафетную палочку, Савину. Наконец, шиповки у меня. Надеваю их, бегу! Финишируем вторыми. Но сколько нервов это стоило... А однажды сумка не прилетела в ту же самую Барселону. Теперь вожу шиповки только в ручной клади и не выпускаю их из рук до самого забега.

- Жуткий случай. А жулика так и не нашли?

- Нет, конечно.

- А что-нибудь веселенькое случалось?

- Тоже в Испании - только в Мадриде. Когда я установила мировой рекорд на 60 метров, зрители кинулись ко мне за автографами. И так навалились на рекламный щит, что он рухнул, а все посыпались прямо мне в ноги.

ЭХ ВЫ, КОНИ...

- Когда-нибудь вы закончите выступать. Чем тогда займетесь?

- Полгода-год отдохну, а потом с мужем поедем лошадей воспитывать. У нас друг есть - Махмуд Токов, недалеко от Кисловодска живет. Он коней к соревнованиям готовит, у него два чемпиона России есть. Когда Махмуду нужно лошадь до кондиции довести, меня в седло сажает. По долинам, по горам могу скакать, пока лошадь не устанет. После моего веса она с жокеем, в котором и пятидесяти килограммов нет, как ветер несется.

- Если честно, трудно поставить точку в карьере?

- А зачем? Поменяем дисциплину и будем бегать дальше.

- 800 метров с барьерами, что ли?

- Если будет такая дистанция, то побежим. Но поскольку ее нет, будем просто бегать два круга.

Елена РЕРИХ