Газета Спорт-Экспресс № 201 (2397) от 4 сентября 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 сентября 2000 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2002. ШВЕЙЦАРИЯ - РОССИЯ - 0:1

ХОТЕЛИ, КАК НА ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЯХ.
А ПОЛУЧИЛОСЬ, КАК В ДЖУНГЛЯХ

Игорь РАБИНЕР

...Я шел на стадион "Динамо" не по заданию редакции. Я шел туда за тем, чтобы на расстоянии тысяч километров от стадиона "Хардтурм" ощутить непередаваемое чувство единения людей вокруг своей футбольной сборной.

И оно было, это чувство. Был сорванный голос после победного гола Бесчастных, были объятия с незнакомыми людьми после финального свистка, было дружное скандирование: "Рос-си-я! Рос-си-я!", от мощи которого ты в какие-то секунды переносился в Цюрих и оказывался рядом с блистательными Карпиным, Онопко, Нигматуллиным.

Но то, что происходило в Петровском парке почти весь первый тайм, внушило мне ужас. Фанатский беспредел - с сотнями вырванных кресел, с 13 обратившимися за медицинской помощью людьми (среди них была девушка, которой летевшее сзади кресло попало в шею), с расколотым, как грецкий орех, шлемом омоновца - находился за гранью добра и зла.

Ад на "Динамо", без всякого сомнения, был спланированным и подготовленным. И умышленно (для эпатажа общественного мнения и сладкого ощущения собственной безнаказанности) назначенным на тот момент, когда все должны были объединиться. Случившееся, мне кажется, расставило все точки над i в дискуссии о боевых фанатских группировках.

Это не футбольные фанаты. Это организованные преступные группы, которые в последнее десятилетие расцвели в России пышным цветом. То, что их совершенно не интересует футбол, в субботу вечером стало ясно как божий день. Когда из-за драки трансляция была прервана, это не произвело на хулиганов ни малейшего эффекта - наоборот, страсти разгорелись с новой силой. А когда боевики утихомирились и трансляция возобновилась, они быстро и организованно ушли со стадиона. Черное дело было сделано. И пока нормальные болельщики хватались за сердце во время удара Карпина в крестовину и ликовали после гола Бесчастных, "фанаты" совершали марш-погром по Тверской. Какой там футбол!

Самое страшное в том, что беспредел вновь остался без наказания. Агрессия околофутбольных боевиков развивается в стране такими темпами, что только пара-тройка показательных, широко освещаемых в прессе и на ТВ судебных процессов с внушительными приговорами могли бы остановить насилие. Но этого не происходит - как не происходит и внедрения людей из спецслужб в фанатские группировки, что тоже могло бы предотвращать конфликты. В отличие от Англии главари российских хулиганов продолжают спокойно посещать стадионы и дирижировать очередными злодеяниями.

А значит, безумие в Петровском парке вечером 2 сентября 2000 года рано или поздно может получить еще более страшное продолжение.

Замечательная по сути идея прямой трансляции матча из Цюриха на стадионе "Динамо" чуть было не обернулась кошмаром. Драка, устроенная группировкой хулиганов во время показа, вполне могла завершиться трагедией сродни той, которая произошла в 1982 году в Лужниках после матча "Спартак" - "Хаарлем". К счастью, этого не произошло - и прежде всего благодаря действиям правоохранительных органов. Все время трансляции в Петровском парке работала бригада "СЭ".

ИДИЛЛИЯ В ПЕТРОВСКОМ ПАРКЕ

Болельщики начинают стягиваться к Петровскому парку к 17 часам. Место их первой остановки - бар "Пенальти" по соседству, где в 20.00 начинается трансляция матча Украина - Польша. Немного обидно: наши фаны болеют пусть и не за Польшу, но против Украины. При этом по ходу игры сходятся во мнении: камерунский защитник Тчуйсе просто-таки необходим нашей национальной команде. Причина такого единодушия очевидна: фаны в восторге от темнокожего новичка польской сборной Олисадебе, который забивает украинцам два гола и зарабатывает пенальти.

За два часа до начала прямой трансляции из Швейцарии ничто не предвещает беспорядков на "Динамо". Приехавшие к стадиону болельщики направляются в кассы, где получают бесплатные билеты для прохода.

- Узнав, что в Москве на "Динамо" будет установлен большой экран, сразу побежал на Московский вокзал, - рассказывает нам питерский болельщик "Зенита" Олег. - Убежден, что проделал путь из Санкт-Петербурга в Москву не зря. Уверен, что наши победят - 2:0, а один из мячей обязательно забьет Саша Панов. И хочу порадоваться успеху национальной команды вместе с братьями-болельщиками из Москвы.

Болельщики ведут себя миролюбиво, все едины во мнении: мы - одна футбольная семья. Когда речь идет о национальной команде, надо забыть о вражде между фанами разных клубов. Слышим, как двое парней в красно-синих шарфах ЦСКА энергично доказывают фану, облаченному в зелено-красный флаг "Локомотива", что отставка Долматова была ошибкой, несмотря на последние успехи армейцев.

В половине десятого - за сорок пять минут до начала матча в Цюрихе - открывается вход на Западную трибуну "Динамо". Уже через двадцать минут практически все сектора заполняются болельщиками. К началу игры на трибуне собирается около семи с половиной тысяч человек. Это обстоятельство вызывает беспокойство у директора динамовской арены Олега Точеловича, который распорядился изготовить только восемь тысяч билетов. Многие приезжают с семьями, с маленькими детьми. Встречаем президента ПФЛ и генерального директора ФК "Динамо" Николая Толстых.

- То, что происходит сегодня на нашем стадионе, - яркое подтверждение популярному ныне тезису: "Футбол объединит Россию", - говорит он. - Обратите внимание: никто не гнал болельщиков на трибуны. Каждый из них вполне мог остаться дома и посмотреть матч по телевизору. Тем не менее люди собрались, чтобы вместе поддержать нашу команду.

Фаны с удовлетворением отмечают: качество картинки на экране размером 5 на 6 метров гораздо лучше, нежели два года назад на Поклонной горе. Еще не началась игра, а над Петровским парком разносится традиционное: "Россия - вперед!"

ХУЖЕ, ЧЕМ В АНГОЛЕ

Идиллия продолжается, увы, недолго. Первый тревожный звонок: за несколько минут до начала матча из района верхнего яруса вылетают две дымовые шашки. Оба ядовито-желтых снаряда падают на голову сидящих внизу. Шашки быстро тушат, но с этой минуты появляется гнусное предчувствие: это только начало.

Один из нас отправляется в расположенный под табло "Динамо" верхний сектор трибун и с тревогой убеждается: там собралась агрессивно настроенная группа фанатов. Большинство - как на подбор стрижены под ноль и одеты в черные джинсы и куртки. Забегая вперед, скажем: проанализировав происшедшее на стадионе, мы пришли к выводу, что этими доморощенными тифози руководила чья-то невидимая, но крепкая рука. Ведь все последующие действия футбольных хулиганов не были хаотичными. Погром на трибуне, учиненный в середине первого тайма, носил характер заранее спланированной провокации. Позже это предположение подтвердит начальник отдела по организации охраны общественного порядка ГУВД при проведении массовых мероприятий Александр Аратов. "Обычно мы задерживаем исполнителей, организаторы остаются в тени", - говорит он.

В первые минуты трансляции на секторах относительно спокойно. Болельщики на совесть поддерживают нашу сборную, все ведут себя по отношению друг к другу максимально корректно. И вот 9-я минута матча, когда датский арбитр Ким-Милтон Нильсен предъявляет желтую карточку Юрию Дроздову. Внезапно на верхнем секторе разгорается драка. Образуется давка: болельщики, сидящие в нижних рядах, оказываются прижатыми к стальным барьерам. И тут - как по команде - на поле и на нижние сектора летят пластиковые кресла. Внизу начинается паника. Сотрудники милиции, до этого настроенные по отношению к болельщикам вполне лояльно, пытаются пробиться в центр бушующей толпы, но сталкиваются с хорошо организованным противодействием фанов. В стражей порядка летят вырванные с мясом пластиковые сиденья. От некоторых кресел вандалы отдирают куски пластмассы: обычное химическое соединение мгновенно превращается в остро заточенный бумеранг. Прямое попадание подобного снаряда оставляет глубокие рваные раны на теле человека.

Журналистский долг заставляет нас отправиться на верхнюю трибуну, ближе к эпицентру столкновений. С точки зрения личной безопасности идея, конечно, не слишком удачная: на лестнице здоровенный детина бьет корреспондента "СЭ" по спине выдранным пластиковым креслом. Свалив хулигана с ног, пробиваемся на верхнюю трибуну.

Оттуда слышим, что инициаторы трансляции - главный редактор спортивных программ ТВЦ Сергей Ческидов и его заместитель Алексей Ефимов - прерывают показ и обращаются с просьбой прекратить бесчинства. Поздно: призыв остался неуслышанным, а побоище вспыхнуло с новой силой. На трибуны выдвигается ОМОН, до этого находившийся в резерве за территорией стадиона.

- Мы вынуждены были воспользоваться помощью бойцов особого назначения, - скажет позже ответственный за безопасность на стадионе, заместитель начальника УВД Северного административного округа, начальник милиции общественной безопасности полковник Алексей Лавушкин. - Ведь речь шла о жизни болельщиков и сотрудников милиции, оказавшихся в центре столкновений.

Нормальные болельщики пытаются выбраться с трибуны, пробравшись к беговым дорожкам и к выходам со стадиона. Пятью рядами выше нас десятеро отморозков избивают ногами упавшего сотрудника ОМОНа. Пытаемся пробиться к нему на помощь, но оказываемся вовлеченными в поток бегущих к нижним рядам трибун. Рядом с нами - молодой человек пытается на руках вынести с трибуны окровавленную девушку. У обоих по лицу катятся слезы. У девушки - от боли, у молодого человека - от унижения.

Уже внизу видим пробегающего фаната - из тех, кто принимал участие в столкновениях на Западной трибуне. "Менты - козлы, мы еще вернемся", - орет он и, к нашему удовольствию, исчезает в подтрибунном помещении. "Тоже мне, Бэтмен нашелся", - бормочет стоящий рядом швейцарский коллега. Он, похоже, шокирован не меньше нас: "За десять лет работы в журналистике четырежды приходилось бывать в командировках в так называемых горячих точках. В Анголе и Афганистане, в Ираке и Косове. Но такой дикости видеть не приходилось даже там".

Тем временем омоновцам удается оттеснить фанатов к выходу. Перед нами неприглядная картина: в верхнем секторе напрочь снесены все сиденья. Болельщики, добравшиеся до поля, начинают скандировать лозунг из одного слова: "Футбол!" Вновь к зрителям обращается Ческидов: "Мы сами идем к тому, чтобы наши стадионы превратились в огромные спортивные концентрационные лагеря, опутанные колючей проволокой в два ряда. Давайте не будем сами себе рыть яму! Давайте смотреть футбол и вместе болеть за Россию!" "Давайте хотя бы во втором тайме будем вести себя по-человечески", - призывает ведущий программы "ОСП-студия" Сергей Белоголовцев. Эти слова имеют действие: беспорядки прекращаются, люди возвращаются на трибуны, и трансляция возобновляется.

Что же до зачинщиков беспорядков, то они покидают стадион до начала второго тайма. Сотрудник правопорядка пытается остановить одного из хулиганов, но слышит истеричный крик: "Болельщика бьют!" С таким лучше не связываться. И хулиган безнаказанно покидает пределы "Динамо".

Подходим к Толстых. Его первая реакция: "Виноваты руководители ОМОНа. Они ведь прекрасно знали, какую реакцию вызовет у фанов появление бойцов особого назначения". В конце матча Толстых дает другую, более взвешенную оценку: "Произошедшее во время первого тайма - целенаправленная акция группы отморозков, призванная испортить праздник истинным болельщикам футбола".

- Вы рискнете еще раз организовать на подведомственном стадионе такое же мероприятие во время следующей игры нашей сборной?

- Да. Если это будет нужно для футбола и болельщиков.

Встречаем врача центра экстренной медицинской помощи Комитета здравоохранения Москвы Александра Незамаева. Он отвечает за медицинское обеспечение во время проведения акции. "К нам обратились 13 человек, четверо - госпитализированы, - сообщает он. - У всех один диагноз - черепно-мозговая травма средней тяжести. Среди пострадавших есть и одна девушка". Позже узнаем: с диагнозом "закрытая черепно-мозговая травма" доставлен в Боткинскую больницу и сотрудник ОМОНа лейтенант Тарасов.

МОЖНО ЛИ БЫЛО ИЗБЕЖАТЬ ЭТОГО?

Еще в пятницу высшие милицейские чины весьма скептично оценивали идею проведения этого мероприятия. "У нас только день на подготовку, а этого явно недостаточно, - говорил тогда Аратов. - Кроме того, я вообще противник того, чтобы массовые мероприятия такого рода проводились после наступления темноты".

- Почему бы нашим правоохранительным органам не перенять опыт английских коллег, которые в течение 5 лет не пускают на стадион лиц, единожды замеченных в хулиганских действиях во время матча? - спрашиваем Аратова.

- У нас есть специальная картотека: там отмечены имена около 700 задержанных за хулиганство во время футбольных матчей. Мы даже знаем агрессоров в лицо: на каждом матче установлены специальные камеры, снимающие потенциально взрывоопасные сектора болельщиков. Но при этом с юридической точки зрения у нас нет права не пустить хулиганов на стадион.

- Поняли, что ситуация может выйти из-под контроля еще до игры, когда увидели, что в третьем секторе верхнего яруса сосредоточилась агрессивно настроенная группа фанатов. - говорит в свою очередь Лавушкин. - Они поджигали газеты и петарды, плевали в милиционеров. Никакие уговоры на них не действовали. Когда начались беспорядки, мы были вынуждены ввести на трибуны бойцов ОМОНа. Знали при этом, что они вызовут у фанов негативную реакцию. Но другого выхода не было: иначе в давке пострадали бы ни в чем не повинные люди. Мы не ставили перед ОМОНом задачу извлечь с трибун зачинщиков беспорядков. Попросили создать нечто вроде коридора из собственных тел, чтобы нормальные болельщики могли покинуть эту трибуну.

- Сколько футбольных хулиганов задержано органами милиции?

- На стадионе - ни одного, мы боялись спровоцировать новый конфликт.

- Спорное решение: завтра те же самые люди снова придут на стадион и устроят новые беспорядки.

- Это тема для отдельного разговора. Мы неоднократно призывали организовать нечто вроде консилиума с участием футбольных функционеров, тренеров, болельщиков, представителей средств массовой информации и ГУВД. На нем должны быть определены параметры обеспечения безопасности в ходе футбольных матчей.

- Как оцениваете свою работу во время акции?

- Я сделал все, что мог. Подробный разбор наших действий состоится в ближайшие дни на совещании в руководстве ГУВД.

У директора стадиона Олега Точеловича сейчас немало забот: он должен успеть отремонтировать трибуны к 6 сентября, когда состоится матч "Динамо" - "Спартак". "Придется работать днем и ночью, - говорит он. - Точную сумму нанесенного ущерба назвать не могу. Скажу лишь, что установка каждого кресла обойдется футбольному клубу "Динамо" в 180 рублей (по нашим подсчетам, в ходе драки оказались поврежденными около 2000 кресел. - "СЭ").

Напоследок приведем свидетельство еще одного очевидца произошедшего на "Динамо", болельщика Алексея, опубликованное на гостевой странице интернет-сайта "СЭ".

ФАНАТСКОЕ ПОКАЯНИЕ

"Заварушка началась на секторе, где преобладали фаны ЦСКА, которые, желая немного развлечься, устроили уже привычный для всей милиции слэм и запалили немного селитры. В ответ получили неадекватные действия правоохранительных органов. Потом подключился сектор со "спартаковской" основой. И понеслось!.. Доставалось всем подряд. Такого беспредела я, клянусь, уже давно не видел. Многих не согласных с мнением фанов просто втаптывали в сектор, доставалось девушкам (одну из них я видел в состоянии шока после произошедшего, задыхающуюся, что-то несвязно говорящую). А в это время на другом секторе завязалось самое настоящее побоище: с корнем выламывались стулья, перила, ограждения. Все это летело в ОМОН, хотя сначала сложилось впечатление, что это фаны ЦСКА и "Спартака" схлестнулись между собой на секторе. Скорее всего, правда, это не так: просто нашли общего врага - ОМОН и решили, что ему не место на трибуне. Минут на 15 успокоившись и вновь вернувшись на свои места, в конце первого тайма совместные бригады спартаковских, армейских и динамовских hool's двинули на выход. На стадионе больше делать было нечего, так как пошел слух, что ОМОН вернется с огромным подкреплением и после матча будут "вязать" и правых, и виноватых. Потом был марш по Тверской с полным беспределом по отношению к нерусским - кавказцам, неграм, азиатам и поклонникам музыки в стиле хип-хоп. Я не хочу оправдывать действия фанов на стадионе. Что и говорить, ребята, мы переборщили. Пострадали от наших рук совершенно неповинные люди. Ребята, не стоило так зверствовать на трибунах, тем более что эта трансляция была для нас с вами. Нам пошли навстречу с трансляцией, а мы показали себя свиньями".

Никита КИМ, Вячеслав КОРОТКИН, Максим ЛЕБЕДЕВ

P.S.Как сообщил вчера "СЭ" зам. главного редактора спортивных программ ТВЦ Алексей Ефимов, телекомпания совместно с футбольным клубом "Динамо" намерена, несмотря на случившееся, организовать подобный показ и следующего матча нашей сборной - против Югославии.